«Яузапроект» занимается архитектурой, градостроительством и комплексным развитием территорий с 2004 года. Проект под названием «Анатомия города» основан на авторских методиках компании. Он предлагает развивать города на базе нового транспортного каркаса, архитектуры, инженерной инфраструктуры и управления. Концепции такого развития «Яузапроект» представила для Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа и Краснодара.
— Алексей, вы один из авторов проекта «Анатомия города», разработанного для Краснодара. В нем вы предлагаете решение инфраструктурных и транспортных проблем города. Можете рассказать об этом подробнее?
Этот проект был о городе вообще, и об этом нужно сказать прежде всего. Он сделан, во-первых, для того, чтобы показать наше видение – как развивать город; во-вторых, чтобы все субъекты, которые работают с городом: власти, бизнес, общество и профессионалы смогли говорить на одном языке. Аналогичные работы у "Яузапроекта" есть и для других городов: Москвы, Санкт-Петрбурга, Волгограда и Воронежа.
Это, прежде всего, повод для разговора – мы демонстрируем на основе разработанных нами технологий, как можно совершенствовать города, и как с ними работать.
— Что за технологии, о которых вы упомянули?
В общем – это консолидация и структурирование существующего в мировой практике опыта. Сущность метода заключается в том, что мы пытаемся упорядочить городскую среду на основе транспортного каркаса.
Нас часто упрекают в том, что мы делаем упор на транспорт, якобы забывая про экологию, историческое наследие и т. д. Но одно другое не заменяет, город состоит из всех названных «слоев». Но среди них сейчас, по нашему мнению, транспорт и застройка, то есть городская ткань, являются наиболее действенными инструментами развития городов. К тому же, проектируя транспортные артерии города, все равно необходимо думать об архитектуре, экологии и т. д. Допустим, если вы хотите сохранить зеленый пояс Краснодара или любого другого города, транспорт в этом может помочь. Не нужно застраивать поля и сады, плодить эти безликие и непонятные многоэтажные гетто, необходимо перейти к консолидации плотности застройки вокруг транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и автомагистралей. В пригороде (в поле) может быть только один тип зданий – частные жилые дома, а не многоэтажки.
Транспорт — это самый понятный и для девелоперов, и для инвесторов, и для властей инструмент развития городской среды. Хочу подчеркнуть, что он не отменяет всего остального. Просто сейчас он наиболее понятен и актуален.
— Как бы вы оценили текущую транспортную ситуацию в Краснодаре? В городе пробки, в то же время очень напряженные бюджеты и у города, и края. Что делать, какие выходы вы видите?
Отсутствие денег в бюджетах — это не все проблемы. Чтобы решить проблему пробок, ее для начала нужно осознать. Пока конкретных данных по мониторингу дорожной ситуации нет или, по крайней мере, они не озвучивались. Создается впечатление, что строительство и реконструкция дорог в городе ведется на понятийно-бытовом уровне. Должна быть единая стратегия развития транспортной инфраструктуры для всей агломерации. Мы все время об этом говорим.
Кстати, сейчас определенные надежды на ее появление есть. В 2014г. правительство РФ приняло 172 ФЗ, который предполагает начало стратегического планирования в городах.
Объясню, почему это важно. В генеральном плане города заложено много всяких «хотелок» касающихся, в том числе, строительства дорог, зеленых зон и т. д. А далее реализация происходит по принципу «построим то, на что хватит денег». Как правило, генеральный план совершенно не коррелирует с экономической ситуацией, с политикой региона в целом. Стратегия должна дать четкое понимание, что строить и когда, а главное за какие деньги.
Задача стратегии сложить все «слои города» и определить, как они будут развиваться вместе. Собрать актуальные исходные данные, специалистов профильных департаментов, посмотреть, какие есть недостатки в развитии конкретных систем города, доработать их. При этом все должны понимать, на что реально могут появиться деньги, за что сможет заплатить бизнес и в чем может быть его интерес в конкретной точке города. То есть собрать всех за одним столом переговоров в рамках конкретного проекта.
Очевидно, что это не сделать на уровне генплана, здесь нужна стратегия.
— Вернемся к «пробкам». Давайте предположим, что данные по ним есть, что делать дальше?
Дальше нужно в рамках стратегии предложить новую идею развития транспорта в Краснодаре. Мы считаем, что она должна базироваться на «втором контуре» - скоростных дорогах.
— О каких дорогах идет речь?
Это автомагистрали, которые проходят через город. По таким дорогам осуществляется транзит транспорта на уровне агломерации, перемещение из спальных районов к местам работы и «загрузка» центра. В чем отличие от существующей системы? Существующая в Краснодаре и в России улично-дорожная сеть – это так называемая гибридная система: и улица, и автомагистраль одновременно. Фактически, сейчас транзит проходит через жилые районы. А скоростные дороги – этот «второй контур» дорог, который должен проходить отдельно от улиц, либо под землей, либо над ней, вдоль железных дорог, промзон и т.д. Главное, чтобы скоростные дороги не пересекали обычные улицы в одном уровне.
- То есть для решения транспортной проблемы Краснодара вы предлагаете кардинальные меры...
Да, при сегодняшнем уровне автомобилизации другого выхода просто нет. Это показывает мировой опыт. Также, «двухконтурные дороги» должны в Краснодаре сочетаться с городскими электричками. Это позволит решить транспортную проблему на агломерационном уровне, в город ежедневно приезжают тысячи людей из окрестных поселков. Городские электрички должны ходить примерно с интервалом в полчаса и иметь радиус сообщения около 30 км. Это не пригородные электропоезда, которыми все пользуются сейчас.
— Сейчас власти края начали «наводить порядок» в генпланах городов, по крайней мере, заявляют об этом. Как вы оцениваете необходимость и своевременность подобных действий?
Как и в любом проекте, чем точнее мы следуем за чертежами, за девелоперскими разработками, тем выше качество конечного продукта. Поэтому соответствие должно быть. Вопрос только в том, как оно реализовано. Если это соответствие ожиданиям стройкомплекса, как это нередко бывает, то в генплан просто закладываются новые квадратные метры. Однако это не означает, что актуализация генеральных планов не нужна. Она нужна, но в этом процессе должны участвовать все пользователи города: власть, бизнес, профессионалы и, конечно, жители, а не только стройкомплекс.
Также нужно обществу доносить информацию о генплане города. Сейчас для этого проводят общественные слушания, но этого явно недостаточно. Кроме того, в генплане очень сложная подача информации. С этим тоже никто не работает, это такая уловка властей, поскольку нужно проводить дополнительную работу, понятные слушания, делать презентационные материалы. Генплан — это тоже определенный маркетинговый, рекламный и медийный продукт, который нужно правильно подать. Это очень большие затраты, на которые никогда никто не идет. Сегодня условия таковы, что если мы хотим получить нормальный город – мы сами должны об этом говорить, писать и добиваться того, чтобы этот процесс стал публичным.
— Недавно вице-губернатор Юрий Гриценко заявлял о том, что решения по застройке города не будут приниматься без учета мнения граждан. Насколько это реально на ваш взгляд?
Я думаю, что это абсолютно реально и необходимо для того, чтобы решить проблему с застройкой новых микрорайонов.
— Сейчас новые районы, прежде всего, так называемый Музыкальный район в Краснодаре, испытывают массу проблем, связанных с отсутствием инфраструктуры, слабой транспортной доступностью и т. д. Как вы видите дальнейшее развитие таких районов?
Мое мнение, нужно прекратить развивать подобные районы. Просто дать им оптимальное количество школ и детсадов. Дальнейшее распространение, в том виде, в каком оно сейчас происходит, может обернуться социальной нестабильностью, а последняя — экономической нестабильностью. Строительство таких районов опасно их постепенной маргинализацией. Семьи с детьми из них будут уезжать, а на их место придет контингент совершенно определенного характера. Как следствие, высокий уровень преступности ну и дальше по порядку – самые настоящие трущобы. Это серьезная социальная проблема. Дальнейшее качественное развитие города связано с комплексными проектами на неэффективных территориях внутри города, а не с дешевыми «квадратными метрами» в поле.
В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".