Проблемы и перспективы отечественного сельского хозяйства обсуждались на пленарном заседании «Эволюция импортозамещения: от количества к качеству», которое прошло в рамках выставки «ЮГАГРО», открывшейся 22 ноября в Краснодаре.
В дискуссии, которая была организовано РБК Юг, приняли участие замглавы Минсельхоза Евгений Громыко, вице-губернатор Кубани Андрей Коробка, а также представители Национального плодоовощного союза, Союза «Садоводы Кубани», ООО «Фирма «Калория» (производит молочную продукцию) и руководители крестьянско-фермерски[ хозяйств.
Россия в 2014г. ввела продуктовое эмбарго в отношении Евросоюза, США, а также ряда других стран, поддержавших санкции против РФ. В список запрещенных для импорта продуктов вошли мясная, молочная продукция, овощи, фрукты, орехи.
По словам замминистра сельского хозяйства, «в целом страна идет нормальными темпами в импортозамещении сельскохозяйственной продукции». При этом он считает, что каждый день «под санкциями» необходимо использовать для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, чтобы раскрывать ее экспортный потенциал.
«Только являясь экспортоориентированной отраслью, сельское хозяйство сможет стать полноценной частью экономики РФ. Программа импортозамещения — это полдела, надо производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию», — сказал замминистра.
При этом он добавил, что у российской продукции на внешнем рынке уже есть конкурентное преимущество — она не использует генно-модифицированные организмы (ГМО). В то же время, по мнению Громыко, необходимо развивать конкурентоспособность продукции АПК и на внутреннем рынке.
В то же время в отрасли АПК есть и объективные проблемы, признает замминистра. «В целом сельское хозяйство в РФ немного «расслабилось», тому был ряд причин, включая политические», — сказал он.
Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка напомнил, что регион экспортирует около 5 млн тонн зерна (при урожае примерно в 14 млн тонн). Однако перед краем стоит задача продавать в другие страны продукты переработки продукции АПК, поскольку они имеют большую добавленную стоимость.
«Нам нужно выходить на уровне экспорта 5 млн тонн продуктов переработки зерна», — заметил он. Кроме того, на экспорт необходимо ориентировать продукты переработки овощей и сахара, добавил вице-губернатор.
При этом, по мнению замминистра Громыко, отечественный бизнес еще не готов заниматься глубокой переработкой.
Коробка также напомнил о скрытом потенциал развития АПК региона в малых формах хозяйствования (личные подсобные хозяйства, ЛПХ и крестьянско-фермерские хозяйства). На их долю приходится 38% сельхозпродукции края.
По словам вице-губернатора, небольшие хозяйства разрозненны, поэтому власти региона будут объединять их выстраивая понятную цепочку от сельхозтоваропроизводителя через переработчика к сбыту.
С необходимостью развивать экспортный потенциал согласны и представители отдельных отраслей сельского хозяйства, считает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев. «На внутреннем рынке еще сохраняется спрос на продукцию АПК. Самые импортозависимые сейчас — это овощи и фрукты. К примеру, овощей в страну ежегодно импортируется на $4-5 млрд», — говорит он.
Кроме того, Королев заметил, что девальвация рубля сделала российскую продукцию конкурентоспособной на внешних рынках по всем позициям. При этом он выразил опасения по поводу отмены запрета на ввоз овощей из Турции.
«Его необходимо продлить до 2020г., иначе на рынок хлынет недорогая и низкого качества продукция из Турции и разорит наших производителей», — уверен Королев.
По прогнозам президент Национального плодоовощного союза, уже по итогам 2016г. России начнет производить овощей закрытого грунта больше, чем завозит. В качестве одной из проблем развития овощеводства Королев называет сильную концентрацию его в ЛПХ — около 67% от общего объема производства.
«Пока доля индустриального производства не достигнет хотя бы 50% будет сложно говорить о конкурентоспособности продукции», — прогнозирует он.
С тем, что санкции дали стимул для развития АПК, соглашается и генеральный директор ООО «Фирма «Калория» Татьяна Садовая. Например, компания в течение в 2015-2016гг. открыла два цеха по производству «санкционных» продуктов — сыров с голубой и белой плесенью. По мнению Садовой, сначала нужно удовлетворить спрос на внутреннем рынке, однако для этого не хватает сырья — сейчас наблюдается дефицит молока, в результате чего мощности новых цехов загружены на 30-50%. Кроме того, наблюдается проблема со сбытом.
Руководитель КФХ «Ильченко» (Динской район) Юрий Ильченко, напротив, отмечает, что влияние продовольственных санкций на деятельности своего предприятия никак не почувствовал. «Единственный момент — это импортные закваски для сыров. Есть наши, их делают в Угличе, но пока качество не дотягивает», — объяснил спикер.
Иначе складывается ситуация в сфере производства плодовой продукции. На Кубани выращивается 40% от общероссийского объема плодов, рассказывает генеральный директор Союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков. В РФ ежегодная потребность в этом продукции составляет около 3 млн тонн. По оперативным данным союза, сейчас урожай плодовой продукции в крае составляет около 320 тыс. тонн.
«Исходя из общей потребности Кубань должна производить 1 млн тонн плодов. В 2016г. в регионе планируется заложить 1,5 тыс. га садов. Но чтобы импортозамещение заработало, нам необходимо закладывать садов в три раза больше. Для этого нужно усиливать господдержку, без которой садоводам самим не справиться», — пояснил он.
Международная выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки сельхозпродукции «ЮГАГРО» открылась в Краснодаре 22 ноября. В этом году в выставке принимает участие 720 компаний из 32 стран и 48 регионов России. Общая площадь экспозиции составляет более 60 тыс. кв. м.
Информационное агентство РБК Юг выступает информационным партнером мероприятия.