Эксперты «Фонда развития гражданского общества» оценили предвыборные программы партий на выборах в Госдуму.
Согласно докладу «Выборы 2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании», предвыборные программы партий оценивались по четырем параметрам. Эксперты оценивали их на реалистичность, системность, антипопулизм и электоральную привлекательность.
Именно эти критерии, по словам политтехнолога Сергея Смирнова, являются основными в программе каждой партии. «Реалистичность, системность, антипопулизм и электоральная привлекательность — это одни из важнейших, базовых требований к предвыборным программам. Иначе они превращаются в бессмысленные и бесполезные агитки», — отметил он.
Наибольшее количество баллов получила предвыборная программа «Единой России» (19 баллов из 20 возможных). Партии поставили «четверку» в графе «электоральная привлекательность».
На втором месте рейтинга оказалась КПРФ с результатом 15 баллов. «Тройку» получили коммунисты в графе «антипопулизм».
Третье место рейтинга с результатом в 12 баллов заняли программы ЛДПР, «Справедливой России» и «Родины». По данным экспертов, самый низкий балл получила программа «Партии народной свободы» (ПАРНАС) — 7 баллов.
Политологи, говоря о лидирующих позициях программы «Единой России», объясняют этот факт реалистичностью и системностью программы. «Это является обязательным условием. У „Единой России“ нет возможности впоследствии оправдываться, дескать, мы бы все обещанное реализовали, но нам не дали такой возможности», — рассказала автор и ведущая аналитической телепрограммы «Кстати» Любовь Солодовник.
Эксперты «Фонда развития гражданского общества» также отследили медиа-активность политических партий перед выборами. Согласно данным доклада, они основывались на публикациях, вышедших в федеральных и региональных изданиях с 1 апреля по 31 июля 2016 г.
Самой активной в медиапространстве, согласно мнению экспертов, стала партия «Единая Россия» с результатом 1 млн 29 тыс. баллов. На втором месте с большим отрывом находится КПРФ с 327 тыс. баллов. Третью строчку занимает партия ЛДПР с результатом 196,6 тыс. баллов.
Четвертое место рейтинга медиаактивности заняла партия «Справедливая Россия» с результатом 190,9 тыс. баллов. Замыкает «пятерку» партия «Яблоко»с результатом 68,8 тыс. баллов.
Кроме того, по словам экспертов фонда, «Единая Россия» была самой регионально-активной. В региональных СМИ было размещено в 3,5 раза больше сообщений о деятельности партии, чем в федеральных изданиях.
Единственной партией, у которой количество упоминаний в федеральных СМИ превышало количество упоминаний в региональных изданиях, стала партия«ПАРНАС».
Как отметил директор Центра социально-экономических исследований Дмитрий Абросимов, медиаактивность партий — это один из основных показателей их активности. «Пишут о тех, кто работает, о тех, у кого интересные проекты и мероприятия, свежие идеи, реальные результаты», — уверен он.
Согласно докладу «Фонда развития гражданского общества», партии проявляли активность, работая с населением посредством социальных сетей. Чаще всего представители политических объединений обращались к избирателям в социальной сети «ВКонтакте».
Наиболее активными в соцсетях стали «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Гражданская платформа» и «Партия РОСТа».
Как отмечают эксперты, в последние годы социальные сети играют большую роль в общении кандидатов со своими избирателями. «Проблема в том, что многие из кандидатов не умеют ими по-настоящему пользоваться и выглядят в них, как в президиуме партсобрания», — считает политтехнолог Сергей Гребнев.
Напомним, выборы в Госдуму РФ пройдут в Ростовской области 18 сентября 2016 г. Одновременно с ними состоятся дополнительные выборы в региональное Заксобрание, а также выборы депутатов муниципальных образований.