Сергей Владимирович, сейчас, когда выборы остались позади, как Вы в целом оцениваете избирательную кампанию, прошедшую в Ростовской области?
Мы прошли непростые выборы. 18 сентября жители Ростовской области выбирали не только депутатов Госдумы РФ. В регионе проходили дополнительные выборы в Законодательное Собрание, дополнительные выборы депутатов представительных органов городских округов и выборы более 4 тыс. депутатов представительных органов сельских поселений. Конечно, сочетание таких разных избирательный кампаний создало определенную нагрузку на избирательные комиссии. Однако в целом они с этой нагрузкой справились.
Хочу отметить, что Ростовская область сегодня занимает третье место в России по представительству политических партий в составах территориальных комиссий: в каждой ТИК есть представители всех четырех парламентских партий. В составах участковых избирательных комиссий более 60 % от общего числа членов – представители 35 политических партий. Мы полагаем, что это чрезвычайно важно для обеспечения легитимности и прозрачности выборов. Это принципиальная позиция Облизбиркома: партии должны разделять ответственность за законность организации голосования и подведения итогов, осуществлять взаимный контроль внутри комиссий.
Непосредственно в день голосования важное значение для обеспечения легитимности выборов имеет работа наблюдателей. Сколько их работало на прошедших выборах?
В единый день голосоввания на избирательных участках в Ростовской области работали более 17 тыс. членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей — это те люди, которые непосредственно назначались политическими партиями и кандмдатами.
Кроме того, осуществлялось общественное наблюдение – общественными и правозащитными организациями был создан Единый центр независимого общественного наблюдения за выборами в Ростовской области, в регионе работало 20 групп мобильного наблюдения. Общественниками было «закрыто» почти 20 % всех участков области. Кроме того, у нас работали 15 международных наблюдателей от ОБСЕ и СНГ. Также для работы на избирательных участках были аккредитованы почти 80 СМИ и более 400 журналистов, которые, со своей стороны, также обеспечивали контроль хода голосования.
Насколько эффективными, на Ваш взгляд, оказались технические новинки, которые использовались на прошедших выборах?
Все технические новинки, которые используются в процессе голосования и подсчета голосов, преследуют одну цель – еще более повысить прозрачность выборов, свести к минимуму возможности фальсификации. Минимизировать влияние пресловутого «человеческого фактора». И с этой точки зрения они вполне себя оправдывают.
На прошедших выборах у нас традиционно работали 100 камер видеонаблюдения. Этот пилотный проект за деньги областного бюджета мы начали уже давно, задолго до того, как эта практика стала общепризнанной. . Кроме того, по инициативе Президента и Председателя ЦИК России, избирательные участки в Ростове-на-Дону, как и во всех 11 городах-миллионниках, на этот раз были оснащены веб-камерами с непрерывной трансляцией. Должен сказать, что они сработали на отлично, и целый ряд фальсификаций, которые могли произойти на избирательных участках, были успешно предотвращены именно с помощью этой техники.
Именно веб-камеры помогли предотвратить фальсификацию на участке №1958 в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. По нашей настоятельной рекомендации, решением территориальной комиссии результаты голосования на этом участке были признаны недействительными, возбуждено уголовное дело и мы, безусловно, будем всемерно содействовать объективному расследованию этого случая. Должен сказать, что у нас были еще два участка – в Советском и Железнодорожном районах Ростова – где веб-камеры также зафиксировали какие-то вызывающие подозрения действия. На этих участках подсчет голосов и все последующие процедуры проводились в присутствии представителей следственных органов и прокуратуры. Однако по итогам подсчета все данные сошлись, и результаты голосования не вызвали вопросов ни у членов комиссий, ни у правоохранительных органов. Итоговые протоколы подписаны всеми членами комиссии с правом решающего и совещательного голоса и наблюдателями от различных партий. Даже от тех партий и кандидатов, которые проиграли. При сдаче итоговых протоколов в ТИК присутствовали представители и независимого наблюдения, в том числе и от «Голоса». У них также не возникло вопросов.
Насколько часто в ходе этих выборов приходилось сталкиваться с ложными сообщениями о нарушениях?
К сожалению, нередко. Действительно, наряду с заявлениями, призванными предотвратить фальсификации, мы часто сталкиваемся с откровенной халтурой, цель которой – оболванивание избирателей с помощью предоставления заведомо недостоверной информации о, якобы, имевших место нарушениях. Причем обязательно с эпитетами «массовые», «вопиющие» и «тотальные». Этим особенно часто пользуются партии, которые хотят привлечь к себе внимание в период, когда агитация запрещена — в частности за сутки до дня голосования, а также в сам день голосования. Здесь нужно понимать, закон это нарушает, но мораль – безусловно. Но, к сожалению, мораль во время выборов часто отодвигается не на второй план, а гораздо дальше.
Как Вы оцениваете активность избирателей Ростовской области и итоги голосования в целом?
Мы должны быть довольны активностью наших избирателей – она оказалась хоть и ненамного, но выше чем в целом по стране — в нашем регионе проголосовало 48,18% избирателей, явка в целом по России составила 47,81%. Выборы состоялись, они прошли легитимно и их результаты не вызывают сомнения у избирателей. Именно этот итог выборов считает для себя главным избирательная комиссия, чья задача – обеспечить не победу той или иной политической силы, а свободное волеизъявление избирателей.