Игорь Федорович, хотелось бы начать разговор с самого, наверное, актуального, для вас сегодня вопроса. На какой стадии находится внесение изменений в существующий Генплан Краснодара?
Мне надо для начала пояснить вам, что на самом деле сейчас происходит. В СМИ пошла некоторая путаница понятий. В данный момент идет масштабная корректировка того Генплана, который разрабатывался в 2004-2007 годах и окончательно был принят в 2012 году, соответственно, на сегодняшний день, он не учитывает всех градостроительных факторов, сложившихся в более позднее время, а также возросшие потребности города в социальной и инженерной инфраструктуре.
Стоит признать, что Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2007 году, не в полной мере соответствуют генеральному плану. По Градостроительному кодексу Российской Федерации они должны быть приведены в соответствие с утвержденным Генеральным планом, но для того, чтобы внести изменения в Правила землепользования и застройки, необходимо завершить начатый в 2014 году процесс корректировки Генерального плана.
В 2013г. был заключен контракт с разработчиком Генплана на внесение корректировок. Было выдано техническое задание, контракт был отработан. На сегодняшний момент мы близки к завершению начатой работы.
Говорить о глобальной корректировке Генплана пока технически несвоевременно. Для того чтобы глобальная корректировка была эффективной, необходимо ее делать на основе топографического материала в электронно-цифровой форме, отображающего всю территорию муниципального образования город Краснодар. Сегодня департамент архитектуры и градостроительства не располагает полной базой необходимых данных.
То есть когда в мэрии заявляют, что к концу 2016г. у нас будет новый Генплан, имеется ввиду, что будут приняты все накопившиеся изменения?
Да. К концу года мы завершим эту работу. Одной из основных задач корректировки генплана является разработка карты социальных объектов. Теперь все школы и детские сады будут выделены в отдельные зоны в Генплане и никакое другое использование этих участков будет невозможно. Также мы утвердили границы зеленых зон. На сегодняшний день их 76, и все они будут учтены в Генплане.
Сейчас мы готовимся к тому, чтобы назначить дату проведения общественных слушаний по утверждению корректировки Генплана. Во время их проведения все граждане смогут ознакомиться с предложенной корректировкой и высказать свое мнение. Также и органы архитектуры, и правовое управление, и администрация — все выскажут свое мнение. По итогу этих слушаний в проект корректировки Генплана будут внесены последние правки и это все будет направлено на согласование в администрацию края. После проект корректировки будет представлен для утверждения Гордумой и вступит в силу.
Какие сроки у каждого из этапов?
В идеале на общественные слушания должно уйти около трех недель. После этого, в течение месяца, мы будем вносить правки и отдадим документ на рассмотрение в департамент архитектуры и градостроительства края. То есть гипотетически на все уйдет минимум 4,5 месяца. Если в администрации края будут какие-то глобальные замечания, то к этому сроку прибавятся еще 3 месяца на их устранение. Итого максимум через 7 месяцев корректировки будут приняты.
И на этом работа над Генпланом закончится?
Вообще-то только начнется. Следующий вопрос, который нам надо решить — это исполнение решения суда, которое обязывает город привести ПЗЗ в соответствие с Генпланом. Как я сказал, ПЗЗ принимались в 2007г. Безусловно, многое будет приведено в соответствие на этапе корректировки Генплана, но не все. ПЗЗ также надо обновлять. И нам предстоит также проведение слушаний по этому вопросу. Как только все это будет сделано, не будет никаких возможностей использовать их по другому назначению у любого рода собственников земельных участков. Я думаю, данные действия обеспечат строительную отрасль работой года на два. И это все нам даст фору для разработки совершенно нового Генплана, того, который будет отвечать потребностям современного быстроразвивающегося города.
То есть вопрос создания качественного Генплана — это перспектива как минимум ближайших двух лет? А есть гарантия, что новый Генплан будет соответствовать актуальным на тот момент потребностям города?
Для того, чтобы генплан был эффективным и актуальным, его нужно создавать на основе электронной версии топографической съемки всего города. Ни в 2012 году, ни сейчас не существует полной топографической базы города Краснодара. То, что мы имеем сейчас, это примерно 45-50% города. Потому что в полях, где теперь выросли целые кварталы, никто не занимался топосъемкой.
Топосъемка — недешевое удовольствие. У города есть на нее деньги?
Да, затраты очень серьезные. Топографическая съемка предполагает, что геодезисты выйдут с теодолитами и прогонят таким образом весь город, определят границу каждого участка, какие там проходят коммуникации и пр. и пр. Сейчас нанять стороннюю организацию, которая отснимет весь город, стоит от 300 млн руб. Для бюджета это деньги неподъемные. База топосъемки сейчас пополняется только за счет застройщиков, которые снимают свои участки перед строительством. Но пока не будет базы всего города, не имеет смысла начинать работу над новым Генпланом. Поэтому мы этим вопросом сейчас занимаемся, разыскиваем варианты, уже есть мысли, но я пока не буду их озвучивать.
Но вернемся к вопросу об «идеальном Генплане». После того, как мы сделаем эту работу, на топооснову должны лечь наши естественные водные объекты и зеленые зоны. У нас получится экологический каркас города. Затем нам нужно будет заново разработать транспортную карту. После этого можно будет приступать к разделу Генплана по разработке инженерной инфраструктуры, а именно – газовые, водопроводные, электрические сети, а также ливневую и фекальную канализацию. В итоге, когда у нас будет топосъемка всего города, экологический каркас, транспортная сетка и инженерная инфраструктура, мы можем приступать к созданию Генплан, определять зоны города и дальнейшее его развитие.
То есть план мэрии в том, чтобы сейчас просто привести в порядок существующую документацию и начать разрабатывать свежий Генплан. И все это в максимально сжатые сроки. Как все эти быстрые решения отразятся на застройщиках?
Когда мы предоставим застройщикам новые правила ПЗЗ, сочетающиеся с Генпланом, а также нормативы местного градостроительного проектирования, которые мы также обновим в ближайшее время — мяч перейдет на сторону бизнеса. Они должны понимать, что больше так, как было, продолжаться не может. Строя хоть целый микрорайон, хоть отдельный ЖК, застройщик увеличивает концентрацию жителей на небольшом участке. Люди хотят жить в соответствующих 21 веку условиях. И если не получают этого, то создается очаг социальной напряженности.
Мы должны прекратить строить жилые дома, мы должны строить жилые районы. Когда застройщик втискивает жилой комплекс в сложившуюся застройку, например, снес где-то двухэтажный дом и поставил 24 этажный, он в старые сети встраивает современное оборудование. Условно застройщик может поменять трубы на своем участке, не учитывая, что дальше стоят старые трубы, которым по 30-50 лет. В итоге город получает крупные аварии. Все эти проблемы ложатся в итоге на плечи города. И проблема в том, что у города уже нет денег все решать. И мы будем пояснять бизнесу, где просто нельзя строить то, что они хотят. Будем говорить, в каких случаях стоит менять свои планы. Будем проявлять твердость при выдаче разрешений на строительство, при согласовании проекта планировки. А застройщики должны понять свою социальную ответственность. Тогда все действительно встанет на свои места.
Отойдем немного в сторону от Генплана. Относительно недавно в городе произошло разделение должностей главного архитектора и главы департамента архитектуры. Это лично вам облегчает работу или усложняет?
На сегодняшний момент ситуация такая. Сотрудники департамента по роду деятельности не столько архитекторы, сколько чиновники. Потому что у департамента огромный объем чиновничьей работы: обращения граждан, ответы на письма, разработка тех или иных документов, та же выдача разрешений на строительство, изготовление градостроительного плана, согласование схем. Все это документы, относящиеся к категории муниципальных услуг. У каждого этого документа четко регламентирован срок оказания муниципальной услуги, и он должен быть выполнен. Не должно быть просрочек, чтобы мы не ущемляли интересы граждан, не затягивали вопросы хозяйственной деятельности бизнеса.
И, как показал жизненный опыт, архитектор часто не может быть чиновником. Архитекторы - это творческие люди, и единицы из них могут совместить полет мысли с жесткой ответственностью и выполнением в срок поставленных задач. Для художника или проектировщика это сложно. И это приводило к большому ряду нареканий к департаменту. Ни для кого не секрет, что у нас департамент до недавнего времени имел огромное количество просрочек по муниципальным услугам и много разных других нареканий со стороны краевой власти и жителей. По итогам первого месяца моей работы мы вышли с показателем в 2 просрочки за месяц, причем просрочки на 1 день. До этого было по 400-600 просрочек в месяц и это считалось среднестатистическим показателем департамента. Поэтому думаю, что такое разделение полномочий облегчило жизнь всем участникам рынка.
В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".