Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Финансовые супермаркеты будущего

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
Цифровая революция стала главным вызовом для классических финансовых институтов.

По данным исследования Global Corporate Banking 2016: The Next-Generation Corporate Bank американской консалтинговой компании BCG, топ-игроки мирового рынка финансовых услуг вкладывают серьезные средства в создание банковских моделей следующего поколения. 2017 год, по мнению авторов доклада, станет чуть ли не решающим в борьбе за место на рынке. «В ближайшие пять лет прибыль банков, не успевающих внедрять цифровые технологии, сократится на 15–30% по сравнению с более динамичными конкурентами», — прогнозировали в BCG в 2015 году. Чтобы остаться конкурентоспособными в новой цифровой экономике, традиционным финансовым институтам предстоит решить ряд проблем, используя современные возможности.

Технологические обстоятельства

Мировое банковское сообщество до сих пор главным соперником считало участников рынка финтех — финансово-технологические компании, не обремененные устаревшими IT-системами, сложной системой ценообразования и консервативной корпоративной культурой и способные предложить потребителям инновационные продукты и услуги, альтернативные традиционным.

Согласно опросу, проведенному PricewaterhouseCoopers (PwC) среди более 500 компаний в 48 странах мира, 95% банков опасаются потерять часть бизнеса в связи с активностью компаний сегмента финтех. Более 20% бизнеса в отрасли финансов к 2020 году подвергнется риску в связи с воздействием новых технологий, прогнозируют авторы всемирного обзора PwC.

По данным американской CB Insights, инвестиции в финтех в мире выросли более чем в пять раз по сравнению с 2012 годом и составляют свыше $13 млрд ежегодно. В России, по данным РВК, инвестиции в рынок финансово-технологических компаний тоже растут: в прошлом году они увеличились в полтора раза по сравнению с 2015-м и составили $15 млн.

Представители финтеха развивают решения для платежей, например электронные деньги и кошельки, агрегаторы пластиковых карт и p2p-переводы, сервисы эквайринга, в том числе мобильные POS-терминалы. Они формируют платежную инфраструктуру, шлюзы онлайн-оплаты и приложения для веба и мобильных.

Технологичные компании активно занимают нишу онлайн-кредитования как для частных лиц, так и для бизнеса. В Америке, например, 20% небольших компаний ищут финансирование в онлайне через финтех-сервисы, согласно отчету Федеральной резервной системы США по итогам 2015 года. Среди фирм с доходом менее $100 тыс. 30% пользуются онлайн-кредитованием.

Небанковское онлайн-кредитование в России пока не развито в силу особенностей законодательного регулирования, считает гендиректор компании Smart Engines, заведующий лабораторией «Информатика и управление» Федерального исследовательского центра РАН Владимир Арлазаров. Хотя деньги бизнесу очень нужны.

«Для нашей системы эти модели новые, сейчас для регуляторов они имеют все признаки финансовых пирамид. Но, полагаю, в ближайшем будущем этот рынок потребует пересмотра его правил и выработки норм регулирования, как это было с микрофинансовыми организациями», — отмечает гендиректор Smart Engines.

Впрочем, большинство традиционных финансовых компаний, в том числе в России, уже поняли, что с финтехами выгоднее сотрудничать: порядка 9% традиционных финансовых компаний покупают технологические стартапы, запускают собственные дочерние компании (11%), пользуются услугами (22%) или реализуют совместные программы с участниками финтех-рынка (32%). Однако «существенное меньшинство» банков (25%), по данным PwC, пока эту необходимость не осознали.

В отличие от западных коллег российские банки оказались намного мобильнее и довольно быстро стали пересматривать свои технологические ресурсы и бизнес-модели, считает Владимир Арлазаров. В России финтех скорее работает на банки. Например, Double Data разрабатывает для банков скоринговые алгоритмы, а VisionLabs и Smart Engines — технологии распознавания изображений и лица для верификации новых клиентов по диджитал-каналам.

«В России финтех никогда не был проблемой для банков. Специфика локального рынка — консервативность и недоверие к технологиям самих пользователей, особенно когда дело касается финансов. Финтех же позволяет банкам и их клиентам решать многие локальные проблемы. Технологичным компаниям нужна экосистема, которая есть у банков, что способствует кооперации», — говорит руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас.

По словам Шакманаса, если банкам и нужно кого-то опасаться, то скорее цифровых гигантов, таких как американские Google, Facebook и китайский WeChat, которые обладают большой клиентской базой и ресурсами и проявляют интерес к рынку финансовых услуг. Впрочем, регуляторы российского рынка пока на стороне банков.

Цифровой ответ

Влияние финтеха привело к появлению банков нового поколения. Так, в Великобритании банковские лицензии получили работающие исключительно онлайн и не имеющие ни единого офиса Atom Bank и Tandom Bank. Atom уже открывает сберегательные счета и выдает кредиты малым и средним компаниям. Все операции проходят исключительно через мобильное приложение. В апреле 2016 года на счетах клиентов банка было более £100 млн.

Вторым по влиянию в мире необанком, согласно рейтингу швейцарского финансового издания Fintech News, является американский Moven. Далее в списке китайские WeBank и MYbank. Последний запущен Alibaba Group, основным его продуктом являются ссуды малому бизнесу размером до $805,2 тыс.

Основным отличием необанков от банков предыдущего поколения является модель mobile first. Международная исследовательская компания Burnmark в 2016 году насчитала порядка 70 таких необанков по всему миру. Пока большинство из них ориентировано на розничных клиентов.

Одна из главных тенденций банковского рынка последних лет — распространение инновационных моделей обслуживания на бизнес-сегмент, говорит член совета директоров интернет-бухгалтерии «Мое дело» Олег Анисимов. Однако в нестабильных экономических условиях для большинства российских компаний на первом месте стоит надежность банка, поэтому они традиционно выбирают государственные и крупные частные банки. По мнению Анисимова, застрахованные государством от дефолта банков на 1,4 млн руб. индивидуальные предприниматели уже чаще смотрят в сторону более дешевых и быстрых сервисов. Российские аналоги необанков, ориентированные на дистанционные каналы обслуживания, или совсем не имеющие, либо минимизирующие офлайн-взаимодействие с клиентами, такие как «Точка», «Тинькофф», Модульбанк, активно борются за клиентов из числа МСБ.

Дальнейшее их развитие, как и классических финансовых организаций для бизнеса, по мнению опрошенных РБК+ экспертов, связано с созданием своего рода финансовых супермаркетов, интеграцией банковских услуг со смежными сервисами — интернет-бухгалтерией, CRM-системами, кредитными площадками. «Банки будут конкурировать не только по цене, надежности, марке, но и по набору услуг, которые идут рядом с классическими расчетными», — говорит Олег Анисимов.

Диджитализация в корпоративном банкинге усиливает конкуренцию и на рынке транзакционных продуктов для крупного бизнеса. Российские банки в этом сегменте идут по пути западных коллег — стремятся к созданию так называемых клиентских экосистем, говорит руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка Евгений Козеренко.

«Задача банка — создать технологичные финансовые решения для всей цепочки поставок от крупной компании до ее подрядчиков. Это требует выстраивания «сквозных» процессов внутри банка, меняет всю традиционную систему», — отмечает Козеренко. По его словам, в этом году Промсвязьбанк начинает тестировать такой «бесшовный» банк.

Будущее — за банками, которые включают в себя простой удобный мобильный банкинг, автоматизированную обработку документов, интеграцию с различными онлайн-системами, согласен главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Однако он сомневается, что классические финансовые институты с их громоздкой системой управления и принятия решений могут быть готовы к радикальным переменам, которые повлечет дальнейшее цифровое развитие.

Виртуальный диалог

Банкиры между тем уверены, что их опыт работы с клиентами, помноженный на внедряемые технологические инновации, станет их преимуществом.

«Вход в мобильный банк по голосу или селфи — здорово, но до определенного момента это просто развлечение, которое не является инновационным прорывом и не несет ценности для клиента. Некоторые банки попробовали, но в итоге отказались от этих способов», — говорит Алгирдас Шакманас. Сегодня банки ждут возможности внедрения полноценного дистанционного открытия счета с помощью удаленной идентификации личности, подчеркивает эксперт. Безопасные и точные технологии распознавания, по его словам, станут на огромной территории России настоящей инновацией и позволят значительно увеличить армию потребителей банковских услуг без дополнительных офисов и человеческих ресурсов. «Удаленная идентификация пользователей упростит логистику банковского обслуживания, более того, именно эта технология станет настоящим переворотом», — уверен руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка.

Подобный сервис для клиентов банков — физических лиц может появиться в России уже в 2018 году. О том, что компания «Ростелеком» по поручению Минкомсвязи и Банка России работает над созданием Национальной биометрической платформы, в мае на конференции «Цифровая индустрия промышленной России — 2017» рассказал президент компании Михаил Осеевский.

Национальная биометрическая платформа позволит банкам идентифицировать пользователей по биометрическим данным, частные лица смогут осуществлять операции полностью дистанционно. Для этого предстоит внести существенные коррективы в действующее законодательство.

«Единая биометрическая база для россиян станет стимулом внедрения технологии и для корпоративных клиентов банков, одновременно повышая безопасность и сокращая временные затраты операторов контактных центров на удаленную идентификацию клиентов», — говорит руководитель направления «Контактные центры» системного интегратора CTI Платон Бегун.

Сегодня клиенты требуют от банков своевременного и качественного решения своих проблем с минимальными усилиями со своей стороны. Способность адекватно и быстро реагировать на запросы бизнеса дает банкам применение технологии искусственного интеллекта.

«Многие банки уже внедряют или планируют внедрить технологии омниканального обслуживания, а также технологии анализа больших объемов неструктурированных данных, собранных из различных источников (Big Data). Аналитические системы Big Data позволяют измерить клиентский опыт и путь клиента при общении с банком», — отмечает Платон Бегун.

«Мы ждем серьезных дивидендов от внедрения технологий искусственного интеллекта после обучения алгоритмов и их масштабирования на всю клиентскую базу», — заключает Алгирдас Шакманас.

Инструменты Технологии и экономическая среда
Скачать Содержание
Закрыть