Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Переход на облачные решения дает новые подходы к развитию бизнеса»

Исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» Роман Дзвинко — о том, как пандемия и удаленная работа меняют облачный рынок России.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Специфика развития облачного сервиса в России и конъюнктурные изменения в этом сегменте связаны с несколькими факторами, в том числе влиянием законодательства на данную сферу. В России рост рынка облачных сервисов произошел еще в 2015 году. Драйвером стал закон о локализации персональных данных россиян, который привел к увеличению спроса на облачные решения.

Прошлогодний локдаун стимулировал интерес к сервисам и позволил облачным компаниям продемонстрировать впечатляющие финансовые результаты за второй квартал 2020 года. Помимо пандемии дополнительное влияние на российский рынок облачных сервисов оказал мировой спад экономики и снижение курса рубля. В этих условиях организации вынуждены были быстро оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру. Переход на облачные решения дал возможность попробовать новые подходы к безболезненной реабилитации и дальнейшему развитию бизнеса.

Частное (корпоративное) облако — хороший вариант для снижения издержек и повышения экономической эффективности организаций, что особенно важно, когда прогнозируется снижение прибыли. Частное облако позволяет гибко распределять имеющиеся вычислительные мощности и нагрузку в ИТ-инфраструктуре исходя из потребностей заказчика в части производительности и надежности.

Другие преимущества частных облаков — повышение безопасности хранения данных, улучшенный контроль по сравнению с публичным облаком, сокращение сроков внедрения новых программных решений и сервисов, увеличение эффективности использования аппаратных ресурсов.

Настройка инфраструктуры для поддержки частного облака затратная, но в долгосрочной перспективе приложенные усилия могут окупиться. Если у организации есть необходимые для размещения оборудование и сеть, частное облако может быть экономически выгоднее, чем сторонние серверы в публичном облаке.

Для расширения функциональных возможностей частного облачного решения многие компании все чаще прибегают к гибридному подходу: интегрируют частное облако с публичными облачными сервисами других провайдеров.

Такая модель позволяет перебросить часть нагрузки с частного облака на публичные облачные сервисы, что делает инфраструктуру заказчика более гибкой и отказоустойчивой.

В прошлом году рынок публичных и гибридных облаков практически достиг отметки в 100 млрд руб., по данным ведущих российских аналитических компаний. Основным потребителем публичных облачных услуг стал малый и средний бизнес, так как на базе публичного облака можно без значительных капиталовложений развернуть целую бизнес-систему.

В сегменте публичных облачных сервисов значительный объем выручки пришелся на программное обеспечение как услугу (SaaS). Несмотря на то, что SaaS — крупнейший сегмент облачного рынка, ожидается, что объем сервисов IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга) может увеличиться кратно в ближайшие годы.

В период локдауна повышенное потребление PaaS было обусловлено необходимостью удаленных сотрудников иметь доступ к высокопроизводительной и масштабируемой инфраструктуре. Сегодня не снижающуюся популярность PaaS специалисты связывают с увеличением количества ИТ-разработок в компаниях, а также высоким спросом на аренду в коммерческих ЦОД.

Если сейчас внедрение публичного облака происходит ввиду сложной и нестабильной экономической ситуации, то после кризиса мы будем находится на стадии, когда заказчик будет подходить к данному вопросу более осознанно, поскольку при внедрении публичных облачных технологий клиента неминуемо ждут проблемы с обеспечением безопасности данных и с неразвитостью инфраструктуры.

Среди основных текущих трендов уместно отметить возросший спрос на облачную конференцсвязь, рабочие столы (DaaS), виртуальные доски, средства управления разработкой ПО и проектами в облаке.

Другим трендом является рост доли IaaS. Так, в 2019 году она составляла 28%. Предварительные оценки по 2020 году дают цифру уже в 30%, отбирая долю у сегмента SaaS. Это связанно с тем, что бизнес-процессы внутри отечественных компаний чаще всего не являются типовыми и не могут быть удовлетворены с помощью стандартных сервисов SaaS.

Именно IaaS позволяет организациям решить задачи масштабируемости и оптимизации расходов на автоматизацию. Исходя из этого можно спрогнозировать, что рынок IaaS будет и дальше демонстрировать более высокие темпы роста, чем SaaS.

К актуальным тенденциям ближайших двух лет стоит отнести контейнерную визуализацию. Хотя данное решение не является чем-то новым для рынка, его преимущества продолжают открывать перед бизнесом дополнительные возможности в части масштабируемости и простоты поддержки. Каждый контейнер может масштабироваться до ресурсов целого физического сервера.

C переходом на удаленный режим работы организации столкнулись с растущим количеством новых угроз в области кибербезопасности: вредоносным ПО, фишингом и др. По данным МВД РФ, с начала пандемии количество кибератак возросло на 80%; соответственно, вдвое увеличилась популярность сервисов для организации безопасного хранения персональных данных.

Например, сервис «безопасность как услуга» (SecaaS), который только начал набирать обороты. Он позволяет внутренним ИТ-отделам и командам безопасности сосредоточиться на основных бизнес-компетенциях, а ответственность за комплексные решения в области безопасности перекинуть на MSS-провайдеров.

Следует учитывать, что при внедрении SecaaS-решений требуется оценка возможных рисков, связанных с передачей чувствительных данных третьей стороне и возможностью доступа к этим данным через сеть.

Если говорить о востребованности облачных решений в целом, то на первом месте решения для облачного хранения и обработки данных. Наибольший объем потребления облаков, как и прежде, предполагается в сфере ретейла, финансовом секторе, производстве, телекоммуникационных организациях и ИТ-компаниях.

Ускоренную динамику продолжит демонстрировать госсектор — прежде один из самых консервативных облачных заказчиков. Прогнозирую рост и ужесточение требований к системам, поэтому на ИТ-аутсорсеров и провайдеров ляжет серьезная ответственность за предоставление высоконадежных и защищенных сервисов.

Чем известен НПЦ «БизнесАвтоматика»

Российский интегратор, предоставляющий услуги разработки и внедрения программного обеспечения, построения комплексных информационных решений для государства и бизнеса. НПЦ «БизнесАвтоматика» ежегодно реализует проекты государственного значения в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика — 2024».

Информационные системы компании, основанные на собственных разработках, отвечают всем требованиям программы импортозамещения и российских регуляторов в области защиты информации (ФСБ России, ФСТЭК России и Минобороны России).

Об авторе
Роман Дзвинко Роман Дзвинко Исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика»