Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Юрий Рысин: Главное в градостроительной политике – не совершать ошибок

Юрий Рысин: Главное в градостроительной политике – не совершать ошибок
Руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин рассказал, как изменятся города и станицы Кубани в ближайшие 30 лет

– Как главный архитектор края вы отвечаете за архитектурный облик всех городов и районов. В чем именно заключаются ваши функции?

– Я бы скорее сравнил свою профессию с работой дирижера. Потому что профессия архитектора сочетает в себе элементы искусства и техники. Круг моих «интересов» обширен: транспорт, правила землепользования и застройки, правильное городское планирование, озеленение, колористика, участие в проектировании и разработке генпланов, а также реализация этих документов. То есть весь комплекс того, что называется градостроительной политикой. И обязательно следить за тем, чтобы конченый результат любой деятельности в этом направлении отвечал трем главным требованиям – прочность, польза и красота.

– Насколько уместно сегодня говорить об архитектуре края, как единой системе? Существует ли вообще «кубанский стиль»?

– Я бы не говорил о стиле, а скорее об образе конкретного населенного пункта. Мы не будем сейчас говорить о Краснодаре, так как это столица региона и о нем надо говорить отдельно. Но в остальных территориях края, конечно, есть схожие черты. Прежде всего – это масштабность, озеленение, высокий уровень благоустройства. Гости региона всегда отмечают, что у нас чистенько, много зелени. Это как раз и есть тот элемент узнаваемости наших городов и станиц.

Безусловно, нельзя говорить, что в этом мы как-то кардинально отличаемся от соседней Ростовской области. Но все равно есть что-то, что позволяет определить что ты находишься именно на Кубани.

– Не так давно московские власти провели целую операцию по сносу торговых ларьков на улицах столицы? Не ждет ли Кубань подобное?

– Москва стала первая в стране создавать торговые ряды, состоящие из более или менее однотипных киосков. И эта волна потом распространилась на все российские города. Как раз в этом время я работал главным архитектором Анапы. И мы чуть ни не одни из первых на юге России подхватили эту тему, попытались навести порядок.

Помните, тогда президент Ельцин сказал: зарабатывайте кто как может и делайте все, что считаете нужным? Все всем стало разрешено. Тогда и появились вещевые рынки на пешеходных улицах, с которыми мы потом тяжело и трудно боролись в конце 90-х – начале 2000-х годов. Потом были вторая, третья, четвертая, пятая волны преобразований. И все они также потом прокатились дальше по стране. Сегодня мы наблюдаем очередной этап наведения порядка с выносной торговлей. Мы уже переболели всем этим. Потому считаю расчистку улиц от киосков абсолютно правильным и жизненно необходимым решением. Потому как «болезнь» перешла в такую стадию, когда лечить ее можно только хирургическим путем, то есть удалять.

Вспомните торговый ряд, расположенный в центре Краснодара между цирком и ЖК «Центральный». Эти магазинчики надо убирать, потому что они уродуют город. Но сделать все необходимо так, чтобы не обидеть людей, которые там работают. Им нужно что-то предложить взамен – цивилизованное место для торговли. И нам есть что предлагать. Ведь Краснодарский край не случайно по количеству квадратных метров торговых площадей на одного человека находится на первом месте в стране.

Но надо понимать, что будет на освободившихся площадях – нельзя оставлять «проплешины». Надо благоустроить территорию. Как, например, мы сделали это на улице Красной в том же Краснодаре. Или на набережных Анапы, Геленджика, Новороссийска, Ейска. Без уродливых киосков и палаток они преобразились и стали настоящим украшением городов.

– Краснодарский край – туристический регион, сюда приезжают гости не только из России, но и дальнего зарубежья. Можем ли мы удивить их местной архитектурой?

– Конечно, нам есть чем удивить приезжих. В наших населенных пунктах очень «богатая» архитектура. Причем я имею ввиду не только здания, но и весь комплекс городской среды – скульптуры, озеленение, элементы благоустройства, памятники. Например, в курортных городах – это, прежде всего красивейшие набережные с пешеходными и велосипедными дорожками, панорамными площадками, зелеными насаждениями, сосновыми рощами и другими уникальными решениями благоустройства.

Если же говорить о Краснодаре, то это, прежде всего, улица Красная. Ею, без преувеличения, сегодня можно удивить кого угодно хоть иностранца, хоть россиянина. Этот единый архитектурный ансамбль мы создавали в течение длительного времени и я считаю, что нам все удалось. Осталась последняя точка – завершить реставрацию кинотеатра «Аврора». И тогда улица на всем своем протяжении – от храма Александра Невского до «Авроры» станет законченным архитектурным ансамблем.

– В крупных кубанских городах есть немало людей, которые недовольны существующей городской застройкой. Наверняка же есть проблемы, которые можно решить малыми затратами, при наличии соответствующей политической воли?

– Да, есть и такое. Я ни в коем случае не идеализирую ситуацию. И, говоря, что нам есть что показать, вовсе не имею ввиду, что у нас нет проблем. Они есть и появились не вчера, а приблизительно 25 лет назад. Когда та же самая волна всеобщего выживания коснулась и сферы градостроительства.

И сегодня главное условие при осуществлении градостроительной политики – не совершать ошибок, чтобы сэкономить деньги на их исправление. Но пока что мы как раз занимаемся тем, что исправляем то, что ранее допущенные просчеты.

Прежде всего, я говорю о самостроях. Когда под видом одного, строится совсем другой объект или возводится вовсе незаконные объекты, уродующие города. Взять, хотя бы многострадальный Музыкальный микрорайон Краснодара – откуда все его проблемы? Именно оттого, что это район планировался изначально как район индивидуальной застройки. Но там «выросли» многоэтажки, причем явочным порядком. Это спровоцировало проблемы: нет света, часто затапливает территорию и другие.

– Но кто-то же давал все-таки одобрение на строительство этих домов?

– Что касается именно этого района, то там никто ничего не подписывал, а если и подписывал, то никогда в этом не признается. Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, по решению губернатора создана рабочая группа, которая рассматривает проекты планировок всех новых районов в населенных пунктах Кубани. В первую очередь это касается Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. И даже сейчас, после того как политическая воля была четко озвучена, некоторые наши коллеги – архитекторы и застройщики приносят проекты, которые не выдерживают никакой критики. Я говорю про необходимые для комфортной жизни каждой семьи парковочные места, об объектах социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники), зеленых зонах и т.д.

Высокие темпы строительства – это хорошо, много магазинов – тоже. Но наступило время баланса между квадратными метрами и всем тем, что сопутствует им (объекты инфраструктуры и благоустройство).

– Можно ли проблемы, характерные для современного градостроительства и архитектуры, разделить на характерные только для курортов или наоборот, центральной части края? Либо они везде одинаковые?

– Очень хороший вопрос. Потому что «болевые точки» действительно отличаются в разных территориях региона. Так, проблема самовольного строительства (а мы прекрасно понимаем, что самовольного в чистом виде почти нет – кто-то кивнул, дал «добро» и вот объект из трехэтажного частного особняка превратился в пяти-, шести– или даже десятиэтажку), характерна в основном для Краснодара или городов Черноморского побережья. Жители севера края и остальных сельских территорий и знать не знают о такой проблеме. Нет, конечно, может быть где-то какая-то бабушка самовольно и поставила во дворе небольшой сарайчик, а ее сосед пристроил к дому еще пару комнат. Но многоэтажных самостроев там нет. Только представьте, что в одном из районов Кубани (не буду говорить какой) единственным самостроем была признана вышка сотовой связи. Удивительно, правда?

И совсем другие проблемы в курортных городах. Например, в Геленджике есть факты, когда под видом частной гостиницы малой этажности возводится десятиэтажный объект, который уродует весь квартал и ломает облик города. С этим ведется и будет вестись дальше беспощадная борьба.

Такая же проблема характерна и для Краснодара. Находится много желающих сначала построить дом, а потом пытаться его всеми силами узаконить. Но этого больше не будет. Все, лавочка закрылась. Если недобросовестные застройщики поймут, что наказание за самоуправство неизбежно, проблема самостроев уйдет в небытие.