Почему Петербург — не Таллинн
То, что сегодня Петербург бледно выглядит на международном рынке событий, признает даже власть. «Мы создали в этом году единый календарь событий, которого раньше в Петербурге не было. И формируя календарь, мы с трудом смогли набрать хотя бы топ-10 событий, ради которых в Петербург стоит приехать», — отметил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев на круглом столе «Событийный туризм: частная инициатива и городские программы», организованном РБК Петербург. Он дополнил: есть несколько событий с избыточной посещаемостью, на которые трудно попасть — например, «Алые Паруса», а также «огромное количество праздников, не представляющих особого интереса для публики».
Дискуссия стала продолжением цикла мероприятий, проводимых РБК Петербург с целью содействовать развитию Петербурга как центра въездного туризма мирового уровня. Первое мероприятие цикла в 2017 г. было посвящено теме медицинского туризма.
С другой стороны, как продолжил Андрей Мушкарев, «сравните два событийных календаря — петербургский и таллиннский, и почувствуйте разницу. Таллинн с населением 350 тысяч человек и единственной фестивальной площадкой, Певческим полем, проводит больше крупных культурно-развлекательных событий, чем наш большой город, и список «звезд», приезжающих туда, но не доезжающих до Петербурга, весьма внушителен».
Одна из причин отставания Петербурга от международных событийных центров, будь то Нью-Йорк или Таллинн, это бедность, констатировал Мушкарев: «Люди не могут платить 50 евро за Мадонну, поэтому Мадонна не едет в Петербург». Но эта причина, относящаяся к числу объективных, то есть «уважительных», не единственная.
Кто не идет вперед
«Мы ходим по накатанной дороге, — считает директор по маркетингу портала KudaGo, собирающего информацию о петербургских событиях, Алексей Сулимов. — У нас есть несколько известных коммерческих событий — например, VK Fest и «Стереолето». Отчасти там есть туристы. Есть пара больших городских праздников: «Классика на Дворцовой» — уже самостоятельный бренд. Но чего-то нового, увы, нет».
«Люди приезжали специально в Музей Фаберже, когда он выставлял работы Фриды Кало, — продолжает дискуссию инвестор Indigo Hotel Виктория Шамликашвили, — и специально едут в Петербург ради выставки Ансельма Кифера (проходит в Эрмитаже этим летом - ред.). Однако круг институций и людей, организующих такие успешные мероприятия, узок и много лет почти не обновляется».
Более категорична генеральный директор «Балтик Трэвел» Людмила Кудрявцева: «В этом сезоне нам вообще нечего продать туристам». Она поясняет: гости города, уже приехавшие в Петербург, посещают его лучшие культурные события (если им удастся отстоять очередь в Эрмитаж или достать билет на премьеру с Анной Нетребко в Мариинском Театре), но нет новых «хитов», привлекающих в город дополнительный турпоток. В том же ключе высказался директор Cанкт-Петербургского филиала компании «Интурист» Александр Мусихин: более десяти петербургских ежегодных концертов и фестивалей пользуются устойчивым спросом среди туристов, однако отсутствуют те, на основе которых можно формировать специальные туристические программы.
Проспали революцию
А именно в 2017 году новые «хиты» ожидались, так как для них выпали редкие поводы: Кубок Конфедерации и Столетие Революции. «Кубок ничего не добавил Петербургу, с точки зрения событийного ряда и развития туризма, — уверен Алексей Сулимов. — Возможно, консолидирующая роль FIFA перекрыла возможности петербургских операторов событий, и они не предложили болельщикам чего-то яркого, дополняющего футбол. Знакомство болельщиков с городом ограничилось посещением стадиона, а также пабов и баров, транслирующих матчи». Как рассказала Людмила Кудрявцева, «туристическим операторам довольно трудно продавать такие события, как Кубок — они интересуют узкий круг любителей». При этом богатая событийная программа, обычно сопровождающая спортивные турниры в других городах мира, значительно расширяет число потенциальных гостей и помогает принимающей территории монетизировать спорт.
Еще больше возможностей, похоже, упустил Петербург в связи с юбилеем Революции. «Есть ежегодные события с хорошим потенциалом, как, например, Фестиваль Света, а есть события уникальные, — рассуждает Людмила Кудрявцева. — Столетие Революции произойдет только однажды, 25 октября этого года. Я думаю, что в Петербурге нужно было сделать крупное, мощное событие и широко его проанонсировать». «Эрмитаж подготовил хорошую выставку — на нее приедут, — добавляет она. — Может быть, город подготовит что-то еще, но анонса до сих пор нет — возможности для продаж европейским туристам упущены».
«Среди примерно двух с половиной тысяч петербургских событий лета-осени 2017 года, опубликованных на нашем сайте, тема Революции обыграна только в экскурсиях и некоторых театральных постановках, — отмечает Алексей Сулимов. — Это мелко, очагово, не соответствует масштабу даты».
В кулуарных разговорах эксперты оценивали не-использование Петербургом Революции как свидетельство креативного и организационного кризиса на событийном рынке.
Правда оптимистов
«Я гораздо более оптимистичен, чем многие коллеги, — с другой стороны посмотрел на сезон-2017 основатель фестиваля «Стереолето» Илья Бортнюк. — Есть новые яркие события. Например, в сентябре наша команда делает фестиваль World Music Ethno, представляющий культуру разных стран, директором которого стал Борис Гребенщиков. Мы, таким образом, продляем высокий сезон — я понял, что летом не надо делать много фестивалей, их и так достаточно». В числе безусловных новых петербургских «хитов», по мнению Ильи Бортнюка, — инициированный Львом Лурье в память Сергея Довлатова «День Д». «Это самый народный праздник в Петербурге на данный момент, гораздо более народный, чем День города», — считает Бортнюк. На примере «Дня Д» и других петербургских новинок видно, что «инициатива идет снизу — энтузиасты делают свои события, которые открыты для всех», — подчеркнул основатель «Стереолета».
Однако, по словам руководителя творческого бренда Dance Open Екатерины Галановой, концерт «Классика на Дворцовой», одно из мероприятий, приуроченных ко Дню города, вызвал большой интерес со стороны петербуржцев. «Наша команда сделала максимум для информирования зрителей о концерте. Это был рывок, с точки зрения продвижения нашего проекта: в этом году «Классику на Дворцовой» посетили 450 тысяч человек, а «Фестиваль Света» (также проводится командой Екатерины Галановой – ред.) собрал еще больше, там было 600 тысяч человек», говорит Галанова.
«Мы перешли планку в 1 миллион посетителей, это для нас много, — делится успехами текущего года заместитель генерального директора «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Елена Ублиева, — из них 40% — иностранный и иногородний турист». По ее словам, быстрое развитие новой петербургской конгрессно-выставочной площадки связано, в том числе, с тем, «что мы не только принимаем чужие качественные ивенты, но и запускаем собственные». Среди этих мероприятий — как деловые, так и спортивные, и культурные. Например, к ближайшей зиме «ЭкспоФорум» готовит проект «Мировой Новый Год» в формате мюзикла и рассчитывает привлечь на него туристов из российских регионов.
В чем сходятся взгляды оптимистов и пессимистов, так это в том, что «удачные события есть — среды нет», — выразила общее мнение Виктория Шамликашвили.
Альянс и синтез
Среда, альянсы, синтез, — ключевые слова, прозвучавшие на дискуссии в контексте ожиданий на 2018 год. Основная мысль проста: вырастить с нуля мега-события вряд ли получится, для этого в Петербурге нет ни финансовых, ни других ресурсов. Но можно, объединяя живые проекты энтузиастов и синтезируя разные форматы, добиться нового качества петербургского событийного ряда.
«Сама по себе выставка — этого людям уже мало, — приводит пример координатор образовательных программ Молодежного образовательного центра Государственного Эрмитажа Александра Генералова. — Люди хотят более глубокого понимания того, что им показывают. Поэтому мы совместно с «Лахта Центром» разработали идею образовательной программы «Братья Хенкины. Открытие». «Это выставка работ фотографов-любителей, снимавших обычную жизнь Ленинграда и Берлина 1920х-1930х годов, — рассказывает она. — Мы решили сопроводить выставку, помимо мастер-классов, лекций, встреч с фотографами и искусствоведами, еще и туристическим маршрутом по городу, основанным на тех местах, которые запечатлел один из братьев».
«Мы ориентируемся на самую широкую аудиторию: на петербургских студентов, на активную молодежь, которая приезжает в город летом, и планируем привлечь к проекту сообщества велосипедистов, самокатчиков и т.п. По сути, мы создаем новый, альтернативный туристический маршрут по Петербургу, — продолжила ее рассказ директор по коммуникациям МФК «Лахта Центр» Ольга Бузина. — Предлагаем человеку посмотреть на Петербург сквозь объектив своего фотоаппарата; примерить на себя роль автора старых снимков, но на сегодняшних улицах».
Как она считает, только интеграция событий в городскую среду может придать им петербургскую уникальность, а для этого ивенты должны выйти за пределы центральных площадей. «Понятно, что на Дворцовой площади можно петь, но постоянно выбирая именно это место для своих ключевых событий, город лишает их средовых характеристик», — подчеркнула Бузина.
Дворцовые против парковых
Дворцовая площадь — негласный символ оппозиции «официальных» городских событий «частным»: все или почти все крупные праздники, организуемые за бюджетный счет, проходят здесь, а все или почти все фестивали «энтузиастов» — подальше от центра, где-нибудь в парке. Минус парков заключается в том, что в условиях слабо развитой в Петербурге системе информирования о проходящих событиях, гость города почти не имеет шанса попасть на географически удаленную площадку. Отсюда — трагический разрыв в посещаемости «дворцовых» и «парковых» фестивалей.
Согласованию интересов и координации действий организаторам событий помогло бы формирование единой информационной среды, считает Екатерина Галанова. «Мы не можем поделить Дворцовую площадь между собой, в одни и те же даты на ней сталкиваются разные мероприятия, — говорит она. — Встав в единый календарь событий, мы могли бы решить значительное количество координационных вопросов. Кроме того, у нас будет огромный выигрыш в пиаре и продвижении. Это вопрос общей аудитории».
Второе решение, необходимое для реализации принципа «альянс и синтез» — появление новых крупных событийных площадок. «Нужны площадки, которые могут совмещать в себе многие жанры, от большого фестиваля open air, до образовательного мероприятия, проходящего в технологически оснащенном закрытом помещении, которые могут идти параллельно, и не в рамках одного дня, чтобы праздник длился долго и привлекал многих. Именно эту тенденцию к синтетическим форматам, к формированию среды для глобальных историй мы хотим развить, создавая Лахта Центр, который откроется для всех меньше чем через два года», — рассказала Ольга Бузина.
Децентрализация событий, в том числе, пространственная, крайне важна, считает Илья Бортнюк. Именно она позволяет, объединяя площадки, проводить события, охватывающие весь город одновременно — и привлекать на них туристов. «В Таллине ежегодно проводится Tallinn Music Week, в которой участвуют все музыкальные площадки города, 30 ресторанов, все арт-галереи, торговые центры и два форума о городском развитии, — говорит Илья Бортнюк. — Ты просто приезжаешь в город, и в любом его месте оказываешься в центре событий. На Tallinn Music Week активно едут туристы, в том числе, из Петербурга — никто не знает артистов, которые будут выступать, но все знают, что за 4 дня увидят много интересного». «Даже если на один день превратить Петербург в событийную площадку — во что-то большее, чем праздник на Дворцовой — это будет прорыв», — резюмирует он.
Мнения экспертов
Чем будем удивлять человечество?
Федор Гаврилов, руководитель архитектурных форсайтов РБК Петербург:
— Проблема, как это ни странно прозвучит для петербуржцев — а мы привыкли считать себя очень креативными — в остром дефиците креатива. Все эти разговоры, мол, идей у нас полно, дайте нам маркетинг — ерунда; творческих людей на самом деле мало, а многие из тех, что есть, находятся в депрессии, по разным причинам. Поэтому и показать нечего, кроме творений природы, вроде акватории Невы, и старой архитектуры, которую мы помаленьку губим, а также адского нафталина для китайских горожан в первом поколении под видом культурных праздников.
Поэтому, на мой взгляд, через 100 лет после Революции актуален вопрос: когда и чем Петербург сможет опять удивить человечество?
Как район превращается в кластер
Кира Тайманова, куратор культурно-образовательного пространства «Охта Лаб»:
— За последний год на событийном рынке Петербурга не случилось новаторских форматов, но видна тенденция к росту качества существующих форматов — это касается и городских институций, и частных инициатив. Сейчас люди часто едут в Петербург специально, чтобы посетить выставку, концерт, театральную постановку. Любой театр, музей становится площадкой диалога, которая последовательно выстраивает коммуникации с публикой. Сейчас важно не создавать искусственно новые форматы, а развивать децентрализацию, чтобы событийные центры формировались в разных районах Петербурга.
В районе Охты очень активно развиваются площадки, проводящие культурные события — это и «Охта Лаб», и соседствующий с нами Музей Стрит-Арта, а также «Упсала-цирк», «АртПлэй». Это уже целый кластер. Мы взаимодействуем и думаем, как нам объединиться, чтобы район стал более оживленным. Думаем и над совместными событиями, и над новыми туристическими маршрутами как для внутренней петербургской аудитории, так и для туристов. Мы даже обсуждаем создание общего информационного портала.
«Эрмитаж» плюс бакалейщики — это сила
Евгений Кожухов, управляющий директор ресторана «Палкинъ»:
— Туристический рынок, включая его событийную составляющую, формируют очень разные группы игроков. Например, над гастрономическим брендом Петербурга работают и рестораторы, и туроператоры, и представители музейного сообщества, и организаторы фестивалей. Хотелось бы, чтобы мы осуществляли более скоординированные действия и добивались более яркого совместного результата. Вот пример событий, которые хотелось бы видеть в городе: представьте, «Эрмитаж» привозит выставку одного из великих голландцев, писавших гастрономические натюрморты. И вот эти работы распределяются по разным местам города, связанным с продуктами — например, по сельскохозяйственным рынкам, которых у нас с десяток, и это атмосферные места, интересные туристу. Получился бы необычный маршрут для знакомства с Петербургом, а одновременно и культурное событие, и гастрономический фестиваль: такую выставку логично объединять с дегустацией продуктов, которые можно привезти по этому случаю из разных регионов России.