#1 Сетевой маркетинг, 13 апреля 2021
Инструменты , Весь мир ,  
0 

Передать по цепочке

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Российские компании ежегодно тратят на обучение персонала несколько десятков миллиардов рублей. При этом ожидаемый эффект от вложений работодатели получают лишь при учете пожеланий сотрудников.

Объем рынка корпоративного обучения в России ежегодно составляет более 73 млрд руб., говорится в исследовании 2020 года консалтинговой компании TalentCode. Более развита такая система в банковской сфере и ретейле, а также в производственных компаниях, где на повышение квалификации синих воротничков приходится примерно 50% всего образовательного бюджета, говорит гендиректор компании Univertus Елена Абашкина. Сейчас расходы средней российской компании на образование в расчете на одного сотрудника составляют около 50 тыс. руб. в год, поясняет руководитель HR-консалтинга компании Manpower Group Russia & CIS Анна Бурова.

Работодатели продолжают обучать персонал, так как понимают, что сегодня это больше, чем просто опция соцпакета. При этом каждый третий российский наемный сотрудник оценивает эффективность корпоративного образования на тройку по пятибалльной системе, говорится в исследовании, проведенном рекрутинговой компаний Hays совместно со Skyeng, Geekbrains, «Нетологией» и MyMentoring в мае—июле 2020 года. Популярность дополнительного образования выше: 43% профессионалов по собственному желанию (и часто — за личный счет) обучаются на различных курсах. Больше половины обучающихся считают, что это сделает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Многие хотят стать предпринимателями, но не знают, с чего начать, подчеркивает руководитель тренинг-центра компании NL International Юлия Курдюкова: «К нам часто приходят люди с желанием дополнительно подзаработать. И не все на старте понимают, что сетевик — это профессия, которую тоже необходимо осваивать. Благодаря обучению менеджеры ближе знакомятся с сетевой индустрией и становятся настоящими предпринимателями». Понимая это, в NL готовы инвестировать в качественные образовательные проекты, добавляет она.

Потенциал сетевого маркетинга в России достаточно высок. Локальный рынок составляет ежегодно около $2,5 млрд, таковы данные Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA).

По мнению Юлии Курдюковой, прямые продажи прошли значительную трансформацию: «Уровень доверия к сетевому бизнесу за последние годы ощутимо повысился, особенно со стороны молодежи. Целевое ядро нынешних сетевых предпринимателей — менеджеры 28–35 лет». MLM-бизнес стал привлекательным для молодых людей в последние пять–шесть лет. В первую очередь это связано с развитием новых социальных сетей, в особенности Instagram, отмечает эксперт. Соцсети дают возможность вести свой блог, а в телефоне фактически находится офис сетевого предпринимателя, подчеркивает она.

Учен по собственному желанию 

В NL International сейчас зарегистрировано более 450 тыс. партнеров. Обучение в сетевых компаниях не навязывается сверху: каждый самостоятельно принимает решение — интересно ему строить бизнес в MLM-индустрии или нет, рассуждает советник по развитию NL International Людмила Астафьева. Менеджеры NL — это предприниматели, которые работают в партнерстве с компанией, поясняет она: «В традиционном бизнесе начальник сказал — подчиненный пошел учиться, не сдал квалификационный тест — не получил премию. Наши менеджеры — партнеры, они не в найме, у них нет начальника. Каждый сам несет ответственность за свой результат и в обучении в том числе».

MLM-структуры предпочитают разнообразные инструменты и форматы обучения. Например, в NL разработана собственная образовательная платформа NBS Lift — школа сетевого предпринимательства, ежемесячно на платформе обучаются более 10 тыс. человек. Здесь каждый начинающий менеджер может познакомиться с компанией и продуктом с помощью обучающих видео или коротких подкастов, вебинаров либо презентаций. Обычно занятие длится до 15 минут, при желании за два академических часа можно пройти весь курс. Полтора учебных часа отводится на освоение базового курса по ведению персонального бизнес-аккаунта в Instagram. На изучение ассортимента компании понадобится гораздо больше времени. Обучиться в компании можно прямым продажам, этике сетевого предпринимательства, управлению командой, блогингу, SMM и др. «Человек обучается, что называется, «не отходя от кассы»: работает, строит бизнес и сразу на практике применяет полученные навыки», — рассуждает Юлия Курдюкова.

Получить образование по такой схеме под силу любому желающему: сетевым маркетингом начинают заниматься абсолютно разные люди, многие из них как «белая доска», добавляет она: «В офис NL International однажды пришла 51-летняя жительница Татарстана, которая работала воспитательницей в детском саду, а по вечерам мыла полы в школе. Когда начала работать сетевым предпринимателем, то вскоре поняла, что разрываться между несколькими работами ей не надо — сейчас MLM-бизнес приносит женщине ежемесячный доход до 100 тыс. руб.». В практике компании были также случаи, когда успешными менеджерами становились раскрученные медийные персоны — артисты и блогеры.

Образцы для подражания 

Прошлой весной, в разгар первой волны коронакризиса, когда классический бизнес (в особенности малый и средний) оказался уязвим, товарооборот NL International по сравнению с первым кварталом вырос сразу на 24%, подчеркивают в компании. Интерес к MLM-бизнесу растет, только за последний год менеджерская сеть NL International увеличились в два раза. «Мы начали активно развивать digital-каналы продаж и усилили дистанционный образовательный формат, что позволило охватить большую аудиторию потенциальных менеджеров», — подчеркивает Людмила Астафьева.

В частности, компания открыла онлайн-студию, где руководители производства вместе с экспертами и медиками рассказывают в прямом эфире про запуски новых продуктов. Цифровизация коснулась крупных корпоративных проектов. К примеру, «Звездного марафона» — открытой конференции NL International, в ходе которой лидеры продаж рассказывают коллегам и участникам об особенностях ведения бизнеса. Офлайн-формат ограничивал охват аудитории: на разных площадках организаторы собирали не более 5 тыс. сторонников. В 2020 году марафон впервые прошел в онлайне, за двое суток собрав свыше 110 тыс. просмотров, подчеркивают в компании.

На дистанционный формат обучения в пандемию перешли практически все, при этом многим есть что позаимствовать друг у друга, обращает внимание гендиректор консалтинговой компании HR-UP Иван Канардов. Корпорациям из мира классического бизнеса, к примеру, не помешает присмотреться к тому, как MLM-структуры прививают собственным сотрудникам навык самоорганизации: «Каждый сетевой менеджер отвечает сам за себя — за наличие товара и его продвижение. Если нечего предлагать, не осталось времени на продажи, забыл о встрече — считай прогорел». Сетевого менеджера также отличает хорошее знание ассортимента — он часами готов рассказывать обо всей товарной линейке компании, даже не заглядывая в каталог, добавляет эксперт.

Еще одна опция из арсенала MLM-структур — система вознаграждений. «Крупный бизнес по сей день нередко использует морально устаревшие инструменты — например, льготные программы страхования. Система сетевых компаний носит сугубо практический характер. Все настроено на то, чтобы мотивировать человека на достижение цели», — напоминает Иван Канардов.

Чтобы быть на 100% вовлеченным в процесс обучения, человек должен понимать, как это повлияет на его доход и карьерное развитие, подчеркивает Елена Абашкина: «Но и компании должны иметь представление о том, как их инвестиции в развитие людей способствуют достижению общих целей».

Содержание
Закрыть