Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Цифровая модель экономики

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Диджитализация повседневных привычек потребителей позволит сохранить темпы роста оборота Рунета, сильно опережающие общую динамику экономики страны. Необходимое условие — взвешенность госрегулирования отрасли.

Вклад экономики Рунета в ВВП страны в 2018 году составил 3,9 трлн руб., подсчитали аналитики Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Этот показатель за год вырос на 11% — почти в пять раз быстрее общих темпов роста экономики (2,3% по оценке Росстата). В правительстве рост цифровой экономики оценивают еще оптимистичнее — 15% в год, об этом премьер-министр Дмитрий Медведев заявил на недавней встрече с представителями Mail.Ru Group и «Яндекса». По словам главы Белого дома, правительство борется за каждый процент роста экономики и 3% уже считает очень хорошим результатом. «А тут — 15%! И поэтому выжать из этого вы должны все, но и государство, конечно, тоже», — заявил премьер. Он напомнил, что до 2024 года в развитие цифровой экономики в рамках нацпроекта планируется вложить около 2 трлн руб., что эквивалентно 2% ВВП, — и это должно оказать прямое влияние на интернет-отрасль.

Рынки Рунета

Электронная коммерция остается самым крупным сегментом интернет-экономики и одним из немногих в экономике в целом, демонстрирующим устойчивый рост, говорит завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Согласно его данным, по итогам прошлого года российский рынок интернет-торговли составил около 2,5% ВВП. Для сравнения: в США — 2,5%, в Великобритании — около 8%, в Германии — 3%. «За пять лет доля электронной коммерции достигла 4% в общем объеме розничной торговли, показав более чем двукратный рост с 2013 года», — говорит Дмитрий Завьялов.

Напомним, что методология РАЭК выделяет семь главных хабов — сегментов рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых технологий. Так, в 2018 году объем рынка электронной коммерции составил 2 трлн руб. (+16% за год), рынка маркетинга и рекламы — 262 млрд руб. (+17%), рынка инфраструктуры и связи — 106 млрд руб. (+17%), рынка цифрового контента — 75 млрд руб. (+7%).

Впрочем, темпы роста онлайн-ретейла замедлились по сравнению с периодом 2013–2017 годов (тогда он рос в среднем на 30% в год) на фоне снижения покупательной способности населения. Бурный ежегодный рост остался в прошлом, но оборот рынка продолжает увеличиваться на 18–20% ежегодно, говорит Дмитрий Завьялов: денежный оборот растет за счет притока новых покупателей и увеличения частоты покупок.

В Digital Insight отмечают резкий рост числа заказов в российских интернет-магазинах (241 млн, что на 25% выше уровня 2017 года) на фоне слабо отрицательной динамики среднего чека. За последние пять лет количество заказов внутри страны выросло в 2,25 раза, однако только в 2018 году их динамика роста сравнялась с зарубежными онлайн-покупками. Почти две трети отечественного рынка контролируют два крупнейших игрока — WildBerries и Ozon, самыми популярными товарами остаются электроника и техника, товары для дома и ремонта, но самый быстрый рост демонстрируют продукты питания, товары для красоты и здоровья и DIY («сделай сам»). Рынок электронных платежных услуг, например, по данным РАЭК, в прошлом году вырос на 37,7%, до 1125 млрд руб.

Таким образом, даже при снижении ежегодных темпов роста специалисты прогнозируют удвоение объемов рынка в ближайшие пять лет, говорит Дмитрий Завьялов.

По прогнозам американского банка Morgan Stanley, с 2018 по 2024 год российский рынок e-commerce вырастет с 1,3 трлн до 3,5 трлн руб. за счет притока инвестиций (до $1 млрд) и зрелости интернет-аудитории, привыкшей совершать покупки через интернет. В банке полагают, что развитие будет происходить по китайской модели, и ждут углубления кооперации онлайн-игроков с розничными сетями. Претендентами на лидерство могут стать совместные предприятия с участием «Яндекса» и Mail.Ru Group или Ozon, причем крупнейший игрок способен сосредоточить в своих руках до 60% рынка. Этот сценарий уже отчасти реализуется: в 2018 году была закрыта сделка «Яндекса» и Сбербанка по созданию «российского Amazon» — крупнейшими проектами совместного предприятия стали онлайн-маркетплейсы «Беру» для российской и Bringly.ru для трансграничной торговли. Mail.Ru Group, в свою очередь, заявила о намерении создать совместное предприятие с китайской Alibaba на базе AliExpress Russia и при участии Российского фонда прямых инвестиций.

Человеческий фактор

Рост интернет-аудитории и ее привыкание к цифровому контенту — один из серьезных факторов развития экономики Рунета. В прошлом году, по данным Mediascope, число активных пользователей в Сети увеличилось на 3% по сравнению с 2017-м и достигло 90 млн человек.

Больше всего времени пользователи по-прежнему проводят в социальных сетях. Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМа, 62% россиян пользуются соцсетями: 41% заходят туда ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, еще 4% — несколько раз в месяц. 82% опрошенных в возрасте 18–24 лет не проводят и дня без соцсетей, среди пользователей старше 60 лет такое поведение наблюдается лишь у 15%.

Впрочем, доля видео также стремительно растет. Аудитория Smart TV за год увеличилась на 20% — теперь интернет-телевидение смотрят 12% населения.

Ориентируясь на пользователей, рынок видеорекламы вырос на четверть — до 10 млрд руб., рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях — на 26% (30,5 млрд руб.); меньшую динамику демонстрировал самый крупный в сегменте рынок контекстной рекламы — 18% роста, 165,4 млрд руб. В целом сегмент маркетинга и рекламы за год вырос на 17,3% и достиг 292,9 млрд руб.

Увеличение скорости передачи данных и числа доступных устройств, а также рост культуры потребителей, привыкающих платить за контент (платная модель потребления онлайн-видео начинает доминировать над рекламной), стимулируют развитие цифрового контента. Этот сегмент вырос на 7,1% за год и достиг объема 75 млрд руб. При этом внутри сегмента наибольшая доля по-прежнему принадлежит рынку онлайн-игр (+5%, 62 млрд руб.). Быстрыми темпами растет рынок электронных книг (+23,3%, 3,7 млрд руб.). Более популярны в России, чем в среднем по миру, оказались стриминговые музыкальные сервисы — их используют 87% пользователей против 61%.

По словам генерального директора маркетингового агентства Cros.Digital Ольги Сивковой, для русскоязычной аудитории становится привычной платная подписка на медиа: «Мой сотовый оператор списывает по 5 руб. в день со счета моего телефона за подписку на «Ведомости». Удобно и практически незаметно. Понятна ценность информации».

И традиционные медиа, и цифровые гиганты готовы вкладываться в развитие интернет-контента. The Financial Times недавно отчиталась о миллионе платных подписчиков и выручке £383 млн, Facebook грантами поощряет креативных авторов, Apple планирует стать дистрибьютором традиционных медиа и заявляет об амбициях подвинуть Netflix.

Русскоязычные медиа, по словам Ольги Сивковой, тоже активно приучают аудиторию к взаимовыгодному сотрудничеству: для прочтения материалов The Bell необходимо зарегистрироваться на сайте, на «РБК Pro» ты получаешь доступ к качественным экспертным материалам в обмен на данные о себе. «Пока контент доступен бесплатно, но подписка обязательна. Подписка — это совершение целевого действия, конверсия. Ее можно посчитать, проанализировать. На основе конверсии интернет-аналитики строят гипотезы, дают рекомендации по развитию цифрового продукта», — отмечает она.

Мобильный двигатель

С ростом доли мобильной аудитории увеличивается и вклад этого сегмента в экономику, отмечают в РАЭК. В 2017 году аудитория мобильного интернета впервые опередила число пользователей, заходящих в Сеть со стационарных устройств, а в 2018-м еще больше нарастила отрыв: с телефонов в Сеть заходит 61% населения (рост 9% за год), а с компьютеров — 51% (минус 2%). Тех, кто пользуется лишь одним из этих видов связи, оказалось 24,3 млн и 13,9 млн человек соответственно, причем в небольших населенных пунктах мобильный интернет значительно опережает стационарный.

Вклад мобильной экономики в ВВП России в 2018 году составил 1,6 трлн руб., продемонстрировав по сравнению с 2017 годом рост на 4%. Косвенное влияние мобильного интернета эксперты РАЭК оценили в 1,5 трлн руб., или 1,6% ВВП. Косвенный, или инфраструктурный, вклад — это вклад компаний, являющихся поставщиками и провайдерами услуг для компаний прямого вклада (магазины приложений, поставщики сим-карт, изготовители запчастей и т.д.). Рост косвенного вклада по сравнению с 2017 годом составил 20%.

Суверенный интернет

Развитие цифровой инфраструктуры в значительной степени определяется регуляторной средой — так, росту спроса на облачные услуги и российские дата-центры способствовало исполнение требований о локализации персональных данных российских пользователей. При этом вступившие в силу нормы «пакета Яровой» в части хранения интернет-трафика операторами связи в 2018 году фактически не заработали.

На будущее развитие сегмента будет оказывать заметное влияние законопроект о «суверенном интернете», принятый Госдумой в первом чтении и предполагающий передачу контроля за маршрутизацией сетей Роскомнадзору. Реализация этой инициативы может негативно отразиться на качестве и скорости связи, привести к государственным шатдаунам, сбоям в работе интернет-магазинов и онлайн-банкинга — к такому выводу пришли эксперты рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве РФ. Они посчитали требования закона технически неисполнимыми и указали, что только единовременные затраты на его реализацию могут достичь 25 млрд руб. В Ассоциации участников рынка интернета вещей, в свою очередь, заявили, что документ в нынешнем виде угрожает развитию в стране технологий IoT.

«Законопроект может полностью изменить состав игроков российского рынка интернета и связи, серьезно ограничить доступ иностранных игроков на российский рынок, нарушить взаимоотношения с мировым сообществом в области управления интернета», — говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян. По его словам, бизнес-сообщество рассчитывает повлиять на документ на этапе поправок: «Мы в составе рабочей группы «Связь и ИТ» работаем над поправками, которые позволили бы сохранить существующую экосистему Рунета и вводили бы новые требования только в случае реальных угроз».

Цифровизация действительно повышает требования к кибербезопасности. По данным Group-IB, в первом полугодии 2018 года ущерб от высокотехнологичных хищений составил 3,2 млрд руб. (на 32% меньше, чем во втором полугодии 2017 года). При этом самой значительной проблемой стали sidechannel-атаки и новые уязвимости, обнаруженные в микропроцессорах разных вендоров, которые невозможно устранить за счет программных обновлений. Однако мотивами киберпреступников все чаще становятся политические интересы, а не обогащение. Меняются и их основные цели — помимо энергетического и банковского секторов все большее внимание злоумышленников привлекают индустриальные предприятия и системы промышленной автоматизации, отмечают в Group-IB.

Несанкционированный доступ к инфраструктуре ТЭК, гражданской авиации, ЖКХ и многих других сложных технических систем может иметь катастрофические последствия, говорит завлабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимур Садыков. Однако универсального решения, способного обеспечить безопасность всей промышленной инфраструктуры, не существует: «Полная изоляция компьютерной сети предприятия от интернета и выбор простых и проверенных временем решений при настройке систем управления необходимы критически важным объектам».

По результатам исследования «Актуальные тенденции рынка искусственного интеллекта и машинного обучения», проведенного аналитическим центром TAdviser и компанией «Инфосистемы Джет», объем российского рынка искусственного интеллекта и машинного обучения к 2020 году достигнет 28 млрд руб. по сравнению с 700 млн руб. в 2017-м, то есть увеличится в 40 раз. Но такой эффект обеспечит в том числе внимание к технологии со стороны государства (она входит в число «сквозных технологий», закрепленных нацпроектом «Цифровая экономика», на развитие которых планируется потратить 88,5 млрд руб. до 2024 года). То же справедливо и для технологий big data — в РАЭК полагают, что при условии благоприятного регулирования этот рынок может демонстрировать 70–100% прироста в год.

Тренды на вырост

В целом авторы исследования РАЭК «Экономика Рунета» выделяют несколько ключевых трендов, определяющих развитие интернет-экономики в ближайшие несколько лет: цифровая трансформация промышленности и сельского хозяйства, цифровая экология, более активное применение чат-ботов и виртуальных помощников, внедрение нейросетей, искусственного интеллекта и машинного обучения, развитие сетей 5G и интернета вещей, применение автономных машин и устройств, дальнейшее развитие экономики совместного потребления, внедрение системы прослеживаемости и биометрии, а также технологий компьютерного зрения, смещение фокуса на защиту персональных данных и кибербезопасность. И это будет способствовать повышению спроса на квалифицированные кадры и образование, который уже сейчас значительно превышает предложение.

Сегодня наиболее востребованными специалистами в сфере ИТ являются аналитики данных, разработчики мобильных приложений, веб-разработчики, специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения, полагают в РАЭК. Решение кадрового вопроса связывают в том числе с реализацией нацпроекта «Цифровая экономика», предполагающего, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2024 году должна составить не менее 40%, а число поступающих в вузы на ИТ-специальности — расти на 15% в год. Увеличится роль онлайн-образования: в апреле 2019-го будут определены первые пилотные регионы, жители которых смогут бесплатно пройти обучение по «цифровому сертификату». По словам директора направления «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрея Сельского, сертификаты будут адресованы взрослым, заинтересованным в развитии своих цифровых компетенций. (По данным опроса аналитического центра НАФИ и АНО «Цифровая экономика», 57% респондентов уверены, что такие навыки и знания помогут им в трудоустройстве.) «Планируется, что концу 2024 года обучение с использованием цифровых сертификатов пройдут 1 млн российских граждан», — отметил он. 


Четверть века «Точке Ру»

В 2019 году можно отметить важную дату для российской зоны интернета: 25 лет исполняется национальному домену.ru, официально зарегистрированному 7 апреля 1994 года. Общая аудитория русскоязычной части Сети составляет около 300 млн человек. По данным австрийского проекта W3Tech, русский язык остается вторым по популярности в интернете с долей 6%, уступая лишь английскому, хотя и со значительным отрывом (54%).

Среди жителей России, которые пользуются интернетом, по данным Mediascope, ежедневно во Всемирную сеть заходят 86%, причем средний пользователь проводит там более трех часов в день: 100 минут он тратит на стационарный интернет (desktop Web), 98 минут — на мобильные приложения и 24 минуты — на мобильный интернет (mobile Web).

Инструменты Кроссбордер в поисках баланса
Скачать Содержание
Закрыть