— Каким был прошлый год для сети «Читай-город»? Что стало основным драйвером роста?
— Наша компания растет быстрее рынка — общий рост по сети составил около 30%. В прошлом году под брендом «Читай-город» начали работать 76 новых магазинов, в этом году мы планируем открыть примерно такое же количество. «Читай-город» продолжит расширять географию сети, увеличивать число магазинов в регионах своего присутствия и осваивать новые регионы.
Одна из основных наших перспектив — малые города России. С точки зрения экономики, приход в малые города — непростая задача. Она связана с объемом спроса в локации и наличием современных торговых площадей. Однако сегодня в стратегию развития нашего государства включено активное развитие этих территорий. Так, на Форуме малых городов России, прошедшем недавно в Коломне, президент страны сообщил, что в 2018-2020 годах продолжится федеральная программа для создания комфортной среды в малых городах. Поэтому мы рассчитываем, что современная торгово-развлекательная инфраструктура будет строиться и развиваться в небольших городах более активно.
Со своей стороны, мы прорабатываем модели эффективной работы на таких рынках, решая вопросы оборачиваемости товара, нехватки кадров и затрат на управление магазином.
Компания постоянно ищет точки и драйверы роста, новые возможности для взаимодействия с издателями и конечным потребителем. Для успешного развития мы используем концепцию эффективной розницы — современного менеджмента и обязательной коммерческой состоятельности магазинов. Это позволяет нам решать главную задачу — создавать магазины европейского уровня в любой точке страны, независимо от величины города и удаленности региона.
— Как формируется ассортимент сети? За счет чего вы прирастаете активнее всего?
— В «Читай-городе» гибкая и тщательно продуманная ассортиментная матрица. Доля книг составляет около 70%. Это изначальная стратегия компании, ведь покупатели приходят к нам, в первую очередь, за книгами.
Некнижные группы товаров мы вводим осторожно, только если они существеннозначимы для нашей аудитории и экономически более эффективны, чем книги. Если показатели значимости и эффективности равны, то мы всегда делаем свой выбор в пользу книг.
При этом мы не специализируемся на одном сегменте литературы, например, на учебных пособиях, в наших магазинах — широчайший ассортимент. И среди представленных книг есть варианты на любой вкус и кошелек. Многие произведения можно найти в разных форматах — от демократичных «покетов» до подарочных изданий. И выбрать то, что необходимо вам в данный момент. Мы стали большой успешной компанией именно потому, что всегда предлагаем людям то, что они хотят.
— Есть ли своя специфика у Краснодарского края? Как здесь растет сеть магазинов «Читай город»? Какие планы по развитию сети в нашем регионе на 2018 год?
— Краснодарский край занимает одну из лидирующих позиций в нашей сети — 3-е место среди российских регионов (исключая Москву и Петербург). Это 7% от общего объема продаж. На сегодняшний день здесь работают 20 магазинов сети «Читай-город», в том числе 11 магазинов в Краснодаре, а также в Сочи, Адлере, Новороссийске и Анапе.
Разумеется, мы планируем увеличение числа розничных точек в этом регионе, делая ставку на крупные торговые центры и стрит-ретейл. Так, в апреле этого года был открыт второй «Читай-город» в Армавире.
Рынок книжной торговли на Кубани достаточно подвижен, интересен. Я уверен, что в этом регионе у нас очень хорошие перспективы. Тем более, что заинтересованность здесь взаимная. Книжный магазин, входящий в нашу сеть — не только очередной розничный формат. Это новые рабочие места и гарантия регулярных налоговых поступлений в местный бюджет. Наши магазины органично вписаны в городскую культурную среду. Они являются ярким элементом современных торговых коридоров города и крупнейших ТЦ. Кроме того, это центры социально-культурной активности людей, место встреч и культурных событий.
В центре нашего внимания — человек читающий и думающий. Мы уверены, что книги меняют жизнь к лучшему и дают возможности для развития. По итогам ежегодного исследования удовлетворенности 83% покупателей всегда возвращаются в «Читай-город».
— Многие покупатели считают «Читай-город» достаточно дорогой сетью. За счет чего строится ценообразование?
— «Читай-город» стал «Лучшим сетевым магазином России 2017-2018» в номинации «Книги» по версии Международной общественной премии Retailer of the Year. Она присуждается ретейлеру, который получает наивысшую оценку покупателей в результате исключительно онлайн-голосования, и означает, что данная сеть лучше других соответствует ожиданиям и предпочтениям своих клиентов. В том числе — по ценовой политике в сочетании с качеством магазина и уровнем сервиса.
Мы постоянно проводим всевозможные акции, развиваем программу лояльности и формируем привлекательное ценовое предложение, с учетом соблюдения налогового законодательства. В бизнесе не бывает чудес. Если вы где-то видите более низкую цену, то, скорее всего, это достигается либо за счет экономии на качестве, либо за счет экономии на налогах. К сожалению, у нас в стране это пока еще не все понимают, но ситуация, в том числе усилиями правительства, меняется достаточно быстро, и недобросовестные игроки в ближайшее время покинут рынок или вынуждены будут перейти к цивилизованной практике, если смогут.
Наши бизнес-процессы предельно эффективны, а сетевые технологии и масштабирование позволяют минимизировать расходы на ведение бизнеса. Плюс собственный логистический центр, который существенно сокращает издержки на доставку книг в самые отдаленные регионы страны.
— Какой объем в бизнесе сети «Читай-город» занимает интернет-продажи?
— Сегодня невозможно быть лидером на рынке, не объединив в своей работе онлайн и офлайн-каналы. Этот подход позволяет соответствовать запросам современного потребителя. Мы считаем интернет-продажи одним из драйверов развития. В прошлом году онлайн-продажи «Читай-города» практически удвоились — по сравнению с 2016 годом.
— Какие планы по развитию интернет-направления поставлены на 2018-й? Насколько активно сеть «Читай-город» развивает доставку книг с заказом через Интернет?
— У «Читай-города» есть все предпосылки для того, чтобы стать лидером на книжном рынке онлайн-продаж. В этом нам прекрасно помогают наши компетенции — маркетинг и отношения с потребителем, товарная экспертиза и логистика.
В частности, магазины сети по всей стране — это удобные точки выкупа. Кроме того, большая сеть — это бесконечный склад, на одной из полок которого может оказаться уникальное издание, и мы его доставим на другой конец страны своим покупателям.
Таким образом, интернет-направление дополняет офлайновую площадку. Книжный магазин — часть гуманной городской среды, место, куда люди могут прийти, провести время, получить эмоции.
Несмотря на бурное развитие интернета, физические площадки для книжной торговли остаются востребованными. Наша и зарубежная практика это доказывает. Суммарное количество магазинов сети на данный момент более 400, и оно постоянно растет.
— Электронные книги существенно дешевле бумажных, а некоторые сервисы предлагают месячную подписку вместо оплаты за каждую книгу. Насколько серьезно рынок электронных книг повлиял на продажи в книжных магазинах? Может ли он в ближайшие пять лет стать основным способом покупки и чтения?
— Разумеется, электронная книга дешевле, поскольку не требуется бумага, работа художника, полиграфия. И в ряде случаев она удобна. Поэтому этот рынок возник и первое время активно рос.
Но на западе — в частности в США — в последние два-три года наблюдаются отрицательные темпы роста. Так, по данным Американской ассоциации издателей (ААF), объемы продаж снизились с 3,37 млрд долларов в 2014 году до 2,26 млрд в 2016.
В целом в мире востребованность электронных книг сегодня снижается по тем или иным причинам. В частности, мода на них проходит. К тому же, издатели прилагают много усилий, чтобы добиться нового качественного уровня оформления книг и полиграфии. Они создают из бумажной книги по-настоящему трендовую вещь, вызывающую эмоции. И молодежь воспринимает ее как часть своего имиджа и элемент стиля жизни.
В России рынок пока еще в периоде роста. Тем более, по-прежнему большое количество пользователей предпочитает скачивать электронные книги на пиратских ресурсах.
Однако я не считаю, что электронные книги критически повлияют на продажи в книжных магазинах. Как это ни парадоксально прозвучит, электронные версии даже повышают спрос на многие бумажные книги (по данным исследовательской компании Kantar TNS). Если книга хорошая, ее часто покупают в двух видах: и в бумажном, и в электронном. Сегодня, в нашем понимании, правильнее говорить о расширении возможностей для чтения с использованием двух форматов.
— В Рунете существует большое количество сайтов с «пиратскими» книгами. Считаете ли вы это серьезной угрозой своему бизнесу?
— Сегодня правообладатели ведут активную борьбу с книжным пиратством, и я их в этом полностью поддерживаю. Если мы претендуем на звание цивилизованного общества, то должны четко понимать, что любое скачивание нелегального контента — это воровство, которому нет оправдания. Это причинение морального и материального ущерба авторам контента, издателям и, в конечном счете, самим читателям.
Писатели, не получающие роялти со своих книг, не могут зарабатывать на продукте своей интеллектуальной деятельности. И многие из них задумаются — а стоит ли писать, издавать книги и ничего за это не получать? И может случиться так, что именно ваш любимый автор, книги которого вы скачиваете на пиратских ресурсах сегодня, завтра просто не будет писать. Что тогда вы станете делать? Читать самиздат? Вариант, конечно. Но получите ли вы то самое качество, которое гарантируют вам профессиональный писатель и команда, которая работает над созданием конечного продукта — редакторы, дизайнеры, корректоры, верстальщики, сотрудники типографий? Что, в конце концов, останется после нас, произведения-однодневки?
Теперь что касается угрозы бизнесу. Исследованием данного вопроса занимаются издательства. По их оценкам, ущерб немалый. Ни для кого не секрет, что сегодня права авторов в Рунете нарушаются повсеместно: с одной стороны, до сих пор нет действенных механизмов защиты объектов авторских прав, а с другой стороны, основная масса пользователей не воспринимает интернет-пиратств как грубое нарушение закона. В отличие от международной практики, где защита авторских прав выстроена предельно жестко, и все с этим считаются. Мне бы не хотелось, чтобы книжное пиратство достигло угрожающих масштабов с необратимыми последствиями, когда авторы перестанут писать, издатели издавать, а цены на книжную продукцию будут стремительно расти.
— Российская книжная торговля переживает системный кризис — за последние пять лет ее оборот снизился на 12%. Как можно переломить эти негативные тенденции?
— Безусловно, для небольших частных магазинов и книжных киосков времена сегодня не самые простые. Им сложно реализовать необходимый уровень качества и эффективности. К сожалению, такая ситуация, скорее всего, сохранится и даже усугубится.
А вот сетевой ретейл и интернет-каналы показывают стабильный рост. По данным Российской книжной палаты, впервые за пять лет на отечественном книжном рынке выросли совокупные тиражи, растут объемы продаж. В 2017 году было выпущено 486 млн экземпляров книг и брошюр по всей стране, что на 9% больше, чем годом ранее. Этот показатель неуклонно падал с 2008 года, а в 2017-м восстановился. И, по экспертным оценкам, положительная динамика сохранится.
Основными драйверами роста в книжной торговле по-прежнему будут сетевой ретейл и интернет-каналы. У нас больше возможностей для развития, чем у частных магазинов, и мы их используем по максимуму — повышаем качество магазина во всех его составляющих, сокращаем издержки и повышаем эффективность и прибыльность каждого магазина. Мы делаем все, чтобы людям хотелось приходить именно в наши книжные магазины, чтобы здесь они находили то, что им нужно и интересно.
Перспективы для успешного развития офлайновых магазинов сейчас есть. Уверенность в этом внушают международные исследования. В частности, по прогнозу европейского агентства GFK, к 2020 году в Германии перестанет расти доля онлайн-ретейла. Между офлайн и онлайн-ретейлом будет достигнуто равновесие. Это говорит о том, что в целом офлайн-ретейл не просто сохранится, но и будет развиваться.
Инфраструктура ретейла, поддержанная правильными форматами и эффективными операторами, может быть очень серьезным объектом инвестиций и одним из драйверов экономики. А будут хорошие торговые площади — мы откроем хорошие книжные магазины. Люди, встречая их, будут чаще вспоминать, что они любят читать. В итоге, чем больше книжных магазинов откроется в стране, тем больше перспектив будет у книжного рынка в целом.