Решения , Весь мир ,  
0 

Дороги Дальнего

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Туристические жемчужины востока России с каждым годом привлекают все больше туристов, однако для настоящего бума в отрасли необходимо снять инфраструктурные ограничения.

По итогам 2016 года туристический поток в ДФО вырос на 35%, превысив 4,5 млн человек. Лидером стал Приморский край, вошедший в пятерку самых популярных туристических регионов страны, — на него приходится около 70% всего дальневосточного турпотока. В 2016 году Приморье посетили 3 млн гостей, из них 585 тыс. — иностранцы (прежде всего из КНР, а также Республики Корея и Японии). Значительный рост турпотока продемонстрировали Сахалинская область (+60%), Амурская область (+16%), Хабаровский край (+13%), Камчатка (+10%).

Для дальнейшего развития туризма Дальнему Востоку требуется решение ряда инфраструктурных проблем. В основных аэропортах макрорегиона в первом полугодии 2017-го наблюдается увеличение числа пассажиров. Пассажиропоток крупнейшего в ДФО аэропорта Владивосток увеличился на 18%, достигнув 937 тыс. пассажиров, рост на международных направлениях составил 40% (337 тыс. пассажиров). В аэропорту Хабаровска рост на международных направлениях составил 45%, до 168 тыс. человек, а в Петропавловск-Камчатский международными рейсами прилетели почти вдвое больше пассажиров. Перед воздушными гаванями стоит необходимость обновления инфраструктуры. На ближайшее время запланирована модернизация аэропортов Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Хабаровска.

Значительный потенциал создает строительство автомобильного трансграничного моста между Благовещенском и Хэйхэ (КНР, провинция Хэйлунцзян). После его открытия, запланированного на 2019 год, граждане России и Китая получат возможность пересекать границу на личных автомобилях. В рамках проекта предусматривается также возведение трансграничной канатной дороги, что вообще не имеет прецедентов на российской границе.

Визовое смягчение

С 1 августа текущего года краткосрочные электронные визы (на срок до 30 дней) в РФ могут получать жители ряда стран (Бруней, Индия, КНР, КНДР, Мексика, Сингапур, Япония, Алжир, Бахрейн, Иран, Катар, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Тунис, Турция).

В настоящее время иностранцы могут воспользоваться облегченным визовым режимом, прибыв во Владивосток на круизном судне. Выдача разрешения на проведение круизов происходит в режиме «одного окна», туристам на борту круизного судна не требуется получения пропусков в приграничную зону.

Главным препятствием для развития внутреннего туризма является высокая стоимость авиабилетов на Дальний Восток из европейской части России: в разгар турсезона цены на билет экономкласса туда и обратно могут превышать 50 тыс. руб. Меры, принимаемые для снижения авиатарифов, пока носят точечный характер.

Важным событием для отрасли стало недавнее принятие закона о предоставлении налоговых льгот для туристического бизнеса на Дальнем Востоке. С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022-го организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в ДФО, получат нулевую ставку на прибыль на пять лет. В первую очередь преференции касаются владельцев гостиниц и туристических баз. В настоящее время нехватка развитой туристской инфраструктуры является одним из препятствий для успешного развития отрасли, делая Дальний Восток неконкурентоспособным по сравнению с зарубежными направлениями.

Существует концепция проекта «Восточное кольцо России», предполагающая разработку маршрутов, охватывающих регионы ДФО и Забайкалья. Также Ростуризм ведет переговоры с крупными туроператорами о расширении их деятельности для работы в ДФО, в частности о формировании пакетных туров на базе чартерных авиаперевозок.

ТОР и кластеры

Две территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке имеют туристско-рекреационный профиль — ТОР «Горный воздух» на Сахалине и ТОР «Камчатка» в Камчатском крае. Для развития туризма предлагается использовать и программу «Дальневосточный гектар», благодаря которой предприниматели смогут получать землю для развития гостиничного бизнеса.

ТОР «Горный воздух» в Южно-Сахалинске была учреждена весной 2016 года, здесь идет активное строительство новых объектов. В основе этой ТОР находится известный горнолыжный комплекс, имеющий хорошие перспективы для расширения. Осенью текущего года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь лыжно-биатлонного комплекса в районе дворца спорта «Кристалл». На территории ТОР возводится и водноспортивный комплекс, который станет крупнейшим в ДФО (общая площадь составляет 46 тыс. кв. м). В рамки ТОР включен аэропорт Южно-Сахалинска, идет поиск подрядчика для строительства нового аэровокзального комплекса за счет средств регионального бюджета. Сахалинская ТОР постепенно привлекает и иностранных участников. Совместное российско-японское предприятие «Хонока Сахалин» приступило к строительству бальнеологического комплекса у подножия горы Большевик.

Островное расположение региона открывает дополнительные возможности для развития круизного туризма и налаживания паромного сообщения с Японией.

В рамках ТОР «Камчатка» на территории курортного поселка Паратунка планируется создать рекреационный центр «Тулуач», в перспективе рассматривается строительство горнолыжного курорта. Ведется реконструкция санатория «Жемчужина Камчатки», где находятся термальные скважины, являющиеся визитной карточкой района. В проект предполагается инвестировать 5,5 млрд руб. Завершенным проектом в рамках ТОР является аквапарк «Чудо-остров». Кроме того, туристско-рекреационный комплекс под рабочим названием «Петропавловская гавань» планируется возвести на берегу Авачинской губы (инвестор — ООО «Кедр»).

Ставка на Камчатке, как и на Сахалине, делается и на развитие круизного туризма. В целях расширения возможности приема круизных лайнеров был модернизирован морской порт Петропавловска-Камчатского. В рамках ТОР «Камчатка» компания «Витязь-Аэро» готова предоставить для туристов 20 вертолетов Ми-8 для посещения отдаленных, но привлекательных частей полуострова, в стадии разработки находится комплекс легкомоторной авиации, что позволит также удешевить полеты.

В Приморье, несмотря на его лидерство по числу туристов, пока нет специализированной туристско-рекреационной ТОР, но на данный момент действуют несколько туристско-рекреационных кластеров. Их предполагается сделать частью приморского маршрута проекта «Восточное кольцо России», в котором Приморью отводится роль основного логистического хаба.

Туристические проекты планируется развивать также в рамках новой приморской ТОР «Остров Русский», концепция которой была утверждена в июне текущего года. Здесь предполагается возведение Центра международного сотрудничества, включающего конгрессно-выставочный центр, в том числе для ежегодного проведения Восточного экономического форума. Также на территории острова предполагается использование системы Tax Free. Для поддержки инвесторов в ближайшие два года на развитие инфраструктуры на острове Русский Минвостокразвития выделит 3,8 млрд руб. бюджетных средств.

Постепенно развивается в Приморье интегрированная игорная зона, расположенная в бухте Муравьиная под Владивостоком. В России игорный бизнес имеет право функционировать лишь в нескольких специально созданных зонах, и на Дальнем Востоке появится крупнейшая из них, рассчитанная как на российских, так и на иностранных туристов. На данный момент общая сумма подписанных инвестиционных договоров составила более 113 млрд руб.

В Хабаровском крае с точки зрения туристического потенциала интересен проект развития амурского острова Большой Уссурийский. Проект предполагает широкое сотрудничество с Китаем. Будут предусмотрены мероприятия по охране природы, так как прежний проект развития территории был подвергнут критике из-за угрозы сохранению окружающей среды.

Дороги Дальнего

Решения Импульс развития Дальнего Востока
Скачать Содержание
Закрыть