Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Господдержка разгоняет грузовики

Фото:  Олег Харсеев/Коммерсантъ
Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ
Оживление экономики открывает возможности для давно назревшего обновления парка коммерческой автотехники. Поддержку растущему рынку оказывают государственные меры стимулирования, включая льготный лизинг.

Модернизация назрела

Более двух третей перевозок грузов в России приходится на долю автогрузового транспорта, однако большая часть техники морально и физически устарела. По данным аналитического агентства «Автостат», на 01.01.2017 в стране насчитывалось около 8,1 млн единиц коммерческой техники. Почти половина от общего числа приходится на долю легких коммерческих автомобилей (LCV)  — 49,3%. Несмотря на то что этот парк самый молодой, 42% автомобилей в нем старше 15 лет. Крупно— и среднетоннажные грузовики (HCV и CV) составляют 45,8% всей коммерческой техники, их изношенность еще выше — 65% автомобилей выпущены до 2002 года (некоторые еще в советский период), средний возраст автомобиля достигает 20 лет, а стандарту Евро-4 соответствуют лишь 13% машин. Оставшиеся 4,9% парка приходятся на автобусы, 45% которых также старше 15 лет. Во всех сегментах лидирует техника отечественного производства; самое высокое проникновение иномарок наблюдается в сегменте LCV — 37%, минимальное — среди грузового транспорта (менее 21%).

Давно назревшая модернизация коммерческого автопарка в последние годы сдерживалась экономическим кризисом, падением цен на нефть и покупательной способности населения, а также снижением товарных потоков из-за рубежа в условиях санкций. Однако наметившееся в 2016 году оживление российской экономики и укрепление курса рубля уже успели благоприятно сказаться на автомобильном рынке, включая сегмент коммерческого транспорта, — после нескольких лет падения он перешел в устойчивый рост.

Повышение активности малого и среднего бизнеса, рост объемов магистральных автоперевозок (по прогнозу Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли, в среднесрочной перспективе рост составит 3,5% в год) требуют значительного расширения и обновления парка тяжелого и легкого автотранспорта, активизируя так называемый отложенный спрос. Кроме того, на рынке грузоперевозок отмечается консолидация: в структуре владения легкими коммерческими автомобилями доля частных лиц снизилась с 51% в 2014 году до 36% в 2017-м, число индивидуальных предпринимателей, занятых в оптовой и розничной торговле, за тот же период сократилось на 11%. Этот фактор также влияет на спрос: в отличие от мелких игроков, ориентирующихся на самую дешевую подержанную технику, крупные компании имеют больше возможностей обновлять парк.

Продолжающаяся программа модернизации автобусных парков в регионах наряду с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года подстегивает рост и этого сектора — так, с января по май нынешнего года в Москве автобусный рынок вырос на 155,2% (а учитывая объявленную столичными властями программу перехода на электротранспорт, в ближайшие годы рост будет не менее бурным). Наконец, свой вклад вносят государственные программы стимулирования спроса на автомобили, включая льготный лизинг.

Господдержка по-новому

В прошлом году государство потратило на поддержку российского автопрома почти 138 млрд руб. Из них 22,5 млрд были выделены на программу обновления парка транспортных средств, 11,3 млрд — на льготное кредитование, 5 млрд — на льготный лизинг, 3,3 млрд пошли на поддержку экспорта, еще 3 млрд — на стимулирование закупок газомоторного транспорта.

В нынешнем году подходы к мерам поддержки автопрома решено было пересмотреть. Как отмечал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, задачей являлась «персонификация» и перенаправление поддержки в плохо растущие сектора. Несмотря на сокращение объемов финансирования до 63 млрд руб., к действующим программам был добавлен ряд новых. Объем финансирования запущенных с середины года льготных кредитных и лизинговых программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело» вместе с программами поддержки закупки газомоторной техники и городского общественного электротранспорта, закупкой школьных автобусов и карет скорой помощи должен составить 17,4 млрд руб. Примерно столько же получат российские автопроизводители в виде субсидий, а программу поддержки льготного лизинга решено было увеличить вдвое — до 10 млрд руб. В Минпроме рассчитывали, что новые меры поддержки должны стимулировать производство и продажу почти 1 млн единиц техники (как легковой, так и коммерческой).

Льготный лизинг

Программа льготного лизинга была запущена Минпромторгом еще в 2015 году и с тех пор непрерывно росла в объеме: первоначально на эти цели было выделено 2,5 млрд руб., в 2016 году — уже 5 млрд руб., а в нынешнем году финансирование достигло 10 млрд руб. Ее целью является стимулирование спроса на отечественную технику за счет субсидирования затрат лизинговых компаний при предоставлении скидки клиентам по авансовым платежам. Проводниками программы являются непосредственно лизинговые компании; сейчас в списке Минпромторга насчитывается 61 организация этого профиля.

Как ожидается, новые программы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» позволят расширить круг лизингополучателей и привлечь на рынок покупателей, которые раньше не имели возможности взять автомобиль в лизинг. Программы предполагают увеличение размера скидки с 10 до 12,5% от стоимости нового транспортного средства при оплате первоначального взноса, максимальная сумма скидки увеличена с 500 тыс. до 625 тыс. руб. на единицу техники. Воспользоваться преимуществами могут лизингополучатели, приобретающие магистральные тягачи российского производства, сельхозпроизводители и субъекты малого и среднего бизнеса. Кроме того, с июля заработала и программа субсидирования лизинга новой коммунальной и дорожно-строительной техники.

Меры господдержки влияют не только на автомобильный, но и на сам лизинговый рынок. Как отмечается в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), государственная программа льготного автолизинга оказывала ключевое позитивное влияние на объем лизинга автотранспорта в последние два года. По расчетам Минпромторга, в 2016 году в рамках льготного лизинга было приобретено более 27,9 тыс. автомобилей, а в нынешнем году их число возрастет до 41,5 тыс. единиц. Специализированные лизинговые программы должны добавить к этой цифре еще 27,3 тыс. автомобилей. Впрочем, за первые два месяца их действия по программе «Свое дело» было реализовано только 3,9 тыс. единиц техники, в рамках программы «Российский тягач» — 767, а по программе «Российский фермер» — лишь 124. Всего же с 1 января по 17 сентября 2017 года в рамках программ льготного кредитования, льготного лизинга и обновления парка было продано 597,9 тыс. автотранспортных средств, то есть господдержка обеспечила почти 58% от общего объема продаж. Однако основная часть пришлась на долю легкового, а не коммерческого транспорта.

Впрочем, сами игроки рынка оценивают новые меры господдержки неоднозначно. Недовольство программой неоднократно высказывали в группе ГАЗ. По мнению автопроизводителя, введение сегментарных программ льготного лизинга не подходит для сегмента коммерческого транспорта: для 75% представителей малого и среднего бизнеса, а также фермеров лизинг остается слишком дорогим инструментом. В результате новые госпрограммы не будут стимулировать рост продаж, как прежние программы утилизации и трейд-ин, а просто предоставят скидку тем, кто и так готов приобретать автомобили в лизинг, полагают в компании.

Сами лизинговые компании, напротив, оценивают роль господдержки позитивно. По словам руководителя дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрея Волкова, в 2016 году отмечался рост лизинговых продаж по всем сегментам коммерческого транспорта. «Простая и эффективная государственная программа субсидирования лизинга стала основным драйвером роста, поскольку у предпринимателей были опасения относительно дальнейшего ее продления. В текущем году программы господдержки продлены, спрос на авторынке во всех сегментах после длительного падения все же начал восстанавливаться, поэтому есть основания рассчитывать на увеличение темпов роста лизинга в автопродажах», — говорит он.

По словам замглавы Минпромторга Александра Морозова, программы поддержки спроса на продукцию отечественного автопрома предполагается продлить и на 2018 год; не исключено, что это коснется только автомобилей, которые оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.

Инструменты «К нам потянулись владельцы небольших магазинов, мастерских, булочных»
Скачать Содержание
Закрыть