
Владимир Туров (г. Москва) — эксперт в сфере оптимизации налогов, защиты бизнеса и финансового анализа. Имеет практический опыт более 18-ти лет.
— На сегодняшний день мы имеем факт — НДС будет повышен до 20%. Можно сколько угодно рассуждать о том, что это незначительно, что ставку и так нужно было давно поднимать, что мы справимся и вообще, высокий налог пойдет нам же на пользу. Но как показывает опыт, чем больше нас уверяют в хороших эффектах от чего-то, тем хуже все на самом деле. Нас до сих пор убеждают в правильности повышения пенсионного возраста, и так же будут хвалить «налог на самозанятых», который планируется к ведению в следующем году.
Но вернемся к НДС. Действительно, я встречал бизнесменов, которые уверены, что повышение налога никак на них не отразится, да и для потребителей, которые являются прямыми плательщиками, разница будет минимальна — от 0,5 до 2%. К сожалению, такое мнение ошибочно, как и другие популярные мифы о грядущем росте ставки.
Первое заблуждение гласит, что цены возрастут минимально — не больше, чем на 2%. Конечно, остаются «льготники», имеющие пониженную ставку, но их мало, и они не охватывают все сферы. Тут роста не будет, или он покажет минимальное значение. Но давайте разберем чуть более сложный продукт, например, офисный стул.
Мебель не появляется из воздуха в магазине. Чтобы под вами оказался стул, нужно добыть для него ресурсы, изготовить из них детали, поставить их производителю, собрать готовое изделие и реализовать его конечному потребителю — в каждом звене содержится НДС и по цепочке он растет. В итоге, конечный стул, пройдя все производственные звенья, повысится в цене от 7 до 12%, в зависимости от его сложности. Простая и печальная арифметика. Так, по мнению экспертов ФБК и TelecomDaily, техника подорожает минимум на 5%, продукты питания — на 3-5%. И это еще самые оптимистичные прогнозы.
Так что повышение коснется всех, кто что-либо покупает. И едва ли кто-то наивно полагает, что предприниматели сами любезно будут оплачивать НДС в 20%. По опросу Института Адизеса 80% российских компаний повысят цены сразу же, еще 10% воздерживаются от прямого ответа.
Второе глубокое заблуждение я слышу от бизнесменов. Многие из них уверены, что НДС — проблема конечных потребителей, а их самих она не касается. Но фактически, налог на добавленную стоимость берется со всего и сразу. В торговой наценке есть фонд зарплат, есть прибыль, соответственно, налог влияет и на это. Но даже не это является наибольшей проблемой для бизнеса от налогового нововведения.
Куда более серьезная проблема выплывет из первого заблуждения, о котором я говорил ранее. Учитывая, что фактические доходы россиян падают, а цены повысятся, значительно упадет покупательская способность. А ведь именно она является единственным двигателем для 90% предприятий России. Люди станут меньше покупать, от этого прибыли могут снизиться очень серьезно, что заставит бизнесменов либо «уходить в тень», либо выходить из игры полностью. И это с учетом, что согласно официальной статистике ВЦИОМ, 63% бизнесменов признают, что дела у них становятся с каждым годом все хуже.
И что же мы получим в итоге от таких мер?
Работа «вбелую» станет еще менее выгодной и привлекательной. Бизнесмены начнут искать дополнительные способы обхода налогов, навлекать на себя гнев ФНС и уголовную ответственность. «Обнал» и «однодневки» опять наберут небывалую популярность, ну и кому от этого будет выгода? Никому. Хотя нет, теневой и коррупционный сектор, наоборот, расцветет из-за массового ухода предпринимателей «в тень».
Как назвать то, к чему наш бизнес катится сейчас? Экономическая апатия? Финансовая паника? По результатам моего собственного опроса, почти половина всех бизнесменов не готова вести бизнес на таких условиях — они выбирают уход «в тень», полный отказ от ведения бизнеса и даже эмиграцию за границу. Почти половина всех существующих организаций, это страшная цифра!

В любом случае, если вам важно сохранить бизнес, не разориться на налогах, зарабатывать больше и уменьшить свои издержки, лучший инструмент для этого в жестких современных условиях — законная налоговая оптимизация. Но как внедрить ее в свой бизнес, какой способ оптимизации выбрать, как не перейти тонкую грань закона и работать «в белую», что делать с налоговыми проверками и субсидиарной ответственностью?
Обо всем этом, а также о многом другом Владимир Туров расскажет на своем семинаре-практикуме «Как снизить налоги, уйти от «обналички» и сохранить активы в суровых реалиях 2018-2019 гг.» который пройдет 24 и 25 сентября в Новосибирске.
Подробности тут: владимиртуров.рф
ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь»
тел: +7 (383) 2-380-380
