Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Быстрый или мертвый — выживут только бизнесы на высоких скоростях»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Для развития бизнеса сегодня важна скорость принятия решений. О том, как ускорить бизнес-процессы, рассказывает исполнительный директор Института развития интернета и автор книги «Менеджмент на скорость» Кира Захарова.

— Что изменила пандемия в бизнес-процессах?

— Прошлый год стал ударом для всех предпринимателей. Он жестко разделил менеджеров на гибких и быстрых и замирающих в ожидании чуда. Но в марте 2020 года было не до классификаций. Я тогда работала в «Президент-отеле», и мы просто засучили рукава и делали все, чтобы спасти бизнес и команду. И у нас получилось: несмотря на локдаун, наш проект крепко стоит на ногах.

Скорость, гибкость, целостность, работающая стратегия, эффективная команда и общие ценности, — все это, бесспорно, полезные инструменты. Но только система — совокупность инструментов, подходов, ценностей и решений — смогла дать такой быстрый результат. Ускорение менеджмента — сокращенно УМ — это ключ к процветанию, даже в условиях экономической турбулентности. УМ — главный инструмент для развития бизнеса сегодня.

— Из чего сложилась ваша книга?

— Сначала я просто проанализировала свой опыт и составила шпаргалку собственных лучших практик для себя, затем собрала в один документ все шаблоны, таблички, схемы. И поняла, что надо садиться писать о системе скоростного менеджмента. Признаться, скорость — моя любимая тема. Я быстро говорю, быстро делаю, постоянно «топлю» за скорость в принятии решений, развиваю скоростные команды. И вот наступил 2020 год, когда все убедились, что возможность быстро перестроить рабочие процессы — ключ к успеху. Ты либо быстрый, либо мертвый. Выживают только те бизнесы, которые готовы меняться и функционировать на высоких скоростях. Мне же этот год подарил несколько актуальных кейсов, которые вошли в книгу.

Кира Захарова — профессиональный менеджер с разноплановым опытом работы. Действующий исполнительный директор Института развития интернета, бывший директор «Президент-отеля», она успела поработать в разных отраслях — от промышленных предприятий до отелей, ресторанов и художественных галерей.

— Ваша книга «Менеджмент на скорость», которая рассказывает о том, как выстраивать скоростную систему управления компанией и коллективом, вышла только сейчас. Вы не считаете, что опоздали?

— Досада есть. Я думаю, что мой опыт был бы полезен многим именно в кризисный момент. Но сейчас нас опять «потряхивает», и мы наблюдаем картину, которую прогнозировали многие эксперты: мир изменился не на один год. Изменения, вызванные пандемией, — в поведенческих паттернах, в потреблении, в мировоззрении — оказались кардинальными и долговечными. И текущий год, к радости или к несчастью, подтверждает еще один важный тезис моей книги: адаптивность, гибкость, скорость управления — это то, что будет основой для выживания любого бизнеса. Макро- и микроэкономическая ситуация меняется стремительно, и нужно уметь подстраиваться под новые правила игры.

— Новые ограничительные меры стали очередным ударом для ресторанного бизнеса, торгово-развлекательных центров, концертно-фестивальной и event-индустрии. Многие из предприятий только начали выходить на привычные обороты. Если бы вы сейчас работали в одной из этих сфер, какими бы собственными инструментами воспользовались в первую очередь?

— Мое глубокое убеждение состоит в том, что в любом бизнесе самое главное — люди. Это, во-первых, клиенты. А во-вторых, коллектив. Первый шаг в кризис — выявление новых потребностей клиентов в новых предложенных обстоятельствах. Выработка новаторских решений или продуктов или актуальная переупаковка имеющихся. Я много пишу о том, откуда брать свежие идеи, даю конкретные инструменты для совещаний и мозговых штурмов, для включения критического и латерального мышления на 200%.

Второй шаг — работа с персоналом. Практика показывает, что в критических ситуациях очень эффективными оказываются так называемые Т-специалисты. Люди, которые глубоко разбираются в своей теме, но при этом обладают широким кругозором, активно интересуются окружающей действительностью, следят за общезначимыми трендами и готовы включаться в работу над чем-то новым. Они же незаменимы в кросс-функциональных проектных командах, которые собираются из представителей различных департаментов. Такие команды — тоже один из оплотов скоростного менеджмента. Кризисный 2020 год подтвердил ценность сотрудников, демонстрирующих гибкость и готовность к мультифункциональной работе. Когда перед работодателем встает вопрос о сокращении коллектива, выбор всегда будет сделан в пользу замотивированного универсального бойца.

— Какие еще составляющие «менеджмента на скорость» важны для предприятий?

— Главное — люди. Клиенты, коллектив и, наконец, корпоративные лидеры. Важно, чтобы руководитель — владелец бизнеса или управленец — был в ресурсе.

В книге я даю упражнения, практики, чек-листы по планированию, управлению временем и энергией, принятию решений, делегированию, саморазвитию, «подзарядке» и балансу. Говоря о бизнесе в целом, делаю акцент на стратегии и целях как турбокнопке развития, на выстраивании системы, предрасположенной к быстрым изменениям. Именно системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов — это очень важно, поскольку разрозненные инструменты не дают ожидаемого эффекта. По этой причине я основательно разбираю по запчастям все аспекты работы руководителя.

Кроме того, я очень подробно разбираю блок компетенций будущего — все топ-позиции рейтинга Всемирного экономического форума, причем в преломлении как для руководителя, так и для подчиненных. В частности, конкретные методы развития креативности, коммуникабельности, эмоционального интеллекта, компьютерного интеллекта, когнитивной гибкости. Нам всем предстоит жить в эпоху «цифровизации всего», мы уже активно движемся в этом направлении, поэтому развивать навыки будущего надо уже сейчас. Это даже не совет, это настоятельная рекомендация.

— Как бы вы сами охарактеризовали свою книгу — сборник упражнений для топ-менеджера?

— Скажем так, это нескучный учебник. Я действительно даю массу прикладной информации — чек-листы, таблицы, шаблоны, тесты. Конкретные инструменты, которые можно сразу же использовать: из серии «бери и делай». У меня у самой моя книга всегда лежит на столе, и я пользуюсь ею как шпаргалкой. Но это не просто сборник задач и листочков для самостоятельной работы. Я рассказываю истории. Я рассуждаю. Это очень личная подача. Это мой живой опыт, мои мысли и чувства. Мне хочется верить, что это приятное чтиво — с некоторой долей легкости и с определенным предпринимательским драматизмом. Я очень хотела написать полезную, но увлекательную книгу, в которой владельцы бизнеса и управленцы узнавали бы себя. Я в ней честно признаюсь в ошибках, далеко не во всех историях я стою в белом пальто и наслаждаюсь фанфарами, часто я сижу в луже. Но это и есть опыт, это и есть грабли, которые я заметила и теперь хочу убрать с дороги моих читателей. Очень надеюсь, что «Менеджмент на скорость» поможет и понравится аудитории.