Инструменты , Весь мир ,  
0 

«Премиальный сервис и мультибренд — вот за что готов платить клиент»

Фото: Юрий Чичков для РБК
Фото: Юрий Чичков для РБК
О том, как рынок коммерческих автомобилей разгоняется после двукратного падения продаж, РБК+ рассказал генеральный директор компании «СовИнтерАвтоСервис» (СИАС) Аслан Кцоев.

— Как чувствует себя рынок коммерческого транспорта, ведь в кризис он сократился почти вдвое?

— В прошлом году мы увидели подъем покупательской активности. До этого мы наблюдали кризисное падение и два года стагнации. Даже после пробуждения спроса прогнозы в целом по рынку были крайне консервативными. СИАС эти прогнозы не оправдал, в разы увеличив количество проданных машин. Мы продали 1197 автомобилей. Для коммерческого транспорта это астрономическая величина: средний успешный дилер ежегодно продает 100–200 единиц.

— А до кризиса продажи были больше?

— У нас — нет. Но мы активно работали над этим. В частности, в 2013 году разработали стратегию развития, в которой закрепили цель — развитие мультибрендовой линейки. До 2013 года СИАС был дилером одной марки — Iveco, это наш исторический партнер с 1991 года. Сейчас же у нас целый ряд марок в портфеле.

— В прошлом году в сегменте коммерческой техники больше всего выросли продажи грузовиков. А рынок LCV (малотоннажной техники) вырос меньше. Почему?

— В 2014 году спрос на грузовики сошел на нет, а в 2015–2016 годах сделки заключались крайне редко. Надо понимать, что мы продаем технику иностранного производства, поэтому волатильность на валютном рынке на таких дилерах, как мы, сказывается очень сильно. Ведь покупка машин за 5–6 млн руб. — это инвестиционный процесс, люди очень четко планируют, как эти деньги будут возвращаться. А в сегменте LCV этот аспект не так существенен, да и концерн ГАЗ сильно подтянул качество продукции. У них еще пока не иностранная машина, но она выполняет свои функции.

— Иностранные бренды занимают в некоторых сегментах рынка всего 20%. С чем это связано?

— Конечно, важна стоимость входного билета. Однако цены на машины отличаются далеко не в разы, а на 10–30%, если мы говорим, скажем, об иностранных и отечественных тягачах. Тем не менее при цене грузовика 6 млн руб. разница с отечественной машиной составляет в среднем 1 млн руб., а это достаточно существенно. Но дело еще вот в чем: многие люди до сих пор считают, что при покупке, скажем, «КамАЗа» они смогут обслуживать его самостоятельно, как это было в советское время. В этой схеме сложно дать прогноз, сколько твоя техника пройдет до следующего ремонта.

— Тем не менее поставки западных коммерческих автомобилей на рынок РФ будут расти?

— Наверняка — даже по сравнению с прошлым годом. Но бурный рост я бы связывал с открытием заводов в России. У многих концернов такие планы есть, примерно к 2022 году основные игроки будут иметь производства внутри страны. Это не будет полный цикл — сначала вероятна крупноузловая сборка.

— Какие марки коммерческой техники сейчас наиболее востребованы?

— Если говорить об LCV в России, то это Ford Transit и Mercedes Sprinter. СИАС этот запрос рынка поддержал, и с 1 апреля по соглашению с Ford мы запускаем продажу Ford Transit. В крупной технике самый большой прирост — 150% — показала марка DAF. Это, к слову, тоже бренд, с которым мы сотрудничаем. Спрос на машины DAF легко объясняется их позиционированием. Это high-end, собираемый исключительно под нужды клиента. У них индивидуальный подход к каждому покупателю, что исключает наличие стоковых машин. К тому же это экстремально надежные машины: на заводах DAF даже в нынешний век автоматизации многое делается вручную — голландцы считают это залогом качества. Мы, кстати, долго не могли понять, почему не можем выйти на плановые показатели по сервису на DAF — оказалось, что они ломаются в разы меньше.

— У вас мультибрендовая линейка. Как к соседству нескольких марок под одной крышей относятся сами автомобильные концерны?

— В первую очередь для нас самих мультибренд — залог выживаемости. Диверсифицируя портфель, мы снижаем риски, ведь лидеры постоянно меняются. А сами бренды, конечно, не в восторге от соседства. Но они принимают это как данность. Кстати, год назад СИАС открыл мультибрендовый дилерский центр — крупнейший в Восточной Европе, флагманом которого стал один из старейших партнеров СИАС — Iveco. Центр успешно функционирует, и мы сейчас думаем о его переводе на круглосуточный режим работы.

— Вырос ли спрос на коммерческий транспорт на рынке со стороны ретейлеров?

— Спрос со стороны ретейлеров движется по спирали, и его изменение зависит от роста самого ретейлера, а также от потребности в обновлении парка. Очередной рост, спровоцированный потребностью в обновлении, мы ожидаем в 2019–2020 годах. При этом нельзя исключать, что запрос на крупные партии машин может появиться под новые задачи заказчика. Например, по объему спроса уже года три на рынке очень сложно обогнать группу X5. Только в 2017 году они закупили у нас 350 машин в связи со своим бурным развитием.

— Концерны стараются брать покупателей грузовиков и LCV техническими новинками, скажем, автопилотами?

— Некоторые марки, конечно, экспериментируют с гаджетами. Скажем, Iveco в прошлом году обновила свою LCV-модель Daily. Теперь в салоне у этой машины есть связанный с GPS планшет, отслеживающий экономичность. Но это все равно не более чем приятный бонус к высоким техническим характеристикам, и на решение о покупке машины в сегменте LCV наличие или отсутствие подобных новинок существенного влияния не оказывает. На этом рынке куда большую роль играет надежность и реальный расход топлива машины, что является важным преимуществом, особенно для крупных компаний.

Конечно, все крупные концерны думают о развитии, и беспилотники — одно из направлений работы. Но это не вопрос ближайшего будущего — на внедрение уйдет более десяти лет даже с учетом современных технологических темпов.

— Насколько в России развит сервис коммерческих автомобилей?

— Пока такой сервис в сравнении с легковыми автомобилями развит довольно слабо. СИАС, наверное, в этом вопросе стал первопроходцем в России. Мы сознательно идем к люксовому обслуживанию клиента коммерческого транспорта. Мы не делаем различий, приехал к нам владелец техники или водитель. Для всех одинаково комфортные условия: большая комната ожидания с игровой приставкой и настольным теннисом, диваны, кухня и т.д. Причем эти вроде бы простые условия дали эффект, которого даже мы не ожидали, — водители не хотят больше никуда ехать, им здесь удобно и комфортно. Помимо комфорта клиентов большое значение имеет и сама политика ведения бизнеса. У нас жестко запрещено навязывание дополнительных опций и прочий развод на деньги. Мы за всесторонне качественное обслуживание.

— Что будет происходить с рынком коммерческого транспорта в РФ в ближайшие год-два?

— Если текущий год пройдет так же, как прошлый, то я бы прогнозировал осторожный рост продаж на 7–10%. Это связано с цикличностью в работе коммерческого транспорта, о которой я уже говорил. Предыдущий бум закупок пришелся на 2012 год. Компании эксплуатируют технику в среднем шесть-семь лет, то есть, по идее, в следующем году крупные игроки придут к обновлению парка. Но к докризисному уровню даже при таких объемах роста рынок вернется лишь к 2021–2022 годам.

Решения «Платон» в пользу крупных
Скачать Содержание
Закрыть