Текст: Елена Коптелова
Партнер проекта: Образовательная компания «Альбион»
Образование в условиях ковида
Фото: Альбион
Опыт зарубежных школ и университетов
Периодическое закрытие учебных заведений и повсеместный переход на дистанционку, безусловно, оказали влияние на качество обучения, в том числе в известных иностранных школах и университетах. Два года жизни в «новой реальности» — подводим итоги.
Наука совмещать
Будущее — за гибридным обучением

В середине сентября российское министерство науки и высшего образования представило результаты большого исследования качества образования в вузах в условиях пандемии. Его готовили 13 ведущих российских университетов на основе опроса 36 тыс. студентов, 24 тыс. преподавателей и 800 родителей.

Главный вывод, который озвучил министр Валерий Фальков, это нежелательность и невозможность «полного перехода в дистант», поскольку, по его мнению, «это ведет к существенному снижению качества обучения». С ним солидарно и подавляющее большинство опрошенных преподавателей (более 90%), которые считают, что нельзя перевести все дисциплины в онлайн.

В то же время половина всех студентов, участвовавших в опросе, готова и впредь учиться в смешанном формате. Это высвобождает время и дает возможность совмещать учебу с работой и другими делами. А многие вузы считают, что такой формат скоро станет повседневной реальностью.
Фото: Альбион
И те учебные заведения, которые еще до пандемии внедрили онлайн-платформы и апробировали дистанционное обучение, оказались в выигрыше. Как сказал министр, не пандемия повлияла на качество образования, «она как рентген высветила проблемы в высшей школе: сильные стали сильнее, а слабые слабее».
Такого же мнения придерживается и большинство опрошенных «Альбионом» вместе с РБК+ представителей зарубежных средних и высших учебных заведений. Так, директор старших классов одной из самых успешных частных школ-пансионов Великобритании Brighton College Стив Маршалл-Тейлор сравнил пандемию с увеличительным стеклом, которое обнажило все плюсы и минусы современного образования. «Стало понятно, какие методы уже не работают и что стоит изменить, — говорит он. — Интерактивное обучение, сочетающее привычные занятия в классах с новыми формами передачи знаний онлайн и всеми возможностями современных технологий, на мой взгляд, лучшее, что мы можем сейчас предложить».

Стив Маршалл-Тейлор
директор старших классов Brighton College
Чем известен Brighton College

Одна из самых успешных частных школ Британии, входящая в топ-10 по стране. В 2020 году издание The Sunday Times назвала Brighton College «Лучшей школой десятилетия» (2010–2020) — за это время учебное заведение чаще других получало звание «Школы года». В том же году Брайтон-колледж удостоился и еще одного титула от издания The Week — «Топ-школы Британии в области STEM» (естественнонаучных и технических предметов). В 2021 году выпускные результаты учеников школы приблизились к абсолютному максимуму: все высшие баллы A*-A получили 98% закончивших программу общей средней школы GCSE и 95% — A-level. В 2011 году открылся первый зарубежный кампус Brighton College в Абу-Даби (ОАЭ), а вслед за ним — в Аль-Аине, Дубае, Бангкоке и Сингапуре.

Полностью интервью директора старших классов Brighton College Стива Маршалл-Тейлора — на сайте «Альбиона».

Фото: Альбион
«Пандемия подтолкнула нас к развитию новых педагогических приемов, — продолжает тему проректор по учебной работе Женевского университета профессор Мишлен Луи-Курвуазье. — Мы и раньше использовали различные методы в преподавании, а теперь гибридная модель позволит разнообразить и обогатить отдельные курсы и программы».

Некоторые зарубежные университеты пошли еще дальше, считая, что образования в прежнем виде уже не будет никогда. Так, руководство Цюрихского университета прикладных наук (ZHAW) уверено, что будущее за «инклюзивным, интерактивным и персонализированным обучением», объединяющим все существующие форматы в одно целое.

Преподаватели в доступе
Какие возможности открыл дистант


«Закрытие школы, отсутствие общения и привычных внеурочных занятий стало настоящим испытанием для наших учеников, — рассказывает директор приемной комиссии английской частной школы-пансиона Sevenoaks School Арабелла Стюарт. — И даже сейчас, когда мы почти полностью вернулись к обычной учебе, беспокойство и нервозность, вызванные ковидом, частично остались».
Но вместе с тем в школе увидели и немало преимуществ в более широком и повсеместном использовании технологий. «Например, родительские собрания онлайн — большой плюс для тех, кто находится далеко и не может на них присутствовать, — продолжает г-жа Стюарт. — А видеоуроки могут очень пригодиться в тех случаях, когда ребенок нуждается в повторении материала или по каким-то причинам не может посещать школу. Теперь ему доступны не обрывочные знания из разных источников, а полноценное обучение».

Арабелла Стюарт
директор приемной комиссии Sevenoaks School
Чем известна Sevenoaks School

Частная школа совместного обучения, расположенная в городке Севенокс, графство Кент, Англия. Это одно из старейших учебных заведений, открытое в 1432 году. Школа относится к числу селективных, то есть набирающих учеников на основе вступительных экзаменов, в течение многих лет занимает верхние строчки в общенациональных рейтингах. В 2006 году Sevenoaks School первой из британских школ полностью отказалась от национальной учебной программы старших классов A-levels в пользу международного бакалавриата IB. В 2021 году средний показатель выпускных оценок IB в школе достиг 41,5 балла. Для сравнения: для поступления в Оксфорд и Кембридж по некоторым специальностям достаточно 38–39 баллов.

Полностью интервью директором приемной комиссии Sevenoaks School Арабеллой Стюарт читайте на сайте образовательной компании «Альбион».

Фото: Альбион
Предзаписанные университетские лекции тоже вызвали скорее положительную реакцию у студентов. Многие оценили то, что их можно посмотреть в удобное время и в удобном режиме — останавливаясь на сложных моментах, делая заметки, пересматривая сколько угодно раз. «Мне нравится, что записи лекций можно использовать для подготовки к экзаменам, вместо того чтобы штудировать горы учебного материала и литературы», — поделилась своим опытом Ксения Федорова, студентка Имперского колледжа Лондона.

«Главный плюс онлайн-обучения — это гибкость занятий, — добавляет студент Кембриджского университета Андрей Иванов. — По сути, я сам создавал расписание и учился в своем темпе и порядке». Отметили студенты и более легкий доступ через интернет к преподавателям, которых можно «беспокоить» не только в официальные часы приема. И высказались за сохранение этих и других полезных новшеств и после возвращения к очной учебе в кампусе.

Позитивным уроком пандемии можно считать и приобретение новых навыков — как учителями, так и учащимися. Преподавателям пришлось принять вызов и не только осваивать технологические новшества, но и искать иные подходы и педагогические методики. Как сказал исполнительный директор британской частной школы Queen Ethelburga's Collegiate Дэниэл Мэчин, «самое сложное было адаптировать онлайн-обучение для учеников с разными возможностями и интересами и подобрать индивидуальные техники мотивации».

Чем известен Queen Ethelburga's Collegiate

Объединение нескольких учебных заведений, охватывающих все ступени образования, от яслей с 3 месяцев до предуниверситетской подготовки. Подразделение старших классов — Queen Ethelburga's College — на протяжении многих лет входит в десятку лучших частных школ Великобритании. Согласно последнему рейтингу школ от 2019 года (в пандемийные годы из-за отмены экзаменов официальные рейтинги не составлялись), 80% учеников школы получили все отличные оценки на выпускных экзаменах A-levels.

С 1991 года школа занимает историческую усадьбу Торп Андервуд в графстве Йоркшир, где провела масштабную программу инфраструктурных преобразований, благодаря которой Queen Ethelburga's сегодня считается одной из наиболее технически оснащенных и комфортных для проживания школ-пансионов не только в Великобритании, но и в Европе.

Полностью интервью исполнительного директора Queen Ethelburga's Collegiate Дэниэла Мэчина и главы подразделения старших классов школы Кевина Олдершоу читайте на сайте «Альбиона».

Фото: Альбион
Ученики же, по мнению Кима Уэлса, директора по учебной части другой топовой частной школы Англии Caterham School, в ускоренном порядке приобрели навыки, полезные для взрослой жизни. «Ковид научил школьников большей самодисциплине и самоорганизации, умению преодолевать и достигать, верить в себя и становиться сильнее, — считает Ким Уэлс. — В старших классах, по сути, мы перешли на университетскую модель обучения, в основе которой лежит проектная и командная работа, самостоятельный поиск информации и решений».

Ким Уэлс
директор по учебной части Caterham School
Чем известна Caterham School

Частная школа-пансион Caterham School, основанная в 1811 году, расположена недалеко от Лондона, в графстве Суррей. Caterham School входит в топ-40 школ Великобритании по таким академическим показателям, как результаты выпускных экзаменов и прогресс учеников за время учебы. В 2021 году 83% выпускников закончили школу на «отлично», получив исключительно высшие баллы A и A*. Почти 90% поступили в наиболее желаемый университет (так называемый первый выбор), включая Оксфорд, Кембридж и ведущие медицинские школы страны. Школа принимает лишь небольшое количество учеников на условиях пансиона — не более 20% от общего числа, поэтому конкурс среди иностранных абитуриентов довольно высокий. Для поступления в Caterham School надо пройти весьма непростые вступительные экзамены, особенно по математике.

Полностью интервью директора по учебной части британской частной школы-пансиона Caterham School Кима Уэлса читайте на сайте «Альбиона».

Фото: Альбион
Отрыв от практики
Чему мешает дистант


Очевидно, что о плюсах пандемии могут рассуждать в основном лидеры образования — самые сильные и престижные школы и университеты, у которых хватило ресурсов пережить последние два года без существенных потерь.

Общая же картина выглядит не так оптимистично. Исследования, проведенные в разных странах в 2021 году, показали, что подавляющее большинство учащихся недовольно качеством виртуального образования. Так, половина британских студентов, опрошенных Национальной статистической службой Соединенного Королевства, заявила, что их академические результаты ухудшились за время пандемии. 70% немецких студентов, согласно исследованию Трирского университета, испытывали проблемы с фокусированием внимания и восприятием учебного материала. 60% российских студентов сообщили, что у них не было возможности выбирать учебные курсы и участвовать в научной и проектной работе.

Особенно пострадали студенты тех специальностей, для освоения которых требуется практика, прямая передача знаний от наставника, живое общение, эксперименты в лаборатории и т.д. Это касается творческих, медицинских, технических, исследовательских, лингвистических и других направлений.

И то, чего не хватало абсолютно всем, это социализации, эмоционального общения, контакта с преподавателями и сверстниками. «Люди — социальные создания, они лучше учатся и усваивают информацию при обычном общении, а не перед компьютером. Это искусственная среда», — так считает один из профессоров Оксфордского университета.
Фото: Альбион
И продолжает: «Как можно заразить аудиторию любовью к своему предмету, если ты читаешь лекцию виртуально? Нет никакого стимула проявлять ораторское искусство перед черным экраном».

Зарубежные эксперты сходятся в одном: обучение по интернету не способствует достижению одной из главных целей образования — научиться критически мыслить, дискутировать, ставить под сомнение факты и мнения.

«Есть предметы, которые невозможно эффективно освоить перед экраном компьютера, например, таким способом сложно научиться музыке и изобразительному искусству, публичным выступлениям и ведению дебатов, — продолжает тему Арабелла Стюарт из Sevenoaks School. — Лабораторные практикумы по естественным наукам тоже не проведешь виртуально».
«Что бы кто ни говорил, а знания должны передаваться от учителя ученику вживую, должен быть личный контакт, — добавляет глава старших классов школы-пансиона Queen Ethelburga's College Кевин Олдершоу. — И уж тем более, если речь идет о внеклассной активности, общении с друзьями. Особенно тяжело приходится иностранным ученикам, которые должны вникать в незнакомый им учебный процесс на расстоянии, зачастую не понимая происходящего, боясь говорить на неродном языке».

Кевин Олдершоу
глава старших классов Queen Ethelburga's College
Как заметил проректор Женевского университета Стефан Берте, дистанционный формат позволил не прерывать обучения в непростые времена, но у него есть свои лимиты.
Фото: Brighton College
Отставание в год
Как наверстать упущенное

«Поначалу переход на онлайн-обучение вызвал у учеников энтузиазм и восторг: это было что-то новенькое. Они с радостью брались за все, в том числе за занятия музыкой и спортом, — говорит Стив Маршалл-Тейлор из Brighton College. — Но со временем все устали и мечтали вернуться в школу, чтобы учиться в компании сверстников (или вместе с друзьями). К счастью, это наконец случилось: сейчас 100% всей школьной жизни происходит очно».

В общей сложности школы в Великобритании не работали 12 месяцев и открылись только к последнему триместру 2020-2021 учебного года, а большинство университетов так и продолжили занятия онлайн.

Многие британские эксперты считают, что этот год просто выпал из школьного образования. Особенно пострадали обычные государственные школы Англии, Уэльса, Шотландии, где у части детей не было технической возможности получать полноценное образование. А если и была, то не хватало другого — школьной дисциплины и мотивации.

Так, согласно проведенным исследованиям, ученики младших классов в Великобритании сегодня имеют отставание в чтении и математике по сравнению с детьми того же возраста, обучавшимися до карантина. А опрошенные подростки 15–16 лет жаловались на то, что они предоставлены сами себе и не способны до конца понять учебный материал, занимаясь самостоятельно и дистанционно, а как следствие, опасаются сдавать экзамены.

Экзамены в школах Британии в 2020 и 2021 годах были отменены, а оценки выпускникам выставлялись на основе мнения учителей и успеваемости в течение года. В 2022 году экзамены предполагается вернуть, но с рядом послаблений и уступок для учеников.
Фото: Альбион
Если говорить об отставании в подготовке школьников, то его, по мнению экспертов, можно исправить дополнительными занятиями с репетиторами. Такие занятия уже давно стали неотъемлемой частью обучения и предуниверситетской подготовки не только в России, но и в Юго-Восточной Азии, вполне вероятно, что теперь они будут чаще использоваться и в других странах.
«Дополнительная подготовка, индивидуальная или в мини-группе, — необходимый компонент качественного образования сегодня, — говорит директор по образовательным программам компании «Альбион» Наталья Щукина. — С ее помощью можно устранить пробелы в знаниях, как уже образовавшиеся за время пандемии, так и те, что могут возникнуть из-за возможных ограничений в будущем».

Наталья Щукина
директор по образовательным программам компании «Альбион»
Школы могли бы увеличить число внеклассных консультаций с учителями, университеты — расширить проведение семинаров в формате один преподаватель — два-четыре студента, считает Наталья Щукина. А сами школьники и студенты — прибегнуть к помощи профильных репетиторов, занимаясь с ними индивидуально, как очно, так и дистанционно. Причем такие занятия будут полезны как тем, кто учится, так и тем, кто только собирается поступать в школу или университет за рубежом.

Кстати, в частных школах Англии индивидуальные консультации с учителем в свободное от учебы время — теперь распространенное явление. Они называются clinics и доступны на постоянной основе, если у ребенка есть сложности с каким-то предметом.

«Кроме того, ученик всегда может участвовать в различных клубах и сообществах по интересам или профилю учебы, — говорит Ким Уэлс из Caterham School. — Это тоже расширяет базовые знания и повышает общий уровень образования».
Фото: Caterham School
Вопреки обстоятельствам
Почему спрос на британское образование не падает


«Спрос на британское образование не уменьшился, напротив, по моим наблюдениям, стал выше, — рассказывает Арабелла Стюарт из Sevenoaks School. — Иностранные родители убедились, что качество обучения в ведущих частных школах Англии сохраняется даже в непредвиденных обстоятельствах».

«В условиях, когда в других странах остается неопределенность и сомнения относительно уровня школьного образования, доверие к британским частным школам только выросло», — добавляет Стив Маршалл-Тейлор из Brighton College.

Как считают эксперты, у качественного британского образования есть преимущества, которые делают его столь привлекательным для иностранцев. Оно развивает критическое мышление и умение отстаивать свою точку зрения, быть независимым и уверенным в себе, в то время как во многих других странах в школах детей приучают помалкивать, слушать, повторять за учителем и зубрить. Школы-пансионы ценны и тем, что они сближают детей и приучают их толерантно относиться к людям разной национальности и культуры.

«Ковид заставил топовые школы Британии быть более гибкими и ответственными, принимать дополнительные меры, чтобы сделать учебу спокойной и предсказуемой, — считает Дэниэл Мэчин из Queen Ethelburga's. — Они готовы менять правила, сдвигать расписание, находить неординарные решения в сложных ситуациях».

Все это, безусловно, ценится иностранными родителями и приводит к тому, что в некоторые наиболее престижные и элитарные школы Британии и сегодня заявки принимаются за два-три года до начала обучения. Но даже туда, куда можно попасть и раньше, например на следующий учебный год, требуется серьезная подготовка, чтобы, во-первых, не провалить вступительные экзамены, а во-вторых, успешно учиться.
Фото: Caterham School
«Готовиться в хорошую британскую школу нужно не менее усердно, чем, скажем, в хороший российский вуз, причем с репетитором, досконально знающим британскую школьную программу», — утверждает Наталья Щукина из компании «Альбион». И добавляет, что кроме знания программы, преподаватели должны представлять реальный уровень сложности экзаменационных работ, как вступительных, так и выпускных, разбираться в требованиях различных экзаменационных комиссий. И конечно, очень важны хорошие учебники и библиотека экзаменационных работ прошлых лет.

По мнению Натальи Щукиной, в нынешних условиях специализированная индивидуальная подготовка требуется не только для поступления в селективную зарубежную школу и адаптации к новой системе образования, но и в процессе учебы в ней. «Школы продолжают периодически использовать дистанционный формат, а некоторые из них в выпускных классах переходят почти на университетскую форму обучения, — говорит она. — Все это может вызывать сложности в понимании и освоении материала, в таких случаях помощь квалифицированных репетиторов необходима».

В команде «Альбиона», отмечает она, репетиторами работают выпускники лучших университетов Британии, включая Оксфорд и Кембридж.

Ведущие частные школы Великобритании, которые нередко называют селективными, отбирают учеников с помощью непростых вступительных экзаменов и собеседования. «Поэтому важно иметь хорошие знания британской школьной программы и высокий уровень английского, — объясняет Ким Уэлс из Caterham School. — И быть готовым ко всему, что происходит в школе, получать удовольствие от учебы и активно участвовать во внеклассной жизни».

В этом смысле весьма полезным может оказаться опыт учебы в течение одного–двух пробных триместров — это практикуется отдельными школами-пансионами Великобритании и Швейцарии. С одной стороны, минимальный риск и трата денег, с другой — полное погружение в учебный процесс и в итоге понимание того, насколько ребенок готов к обучению за рубежом.

А для студентов университетов, как зарубежных, так и российских, существенным подспорьем должны быть качественные профессиональные стажировки, особенно в случае новых ограничений в практической и проектной работе.