Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ближе к корню

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
IT-технологии проникают в корневой бизнес петербургских компаний.

Российский бизнес привык считать IT вспомогательным сервисом, а не средством производства. Но тренды развития мировой экономики требуют от него радикального изменения моделей работы: в мире, в рамках всеобщей диджитализации, большинство конкурентоспособных товаров и услуг содержат цифровую начинку, практически все - производятся с участием IT. РБК Петербург пригласил к разговору представителей разных отраслей с целью выяснить: как глубоко шагнула городская экономика в океан цифровых технологий?

Гремучая смесь эпох

Совсем разные эры применения информационных технологий одновременно присутствуют в Петербурге, - это первое обстоятельство, которое коллективно зафиксировали участники дискуссии «Точки повышения эффективности петербургской экономики», проведенной «РБК Петербург» совместно с «Консист Бизнес Групп» и компанией EMC. Одни еще возят бумаги на тележках и приступают к первым шагам по внедрению электронного документооборота; другие создают цифровые фабрики. Второе важное обстоятельство, отмеченное в ходе разговора – заметная роль государства, в том числе, городских органов управления: чем быстрее создается цифровая среда в городе – тем большая часть экономики себя модернизирует. «В данный момент государство выступает драйвером развития IT-сервисов», - считает директор по консалтингу «Консист Бизнес Групп» Вячеслав Солопов.

Российским лидером перевода городских структур на цифровые рельсы стала Москва – это связано и с наличием в столице больших бюджетов, и с позицией мэра Сергея Собянина, который, через систему KPI, поставил вознаграждение чиновников в прямую зависимость от степени удовлетворения граждан городскими сервисами. «Важно, что в цифровую эпоху невозможно скрыть жалобы населения от вышестоящего начальства – недовольный гражданин пишет лично Сергею Собянину или сразу Дмитрию Медведеву в твиттер, - подчеркивает особенности текущей ситуации Вячеслав Солопов. – Чтобы понять причины «проколов» в тех или иных случаях, тоже, как оказалось, необходима «цифра»: пока взаимодействие государственных структур между собой, а также с населением и бизнесом, осуществляется в «бумажной» форме, процессы настолько не прозрачны, что никто не в состоянии в них разобраться - даже прямо отвечающие за них руководители».

Промежуточные результаты диджитализации системы московского городского управления, по словам В. Солопова, впечатляют: «Живя и работая в основном в Москве, я наблюдаю, что у людей отпала необходимость ходить по государственным комитетам и службам. Сегодня почти во все государственные организации можно обратиться в электронном виде – и уже до 5 моих обращений ежемесячно удовлетворяются, посредством электронных сервисов, городскими службами».

В Петербурге денег на IT у города меньше, потому что их в принципе меньше, чем в Москве, и не все сферы городского управления охвачены новыми технологиями. По словам начальника управления информатизации Комитета по информатизации и связи петербургского правительства Ольги Решетовой, уровень автоматизации государственных институтов так же неравномерен, как и степень автоматизации отраслей городской экономики. «Часть процессов до сих пор осуществляется архаично, - пояснила она, - но есть участки, на которых Петербург по глубине проникновения информационных технологий обгоняет всю Россию». Наиболее автоматизированная область – предоставление государственных муниципальных услуг населению: подавляющая часть документов, необходимых гражданину, уже оформляется в электронном виде, - констатирует О. Решетова. Многое, по ее словам, меняется в здравоохранении и образовании.

«Петербург – первый и пока единственный регион в РФ, где полисы ОМС существуют в электронном виде», - продолжает Ольга Решетова. В области образования город выполняет требования к информатизации, предъявляемые Минобром России, но формирует и собственные инициативы. Так, Петербург подал на федеральный уровень предложение о внедрении электронных портфолио учащихся: они должны заполняться с момента поступления в школу до окончания вуза. Реализация этого проекта позволит существенно снизить объем бумажных документов, которые курсируют по образовательной цепочке. «ВУЗ, знакомясь с учеником, получит полную историю его образования, и для этого не придется листать толстые папки со справками, грамотами, рекомендациями», - рассказывает О. Решетова.

Добрались до ЖКХ

Проблемная отрасль, куда постепенно проникает информатизация - ЖКХ. «В этой отрасли – много участников; тесно переплетены рабочие процессы коммунальных служб, монополистов, государственных органов, так что быстрого эффекта достичь не получится, - говорит Ольга Решетова, – но постепенно автоматизация осуществляется. Мы стремимся к тому, чтобы гражданин оперативно получал всю достоверную информацию о тарифах в электронном виде, чтобы эти данные были унифицированы, и чтобы появился единый центр расчётов и платежей». «Сейчас у нас в стадии запуска - региональный портал ЖКХ; его появление ускорит автоматизацию отрасли», - добавила она.

В сфере коммуникаций государства с бизнесом акцент делается на сокращении административных барьеров – переход на электронный и регламентированный по срокам документооборот, - отметила Ольга Решетова. Но есть нестыковка: когда приходят с проверкой контролирующие органы, предпочтение отдается документам на бумажных носителях. Тем не менее, даже частичный переход на «цифру» в общении компаний с государственными институтами заметно улучшил параметры «doing business» в Петербурге, - подчеркнула О. Решетова.

Государство подталкивает монополистов менять IT-ландшафты предприятий: в частности, федеральное Министерство энергетики обязало электросетевые компании создать и поддерживать работу электронных кабинетов, в которых предприниматели могли бы подавать заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям и отслеживать сроки удовлетворения своих обращений. По словам энергетиков, работа таких интерактивных сервисов контролируется государством, потому что прямо влияет на параметры «doing business».

«Мы запустили в эксплуатацию модернизированный «личный кабинет» абонента, - продолжил сюжет заместитель директора департамента информационных технологий ГУП «Водоканал» Алексей Попов. - Теперь с помощью личного кабинета абоненты могут не только подавать заявку на присоединение к объектам водоснабжения и водоотведения, но и смотреть состояние своих платежей, отслеживать уровень задолженности и обращаться с вопросами к нашим специалистам». Для упрощения интеграции между разными ведомствами, работающими в системе ЖКХ, необходимо внедрение городской ГИС-ЖКХ, «и очень правильно, что эта идея сейчас находится в стадии реализации в Петербурге», - добавил он.

Настоящая революция

Как государство влияет на автоматизацию сопредельных с ним бизнесов – а таких в России очень много – так и бизнес подталкивает процессы информатизации в публичном секторе. «Мы находимся на стыке: с одной стороны, сами активно используем IT, у нас автоматизированы многие процессы, а с другой, разрабатывая и производя медицинское оборудование и IT-решения для здравоохранения, несем IT в массы», - говорит заместитель технического директора НИПК «Электрон» Наталия Олевская, под «массами» имея в виду государственное и частное здравоохранение.

Как она поясняет, чтобы создавать условия для эффективного использования своей продукции, компания должна способствовать информатизации медицинской отрасли. «Сегодня это запрос государства, и мы часто готовы идти дальше, чем он распространяется, но вынуждены учитывать существующие регламенты, а также неравномерный уровень развития клиник и регионов, - рассказывает Н. Олевская. - Тем не менее, как правило, у нас получается находить решения, которые и двигают прогресс, и справляются с «узкими» каналами связи, и соответствуют государственным требованиям».

«То, о чем вы все говорите, это неплохо, потому что повышает качество жизни людей, - вступает в разговор технический директор КБ ВИПС Кшиштоф Поморски, – но не имеет отношения к настоящей экономической эффективности, которую способны обеспечивать IT». По его словам, один из примеров действительно радикальных изменений, которые произойдут в российской экономике посредством IT – это внедрение трехмерного информационного (BIM) проектирования. «Сегодня начинается революция в строительстве, так как технология информационного моделирования позволяет виртуально построить и сам объект, и логистику вокруг него; спланировать инвестиции и проследить изменения финансовых параметров проекта в различных ситуациях. Это позволяет избежать многочисленных ошибок и, главное, понять, нужно ли вам вообще строить именно этот объект. Проследив весь его жизненный цикл в виртуальной среде, вы можете принципиально изменить проект до того, как потеряете все деньги», - развивает свою мысль К. Поморски.

«Мне трудно разделить качество жизни и эффективность, - не соглашается Наталия Олевская. - Если вы, например, не можете легко записаться на обследование, получить качественное диагностическое заключение, для чего могут использоваться и телемедицинские IT, то потратите на врачей уйму времени вместо того, чтобы улучшать проектирование зданий». «Качество повседневных услуг, необходимых человеку – это, конечно, вопрос экономической эффективности», - уверена она.

Оторвись!

«Примеры автоматизации госструктур и оптимизации документооборота компаний, приведенные в ходе этого разговора, не соотносятся, к сожалению, с требованиями современного конкурентного рынка, - поддержал критический пафос представителя ВИПС директор департамента ИТ и ОМ компании BIOCAD Евгений Почкаев. - Пока не изменится менталитет айтишников и отношение бизнеса к ИТ, никакого технологического прорыва не будет». «Мы не покупаем софт, мы производим цифровую трансформацию организации, создаем технологический отрыв. Никакие улучшения документооборота этого никогда не дадут, - объясняет свою позицию Е. Почкаев. – Традиционная модель IT уже умерла: из-за отсутствия специализированной экспертизы никто из поставщиков информационных сервисов не может предложить решения, позволяющие повысить эффективность основного, корневого, бизнеса компании - в результате, бизнес решает эти задачи самостоятельно».

По его словам, соединяя IT со смежными дисциплинами, BIOCAD создает цифровые фабрики – проектирует молекулы в виртуальной среде. «Связывая IT с биологией, химией, математикой, мы моделируем сложные молекулы и точно знаем, как они будут действовать в организме пациента. Раньше процесс разработки и тестирования таких молекул проходил исключительно через лаборатории и требовал вложения огромного количества времени и денег», - рассказал Евгений Почкаев и заключил: «Сейчас мы можем сократить временные затраты на отдельные процессы в сотни раз, одновременно повысить эффективность и безопасность наших препаратов, что как раз и дает компании отрыв от конкурентов».

Они гениальны

«Выступая в роли advocates diaboli, предположу, что наиболее передовые цифровые технологии будут массово внедрены в Петербурге через 25 лет – двадцать лет нужно, чтобы умерли те, кто сегодня создает барьеры на пути прогресса, и 5 лет – на внедрение», - пошутил Кшиштоф Поморски. Гораздо более оптимистичный прогноз дает руководитель департамента компании EMC Дмитрий Сергеев. «Мы американская компания, имеющая в Петербурге офис разработки, - говорит он. - У нас работает большое количество интернов​, которые учатся в вузах; могу утверждать, что они полностью принимают и понимают новые технологии. Им по 20 лет, но они дадут фору каждому из нас. Они гениальны».

«Мы работаем в разных отраслях, от госуправления до телекоммуникаций, и всюду видим две главные тенденции: бюрократизацию, которая тормозит любое развитие, и новую кровь, ломающую бюрократические барьеры», - продолжил Дмитрий Сергеев. «Молодые IT-инженеры не станут ждать 25 лет – они предложат массу оригинальных решений, часто в форме микросервисов, которые будут внедряться быстро, и менять жизнь непрерывно», - считает представитель EMC.

«Резервы оптимизации бизнес-процессов посредством IT в России далеко не исчерпаны – резюмировал Вячеслав Солопов сказанное участниками дискуссии. – Так, в строительных компаниях до сих пор стены увешаны простынями разного рода документов – их так много, что руководители живут в постоянном страхе пропустить, не заметить, какую-то одну бумагу, а она окажется самой важной. Грамотно подобранная электронная система документооборота повышает эффективность работы такой компании в нескольких раз, а ее топ-менеджерам дарит новую жизнь». «Но внедрение IT в корневом бизнесе компаний – это особый сюжет, к которому IT-подрядчики, как правило, не допускаются: речь идет о базовых конкурентных преимуществах фирмы, и для их создания она растит собственных специалистов», - подчеркивает В. Солопов

Поскольку пока в России и Петербурге существуют непаханые поля для всех видов IT-улучшений, то вероятно, что в ближайшие годы покупка IT-решений у фирм-подрядчиков и укрепление собственных «цифровых» департаментов компаний будут параллельно крепнущими, а не взаимоисключающими, тенденциями.

Содержание
Закрыть