Инструменты , Черноземье ,  
0 

Бизнес «с молотка»: инвестиции в банкротство

Реклама:
Сергей Бородин, управляющий партнер Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры»
Сергей Бородин, управляющий партнер Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры»
На что обратить внимание, покупая актив банкротящегося предприятия

Покупка имущества банкротящегося предприятия — стремительно набирающий популярность вид инвестиций. И пока некоторые с предубеждением относятся к самой идее получить «нехорошие» активы, другие, напротив, находят весьма привлекательной возможность приобрести их с существенным дисконтом. Эксперты солидарны с последними — грамотно проведенная всесторонняя проверка законности и коммерческой привлекательности планируемой покупки (Due Diligence) практически сводит на нет возможные риски. О том, на какие аспекты процедуры покупки банкротящегося актива стоит обратить особое внимание, РБК+ рассказали эксперты Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры».

Ограниченность информации

Банкротящийся бизнес — это предприятие с совокупностью активов, которые могут быть интересны потенциальному покупателю, чтобы развивать действующий или начать новый бизнес: людских ресурсов, нематериальных активов (лицензии, патенты, права) и имущественного комплекса, как без менеджмента, так и с менеджментом, не связанным с собственниками предприятия. Покупка банкротных активов возможна в процедуре реализации имущества (если речь идет о банкротстве физических лиц) или конкурсного производства (для юридических лиц). В процедуре внешнего управления фактически речь будет идти о покупке действующего бизнеса, так как целью внешнего управления является восстановление платёжеспособности должника. Финансовое оздоровление — довольно редкая в юридической практике процедура, которая подразумевает не продажу, а именно санацию предприятия и дальнейшее ведение его деятельности без перераспределения собственности.

Покупка имущества банкротящегося предприятия отличается от покупки любого другого бизнеса степенью доступности сведений о нем. Приобретая действующий бизнес у собственника или представителя компании, покупатель получает все данные для принятия решения — финансовое положение, состояние материальных активов, необходимость (или ее отсутствие) дополнительных инвестиций. При покупке имущества банкротящейся организации инвестор рискует получить необходимую информацию не в полном объеме и принимать решение на основании поверхностных сведений об активе.

Определенный законом минимум открытой информации, которую бывшие собственники должны передать управляющему при банкротстве, является весьма дискуссионным и вызывает обсуждения как среди теоретиков права, так и среди действующих юристов. Так, следуя букве закона, собственники должны предоставить управляющему всю финансовую документацию и сведения об имуществе. Но на практике, к сожалению, есть масса способов, формально не нарушая закон, серьезно усложнить работу управляющего и затруднить процесс покупки потенциальным покупателям — например, передать управляющему бухгалтерский баланс без его расшифровки, которая является ключом к пониманию финансового состояния предприятия и тех причин, которые к этому привели, передать финансово-хозяйственные документы не в полном объеме, ссылаясь на то, что такие документы никогда не составлялись. Кроме того, понятно, что у ИП, занимавшегося, например, сдачей помещения в аренду и не нагруженного обязательствами перед третьими лицами, объем финансовой документации сам по себе минимален. И совсем другое дело, когда речь идет о промышленной компании с огромным количеством контрагентов, подрядчиков, сотрудников. В этом случае у бывших собственников, не настроенных сотрудничать с управляющим, будет достаточно способов скрыть важные для принятия решения факты о деятельности предприятия. Но если отчетность юридических лиц в любом случае предполагает некую прозрачность, то с имуществом банкротящихся физических лиц дело обстоит гораздо сложнее. Узнать, положим, о фактически имеющемся у них, но не зарегистрированном в ЕГРП имуществе — например, о садовом домике с участком в ближайшем садоводческом некоммерческом товариществе — зачастую вообще не представляется возможным, не имея таких сведений.

Контакты с посредником

Ключевой фигурой в процедуре банкротства, с которой взаимодействуют интересанты покупки выставленного на торги имущества, является управляющий — посредник между покупателем и должником. Как правило, управляющие также заинтересованы в реализации имущества должника, поскольку получают за это вознаграждение в виде процента от размера выручки от реализации имущества гражданина (у физлиц) или процент от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (у юрлиц). Это — ключевой показатель эффективности их работы.

В идеале управляющий должен действовать независимо от бывших собственников, в интересах должника и кредиторов, и идти на контакт со всеми желающими приобрести имущество. Но нередки случаи, когда процедуры банкротства инициируются кредиторами, которые уже наметили для себя возможность реализовать активы или нашли потенциального инвестора, что может создавать конфликт их интересов с покупателем «со стороны». В нашей практике встречались случаи, когда покупателю, желавшему приобрести недвижимость, еще на стадии переговоров с управляющим о возможности участия в торгах, в нарушение всех процедур, говорили о том, что на объект уже есть покупатель и участвовать в торгах не рекомендуют.

Пожалуй, аффилированность управляющего с собственниками или кредиторами должника — это именно тот редкий случай, в котором мы не рекомендуем покупку банкротящегося актива. Если процедура банкротства инициирована бывшими владельцами или дружественными кредиторами, понять это несложно. Как правило, поведение в деле о банкротстве позволяет сделать выводы, что актив готовят к тому, чтобы реструктурировать или выкупить под себя через аффилированные организации. Правда, в этом случае потенциальный покупатель рискует лишь тем, что может не получить желаемое имущество и потерять время. Но если игра стоит свеч, мы рекомендуем входить в процедуру покупки имущества со специалистами и консультантами, хорошо знающими тонкости процедуры банкротства. Это застрахует вас от того, чтобы по какой-то технической ошибке не принять участие в торгах.

Вообще покупка активов банкротящихся предприятий становится довольно активной распространенной практикой. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что в этом сегменте появилось много посредников, предлагающих свою помощь в приобретении перспективных активов «за бесценок». Многие покупатели, опасаясь возможных рисков в подобных сделках, обращаются к их услугам. На самом деле эти опасения не имеют под собой никаких оснований. После продажи имущества должника мы получаем так называемый объект, очищенный банкротством, без права притязания на него третьих лиц. Само юрлицо при этом ликвидируется, а история реализованного имущества фактически начинается с «нуля». В этом отношении покупка банкротящихся активов даже менее рискованна, чем покупка действующего бизнеса.

Более того, действующее законодательство делает управляющего процедурой банкротства лицом заинтересованным в том, чтобы проверить юридическую чистоту объекта и осуществить процедуру его реализации без малейших зацепок к оспариванию сделки. В противном случае с управляющего в судебном порядке могут быть взысканы убытки в пользу покупателя. Впрочем, в судебной практике есть и обратные примеры. В Курской области при банкротстве жилищно-коммунального МУПа были реализованы на торгах объекты принадлежащей ему недвижимости. Впоследствии свои права на эти объекты через суд заявило Росимущество, отметив, что указанные объекты принадлежат Российской Федерации и были переданы должнику ненадлежащим образом. Сделка по продаже имущества была признана недействительной. Суд первой инстанции взыскал убытки с управляющего в пользу покупателя. Суд кассационной инстанции отменил это решение и вернул дело на новое рассмотрение, отметив, что вопрос вины управляющего недостаточно исследован. В итоге при повторном рассмотрении суд первой инстанции отказал во взыскании убытков с управляющего, а с единственного кредитора – ФНС России — взыскал неосновательное обогащение в пользу незадачливого покупателя.

Фактическое наличие и состояние имущества

В ходе процедуры банкротства должнику запрещено ведение хозяйственной деятельности, если собранием кредиторов не определено обратное. Оценить положение дел, состояние производственных активов неработающего, а иногда разграбленного предприятия сложнее и требует большей внимательности со стороны покупателя. Первый и главный минимум действий, которые необходимо совершить в этом случае, — посмотреть на предполагаемый объект покупки «вживую».

На что еще следует обратить внимание, проверяя те или иные активы:

  • объекты недвижимости — запись о праве собственности должника в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и на основании каких документов сделаны эти записи (акты приватизации, решения органов местного самоуправления о выделении участка и т.п.);
  • здания, сооружения и коммуникации — наличие или отсутствие обременений в ЕГРП, в том числе — обременений в виде арендаторов, пользователей (например, покупка здания с арендаторами);
  • транспорт — его фактическое наличие и регистрация за должником в государственных органах, отвечающих за учет таких транспортных средств;
  • действующие предприятия — наличие зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество в ЕГРП, наличие зарегистрированного права собственности на всё недвижимое имущество, находящееся у должника, документы подтверждающие право собственности на оборудование, наличие обременений или долговых обязательств (например, приобретение оборудования в кредит или лизинг).

Безусловно, всей полнотой информации о выставленном на торги активе должен обладать управляющий. Но на практике, как уже отмечалось, многое зависит от того, кто и с какой целью инициирует процедуру банкротства, нет ли противодействия со стороны бывших собственников. Это и определяет тот факт, что управляющий работает так, как может и как ему позволяют работать конечные интересанты банкротства. Кроме того, иногда носителем инсайдерской информации может быть даже не управляющий и не бывший собственник, а например, технический персонал предприятия и т.п. Не получив полной информации об объекте продажи, покупатель, которому кажется, что он недорого купил, например, действующий автопарк, может быть неприятно удивлен тем, сколько еще необходимо инвестировать, чтобы этот автопарк начал приносить прибыль. Поэтому в случае серьезного интереса к выставленному на продажу объекту нужно быть готовым к тому, чтобы искать недостающую для принятия решения информацию. И желательно — делать это с помощью специалистов, которые знают все тонкости этой процедуры. Не случайно в большинстве случаев участники торгов по продаже имущества банкротящихся должников — как правило, предприниматели из той же сферы, имеющие схожее оборудование и способные его оценить. Приход на вновь приобретенный объект без команды специалистов и понимания того, что надо делать, может обернуться серьезными дополнительными денежными вложениями для инвестора.

Этапы реализации выставленного на торги имущества

До момента продажи, имущество банкротящейся организации проходит несколько этапов: составление описи и ее публикация в ЕФРСБ, оценка имущества, утверждение положения о порядке продажи с определением размера задатка, начальной цены, шага аукциона и, наконец, размещение объявления о проведении торгов с указанием даты торгов. Торги проводятся в электронном виде, в большинстве случаев — с открытой формой представления заявки о цене, с соблюдением принципа конкурентной борьбы, так что потенциальному покупателю ликвидного актива нужно будет постараться, чтобы перебить цену предложенную другими участниками торгов.

Торги по продаже имущества банкротящейся организации проходят в три этапа: первые торги по начальной цене, затем повторные торги с 10-процентым дисконтом и торги посредством публичного предложения, на которых кредиторами или управляющим определяется поэтапное снижение цены. В течение пяти дней с момента определения победителя ему необходимо подписать договор, а затем в течение 30 дней после подписания — оплатить и подписать акт приема-передачи. Если этого не сделать, управляющий вправе предложить приобрести это имущество другому участнику торгов.

Процедура проведения электронных торгов регламентируется приказом № 495 от 2015 года, утвержденным Министерством экономического развития и торговли РФ, на сегодняшний день она имеет устоявшийся характер. С июня 2015 года действуют изменения, внесенные в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части, касающейся признания участника победителем торгов посредством публичного предложения. Законодатель разрешил участникам торгов подавать заявку не только по цене, заявленной на данном этапе, но и предлагать более высокую цену за реализуемое имущество. Таким образом повысилась эффективность и состязательность публичных торгов. Кроме того, серьезные усилия прилагаются законодателем к тому, чтобы торги на электронных площадках проходили без злоупотреблений. В частности, в случае зафиксированного технического сбоя во время торгов электронная площадка обязана провести их заново, с того же этапа, на котором был зафиксирован технический сбой.

Последовательная законодательная политика, направленная на пресечение всевозможных хитростей и уловок недобросовестных участников, значительно сократила объем судебной практике по оспариванию результатов торгов. Даже доходящие до суда споры, как правило, решаются не в пользу заявителей. В целом можно констатировать, что у потенциальных покупателей есть все возможности, чтобы изучить процедуру приобретения банкротящегося актива и не допустить фатальных ошибок при совершении сделки.

Инструменты Капитал в особом статусе
Содержание
Закрыть