- Закладка суперинтенсивных садов – наиболее бюджетно эффективных и высокоурожайных – обходится инвесторам в среднем в четыре раза дороже. Поэтому необходимо дифференцировать размер государственных субсидий исходя из типа сада, а не только с учётом его площади, - считает Сергей Королёв.
На сегодняшний день объём господдержки одинаков для всех типов садов. Но для закладки суперинтенсивного сада требуется в четыре раза больше инвестиций, чем для закладки традиционного сада ровно такой же площади. Таким образом, в рамках суммарного объёма инвестиций доля господдержки для традиционных (экстенсивных) садов составляет порядка 85%, для садов средней интенсивности – примерно треть, для садов высокой интенсивности – всего лишь 15%. То есть стандартный объём субсидирования попросту теряется на фоне собственных высоких затрат инвесторов.
При этом именно сады высокой интенсивности способны более быстро и эффективно обеспечить импортозамещение, поскольку имеют более ранний выход на полное плодоношение и позволяют получать более высокий и – что главное – качественный урожай. Яблоки из суперинтенсивных садов имеют крупный калибр, ровный окрас, красиво выглядят на полках магазинов, превосходя импортные аналоги.
Кроме того, интенсивный сад шпалерного типа имеет значительно более высокую бюджетную эффективность по сравнению с бесшпалерным – объем поступлений НДС в бюджет за срок жизни сада в 3 раза выше и составляет порядка 15,5 тыс руб/га против 5 тыс руб/га с экстенсивного.
- Наши затраты на закладку суперинтенсивного сада составляют порядка 5 млн рублей на гектар, - поясняет руководитель дивизиона «Сады» агрохолдинга «АФГ Националь» Олег Рьянов. – Из них строительство фруктохранилищ – это около 40% общей стоимости инвестпроекта. Поэтому субсидирование этой части затрат также необходимо увеличить.
Сейчас в декабре-январе отечественных яблок в магазинах почти не остаётся просто потому, что производители не могут сохранить урожай. Современные фруктохранилища позволяют эффективно и безопасно сохранять качество яблок за счёт использования новейших технологий и являются гарантией стабильно высоких объёмов поставок продукции в течение всего года.
Сергей Королёв уверен, что дифференциация субсидий и увеличение объёма господдержки эффективных производителей простимулирует инвесторов к закладкам именно садов высокой интенсивности, которые позволят обеспечить российский рынок высококачественными яблоками и минимизировать зависимость от импорта.
Отметим, что на сегодняшний день несмотря на снижение объёмов импорта – с 1,352 млн тонн в 2013 году до 886,4 тыс тонн в 2015-м – три четверти и более яблок в магазинах по-прежнему импортные.
Эксперты сходятся во мнении, что плодоводство должно стать одним из приоритетных направлений господдержки уже сейчас, поскольку с садов, заложенных сегодня, инвесторы получат отдачу только через 4-5 лет. Именно столько требуется саду для выхода на полное плодоношение и промышленные объёмы производства.
По мнению Сергея Королёва, развитию отечественного плодоводства будет также способствовать снижение НДС на яблоки с 18 до 10%:
- На большинство видов сельхозпродукции – картофель, овощи, птицу, свинину – НДС составляет 10%. При этом у яблок, которые являются основным фруктом для россиян и норма потребления которых регламентирована Минздравом, НДС выше почти в два раза. Мы считаем, что снижение НДС на яблоки позволит не только поддержать отечественных производителей, но и стабилизировать и даже снизить цены на российскую продукцию и тем самым стимулировать потребительский спрос, - подчёркивает Сергей Королёв.
Для справки:
Национальный союз производителей плодов и овощей основан в 2014 году с целью формирования экономических и технологических условий для развития отечественного овощеводства – как открытого, так и защищенного грунта, а также производства плодов, грибов и ягод. Членами Союза являются крупнейшие российские производители, в числе которых – «Белая дача», ГК «Технологии тепличного роста», ГК «АФГ Националь» и другие.
Группа компаний «АФГ Националь» – крупнейший вертикально интегрированный агропромышленный холдинг, работающий по принципу «от поля до прилавка». Лидер в выращивании и переработке риса (22% рынка) и ведущий производитель фасованных круп в России (18% рынка). ГК «АФГ Националь» выпускает около 220 наименований продукции под собственными и частными торговыми марками. Обладает разветвлённой дистрибьюторской сетью, охватывающей Россию, страны СНГ, Европы и другие регионы. С 2015 года холдинг также успешно развивает овощное направление, выращивая столовый и семенной картофель и овощи открытого грунта в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях, а также осуществляет закладку яблоневых садов суперинтенсивного типа в Краснодарском крае.