Департамент ЖКХ Краснодарского края был создан в апреле 2007 года. В октябре 2015 года по решению губернатора Вениамина Кондратьева появилось объединенное Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
На протяжении последних 9 лет сначала департамент, а затем и министерство возглавлял один и тот же руководитель – Александр Волошин, бывший вице-мэр Армавира.
При этом деньги не просто на поддержание работы, но и на ЖКХ выделяются серьезные. Детальный план-график реализации государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" предполагает выделение в 2016-2017 годах 2 799 620 100 рублей, а в 2015 году на нее планировалось потратить 1 551 270 200 рублей.
Неутешительные рейтинги
К каким же результатам привело планомерное и последовательное развитие отрасли в регионе?
В мае 2015 года Фонд содействия реформированию ЖКХ представил результаты ежегодной оценки эффективности деятельности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК за 2014 год. Во внимание принимались масштаб деятельности, финансовая устойчивость, эффективность, репутация и прозрачность.
Краснодарский край оказался лишь на 36 месте, пропустив вперед не только Ростовскую область (15 позиция), но и Ставропольский край (31 строчка рейтинга).
В рейтинге эффективности регионов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который составляется Минстроем, в 2014 году Краснодарский край стал лидером по количеству жалоб на "коммуналку" – больше возмущенных писем в Фонд реформирования ЖКХ написали только на Ставрополье.
В 2014 году Кубань заслуженно возглавила рейтинг российских регионов по уровню жизни на селе. Экспертами Агропромышленного Союза учитывались уровень заработной платы, состояние жилищно-коммунального хозяйства, обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой. Среди этих показателей худшие результаты были именно в сфере ЖКХ – 19 место по стране.
В феврале 2016 года Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" составила экологический рейтинг регионов страны за 2015 год. Краснодарский край занял 22 место из 85 возможных, упав за год на 7 пунктов. А социально-экологический критерий, учитывающий в т.ч. уровень состояния ЖКХ, отправил Кубань на 38 место.
По итогам 2015 года оказалось, что пенсионеры на Кубани – одни из самых бедных в стране, причем свой вклад внес и уровень расходов на жилищно-коммунальные услуги. Средний размер пенсии по старости во всероссийской житнице составляет 9984 рубля, на оплату ЖКХ, продовольственную корзину и минимальный набор лекарств пенсионеры тратят 10 081 рубль. Итоговый "Индекс благополучия", выведенный Центром изучения пенсионной реформы, в Краснодарском крае равен 0,04. Хуже ситуация обстоит только в далеком Приморском крае (0,01).
Рост тарифов
"Задача власти – остановить рост тарифов. Любой ценой! Всеми возможными способами!" – призывал еще в 2009 году Александр Ткачев. Однако все это время они благополучно росли, не особо слушаясь руководителей региона.
В июле 2015 года уже Вениамин Кондратьев на расширенном заседании коллегии краевой прокуратуры говорил, что во время поездок в районы практически на каждом приеме он выслушивает жалобы от людей на завышенные тарифы и низкое качество жилищно-коммунальных услуг.
Тарифы на услуги ЖКХ в Краснодарском крае были в очередной раз увеличены 1 июля 2015 года. И если в "олимпийский" год расценки на газ, воду и тепло поднялись примерно на 4,5%, то в прошлом году рост составил от 5 до 13%.
По сведениям Региональной энергетической комиссии, во II полугодии 2015 года цены на теплоснабжение выросли примерно на 5,5%, на газ – на 7,4%, на электроснабжение населения – на 9,6%, на холодное водоснабжение – на 11%, а услуги в сфере водоотведения – на 13,5%.
Причем далеко не все повышения тарифов соответствуют закону. В этой ситуации защиту прав граждан в сфере регулирования цен на услуги ЖКХ приходится осуществлять органам прокуратуры. Например, в 2015 году прокуратурой Краснодарского края было выявлено более 7 тыс. нарушений, предотвращено незаконное начисление потребителям тарифов на жилищно-коммунальные услуги на сумму более 6,6 млн. рублей (в 2014 году – более чем на 25 млн. рублей).
Как отмечается в Докладе уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2015 год, расходы на жилищно-коммунальные услуги входят в топ-5 наиболее актуальных проблем для жителей региона. Согласно исследованиям Центра прикладной социологии и политологии, больше всего кубанцев тревожат коррупция (23%), низкая заработная плата (17%), рост цен (16%), высокие тарифы ЖКХ (14%), проблемы экологии (11%), наркомания и алкоголизм (7%), подорожание горючего (6%).
По оценкам экспертов, на фоне низкого качества оказываемых услуг новое повышение, которое запланировано на лето-2016, может стать одной из причин социальных протестов накануне сентябрьских выборов в Госдуму.
Непростой капитальный ремонт
Некоммерческая организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" была создана в декабре 2013 года. Деятельность регионального оператора по "обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах" курирует непосредственно Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края.
Деятельность фонда уже стала причиной нескольких громких скандалов.
Например, осенью 2015 года активисты ОНФ выяснили, что жители 131 многоквартирного дома в г. Краснодаре платят взносы за капитальный ремонт по двум квитанциям. Как оказалось, наряду с установленным согласно ст. 169 ЖК РФ взносом на капремонт краснодарцы вынуждены оплачивать целевой взнос на софинансирование капремонта в пределах 15% его стоимости.
При этом деньги граждан, а это более 400 млн рублей, просто лежали на счетах "Краснодарского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов", т.к. программа была выполнена лишь на 16,5%.
В сведениях реализации региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы региональным оператором декларируется факт полного отсутствия выполнения работ в 18 808 многоквартирных домах, собирающих средства на счете оператора.
"Сумма, собранная региональным оператором на настоящий момент, составляет 1 млрд 179 млн рублей. Эти народные деньги без движения осели на банковском счете оператора и "объедаются" инфляцией", - отмечает депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов.
По информации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в настоящее время в Краснодарском крае региональная программа капитального ремонта отстает от графика более чем на 3 месяца.
Зато за "успешную работу" сотрудники регоператора получили в 2015 году премию в размере 7 млн рублей, а их средняя заработная плата на 54% превысила среднюю зарплату по региону.
Расходы на содержание аппарата управления регионального оператора в Краснодарском крае с декабря 2013 по декабрь 2014 года составили 139 млн 349 тыс. рублей, из них 40 млн 713 тыс. рублей – это субсидии на оплату административно-хозяйственных расходов организации.
Зимой 2015-2016 гг. врио генерального директора НКО "Фонда капитального ремонта МКД Краснодарского края" Елена Березницкая дважды провалила тест на профпригодность, который Министерство строительства и ЖКХ РФ проводило для руководителей региональных операторов программы капремонта. В первый раз она набрала 19 баллов из 50 возможных, затем улучшила свой результат лишь до 37 баллов.
И только после официального обращения депутата Госдумы Сергея Обухова к губернатору Кубани Елена Березницкая покинула свой пост, оставшись на должности заместителя гендиректора.
Пристальное внимание прокуратуры
В этой ситуации краевая прокуратура прямо называет обеспечение законности в сфере ЖКХ одним из главных направлений своей деятельности. Зачастую восстановление теплоснабжения многоквартирных домов и социально значимых объектов в Краснодарском крае происходит только после вмешательства надзорных органов.
Многочисленные жалобы поступают от жителей Кубани и на невыполнение управляющими организациями и ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также на законность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, проверкой прокуратуры были вскрыты факты искажения сотрудниками Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края сведений об имущественном положении за 2012-2013 годы. Так, должностными лицами была скрыта информация о доходах, а о жилых помещениях и земельных участках, находящихся в собственности.
***
Принятая местными властями Стратегия развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края до 2020 года предполагает "обеспечить бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах, в т.ч. питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам".
Судя по нынешнему состоянию отрасли и тенденциям ее развития, за оставшиеся года достичь этих показателей практически невозможно.