#14 Образование, 18 декабря 2020
Решения , Весь мир ,  
0 

«Культуру предпринимательства нужно прививать со школьного возраста»

«Культуру предпринимательства нужно прививать со школьного возраста»
Что привлекает молодежь в бизнес, РБК+ рассказал руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

— Как вы оцениваете уровень молодежной предпринимательской инициативы в Москве?

— Как показывает статистика, сегодня в Москве насчитывается 721 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, а также более 454 тыс. самозанятых. Из них в Москве более 13 тыс. бизнесов создано предпринимателями в возрасте до 25 лет. Еще порядка 100 тыс. молодых людей младше 25 лет — это учредители бизнеса, занимающие руководящие позиции в бизнес-структурах.

Поэтому молодежное предпринимательство — недостаточно насыщенный сегмент столичной экономики. Но у него есть серьезный потенциал для роста.

По вниманию молодежи к мероприятиям и фестивалям, которые город организует в поддержку предпринимательства, мы видим, что даже старшеклассники и студенты заинтересованы в развитии собственного бизнеса. Некоторые приходят к нам уже с почти готовыми проектами.

Раннему приобщению молодежи к бизнесу способствует цифровизация экономики, особенно сейчас, когда вся наша жизнь сконцентрировалась в онлайн-пространстве. Молодые люди практически живут в виртуальном мире, они понимают, как все в нем устроено, и начать бизнес в этой области им гораздо легче. С этого года с 18 до 16 лет сокращен возраст для регистрации в качестве самозанятого, что тоже должно способствовать росту молодежной предпринимательской инициативы.

Как следует из недавнего исследования ВЦИОМа, 76% предпринимателей оценивают условия для старта бизнеса в Москве как легкие. 20% планируют открыть еще один бизнес в ближайший год. Тем не менее многие молодые люди боятся начинать свое дело из-за нехватки знаний и отсутствия навыков ведения бизнеса.

— Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать современный предприниматель?

— Предпринимательство, в отличие от всех остальных сфер деятельности , это не конкретная профессия, а скорее образ жизни. Предприниматель включен в свою деятельность 24 часа в сутки. И чтобы успешно вести бизнес, нужен целый спектр самых разных навыков и умений.

Помимо узко профессиональных знаний в конкретной области, так называемых hard skills, нужно едва ли не в совершенстве владеть мягкими навыками (soft skills): уметь коммуницировать и работать в команде, убедительно вести переговоры и расставлять приоритеты, планировать задачи и многое другое. Сложно представить успешное развитие бизнеса и без знаний в области высоких технологий.

Около 90% бизнесов прекращают свое существование в течение первого года. То есть знаний для развития бизнеса начинающим предпринимателям явно недостаточно. Мы понимаем эту потребность, видим интерес со стороны молодежи к различным обучающим проектам по основам бизнеса и стремимся этот интерес удовлетворить. Департамент реализует целый ряд образовательных и просветительских проектов, где школьники, студенты и молодые специалисты постигают юридические тонкости организации бизнеса, нюансы командообразования и другие азы предпринимательской деятельности.

— В западной практике принято учить предпринимательским навыкам даже в школе.

— Мы тоже стараемся привить культуру предпринимательства подрастающему поколению. Например, в сентябре этого года в рамках «Бизнес уикенда» — нашего самого популярного проекта по обучению предпринимательству, мы запустили программу, предназначенную специально для школьников. В течение двух месяцев в 67 школах и колледжах Москвы проходили тренинги по развитию навыков предпринимательства и повышению мотивации подростков к созданию бизнес-проектов.

Участие в этом этапе программы приняли более 14 тыс. ребят, которые разработали около 650 собственных проектов, идей и прототипов. Более 400 участников представили свои проекты на конкурс «Будущее в твоих руках» – 30 лучших отобраны экспертной комиссией для участия в финале. В числе победителей самые разные кейсы, и это практически готовые стартапы, которые можно монетизировать: маркетплейс для инфопродуктов, бренды подростковой одежды, автоматы по продаже дождевиков, производство полигональных фигур ручной работы для интерьера, органическая косметика и настольная игра по мотивам фэнтези.

Акселератор проекта «Бизнес уикенд» позволяет юным участникам программы продолжить развитие своих предпринимательских навыков. А научиться масштабировать бизнес они могут в закрытом клубе молодых предпринимателей Business Update.

Примечательно, что все эти проекты бесплатные для участия. В целом в проектах департамента сейчас задействовано около 142 тыс. школьников и студентов вузов и колледжей, причем не только из Москвы, но и со всей России. И мы разрабатываем новые программы с максимально адресным содержанием.

В ноябре этого года, например, стартовал организованный совместно с вузами онлайн-проект Sprint UP. Всего за неделю его участники могли получить максимальную информацию, чтобы реализовать себя в предпринимательстве, избежав при этом многих ошибок.

— Состоявшиеся предприниматели готовы оказывать поддержку, быть менторами и наставниками?

— Формат наставничества широко распространен в западных странах, и мы также внедряем его в своих обучающих проектах. Более того, многие из действующих предпринимателей видят свою миссию в том, чтобы юные коллеги не повторяли их ошибок. Они хотят делиться знаниями и навыками, для них это важно, даже невзирая на риск вырастить себе конкурентов.

Именно стремлением ряда успешных бизнесменов поделиться своим опытом отчасти была обусловлена идея создания клуба Business Update. При этом его участники, например, могут сами предлагать кандидатуры предпринимателей, которых они хотели бы видеть в качестве наставников.

В целом систему наставничества можно назвать одной из ключевых особенностей клуба. Продвигаясь вверх в клубной иерархии, его члены проходят четыре ступени развития. Система устроена так, что человек, достигший, например, второго уровня, может стать наставником для начинающего, будучи сам стажером у пользователя третьего уровня. Разумеется, мы привлекаем успешных предпринимателей и в другие наши проекты.

Ежегодно в День студента проводится, например, фестиваль «СтудФест», который позволяет участникам пообщаться с действующими предпринимателями и получить у них обратную связь по своим проектам.

— В чем город видит свою задачу в развитии предпринимательской инициативы?

— Большинство проблем в бизнесе возникает из-за нехватки актуальных знаний. Поэтому в первую очередь нужна информационная поддержка бизнеса. Мы стараемся способствовать росту предпринимательской грамотности и поддерживать молодых бизнесменов, в том числе через регулярные обучающие мероприятия.

Помимо этого, департамент предлагает малому и среднему бизнесу, как начинающим, так и состоявшимся предпринимателям, 14 видов субсидий. Мы регулярно вводим новые виды поддержки: с сентября, например, введены субсидии для социальных предпринимателей, коммерческих коворкингов, предприятий гостиничной сферы, организаций в сфере спорта, культуры, досуга, образования, субсидии на продвижение товаров онлайн и продвижение товаров через сервисы доставки еды. Наша задача — максимально облегчить доступ к субсидиарной поддержке: упрощен комплект документов, введен цифровой прием заявок, расширен перечень компенсируемых затрат, а также отраслей и получателей.

Существует и ежегодная премия правительства Москвы в области предпринимательства «Прорыв года» – возможность оценить свой потенциал и получить информационную и медийную поддержку под конкретные задачи бизнеса.

Содержание
Закрыть