Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сам себе инспектор

Фото: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Петр Тищенко рассказал, почему в городе снижается уровень «профессионального» травматизма, и как можно снизить его еще больше.

В Петербурге из 3 млн работников порядка 500 тыс. человек выполняют служебные обязанности в потенциально опасных условиях. Тем не менее, в городе из года в год уменьшается показатель производственного травматизма. Причины положительной динамики − автоматизация производственных процессов и современные программы профилактики травматизма, которые заметно отличаются от своих советских аналогов. Однако по-прежнему остаются задачи, которые невозможно делегировать роботам. О культуре и охране труда корреспондент РБК Петербург беседовал с заместителем председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Петром Тищенко.

− В России за последние 10 лет число пострадавших на производстве сократилось в 2,5 раза, сообщает Росстат. Вдвое меньше производственных травм зафиксировано и в Петербурге. Чем обусловлена такая заметная динамика?

− Возрастает культура производства и обеспечение работников качественными средствами индивидуальной защиты. Принципиально меняются средства производства: появляются современные станки, роботы. Гораздо меньше людей, чем раньше, вследствие технического прогресса, вовлечены в процесс опасного производства. Производства сейчас компактные. Например, на Кировском заводе в конце 1990х работало почти 20 тыс. работников. Сейчас в городе нет ни одного юридического лица, использующего такой большой трудовой коллектив.

Кроме того, реальное число травм на рабочем месте в Петербурге ниже, чем фиксирует статистика. Очень много компаний зарегистрированы здесь, а фактически работают в других регионах — происшествия, произошедшие за пределами субъекта, пополняют нашу статистику. Это проблема Москвы и Петербурга.

− Что сейчас является главной причиной несчастных случаев на производствах: работодатели не обеспечивают достойные условия труда или работники пренебрегают техникой безопасности?

− Наш комитет несколько раз в неделю получает печальные известия с предприятий. Причины разные. Самая распространенная причина производственных травм — падение, при самых разнообразных обстоятельствах. Вот, например, недавно сотрудник детского сада получил травму — он просто вешал украшения на стену и упал со стула.

− Если падение возглавляет рейтинг причин, значит ли это, что большинство травм происходит при проведении строительных и ремонтных работ?

− Действительно, наибольшее количество несчастных случаев (20%) происходит в строительной сфере. Чуть реже − в обрабатывающей промышленности и на транспорте (без учета ДТП).

− Обо всех ли случаях узнает комитет? Наверно, работодатели стремятся скрыть несчастные случаи.

− Поскольку мы уполномоченный орган, то обо всех несчастных случаях сам работодатель или специалист по охране труда в той или иной организации сообщают нам, как и в трудовую инспекцию. Работодатели ничего не скрывают, поскольку за такое сокрытие получают очень суровые наказания.

В региональном законе об охране труда есть положения, обеспечивающие возможность городской власти положительно влиять на эту сферу. Например, комитет готовит ежегодный доклад о положении в сфере охраны труда в нашем городе, на основании которого могут быть приняты управленческие решения и разработаны конкретные мероприятия, которые войдут в постоянно актуализируемую региональную подпрограмму «Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге», позволяющая достигать нашей главной цели — предупреждать несчастные случаи и сохранять здоровье работников.

Комитет уделяет большое внимание разъяснению прав и обязанностей работодателей. Сейчас, в частности, мы напоминаем, что заканчивается пятилетний период, который был дан предприятиям для проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые к 1 января 2019 г. не разместят на официальном сайте компании результаты спецоценки, ждут штрафы, и если умножить их на количество рабочих мест, не прошедших такую оценку, суммы для организации могут получиться весьма внушительные.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 31.12.2018 года завершается переходный период, в течение которого специальная оценка может быть проведена поэтапно. Таким образом, к 01.01.2019 специальная оценка условий труда должна быть проведена на всех рабочих местах работников организаций всех форм собственности.

Также согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует размещение на своем официальном сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Непроведение специальной оценки условий труда или нарушение установленного порядка ее проведения влечет, в том числе, административную ответственность: на должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или штраф от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

− Город сам является работодателем для предприятий и организаций бюджетной сферы. Как он контролирует соблюдение условий и норм охраны труда в госсекторе? По какому принципу осуществляет проверочные мероприятия?

− В Петербурге в госсекторе работает почти 400 тысяч человек. В бюджетные организации надзорные органы приходили часто — юридический и фактический адреса всегда совпадают, сфера деятельности понятна, поэтому проверять легко. Чтобы предотвратить нерациональное расходование средств бюджета на штрафы и как можно быстрее предотвращать нарушения трудового законодательства, мы решили проводить профилактическую работу. Для этого в декабре 2016 г. появился закон «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге».

В городской бюджетной сфере более 3 тыс. организаций. Их все невозможно сразу проверить. Приходится расставлять приоритеты: в первую очередь проверяем организации высокой и значительной категорий риска. Проводятся также и внеплановые проверки по жалобам работников. Мы оказываем содействие работодателям по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства как в ходе проверки, так и после ее завершения, когда он устраняет те нарушения, которые были выявлены. Рублем или дисквалификацией никого не наказываем. Но случаи привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц были.

− Закон о ведомственном контроле охватывает только бюджетную сферу. А как всем остальным подготовиться к визиту проверяющих? Получается, что предприятия госсектора находятся в более выигрышном положении по сравнению с другими.

− Не совсем так. Предприятия и организации, не относящиеся к бюджетной сфере тоже могут подготовиться. Государственной инспекцией труда разработаны чек-листы для самопроверки. Раньше приходил инспектор и «пытал» по списку вопросов, которые для многих работодателей становились неожиданностью. Сейчас любой руководитель или рядовой сотрудник может проверить свое предприятие на соблюдение правил охраны труда. Вопросы в чек-листах составлены понятно и не предполагают двойных трактовок. Онлайн-калькулятор даже рассчитывает размер вероятного штрафа по итогам самопроверки. Этот формат удобен и проверяющим: у них появляется возможность реже приходить на все предприятия, уделив особое внимание тем, где присутствуют вредные или опасные условия труда.

Как в госсекторе, так и вне его пределов мы считаем наиболее эффективными мерами профилактики нарушений не штрафы и наказания, а разъяснения и диалог. Комитет проводит семинары и конференции. Крупнейшее событие − Санкт-Петербургский международный форум труда. На треке по охране труда мы собираем все заинтересованные стороны: и тех, кто осуществляет надзор, и тех, кто пережил проверки, и тех, кого они только ждут.

Ежегодно мы проводим выставку «Кадры. Управление. Безопасность» (КУБ). В формате деловых встреч люди обсуждают актуальные задачи и заключают договоры. В зоне выставки представлены компании, занимающиеся оценкой условий труда, а также центры экспертизы охраны труда и промышленной безопасности, консалтинговые фирмы по прохождению плановых и аттестационных проверок. У нас молодой форум, но мы стараемся привлечь всех тех, кто работает в городе в сфере индивидуальной, коллективной и пожарной безопасности, поставок спецодежды, обуви и средств защиты от падения.

Также мы проводим индивидуальные консультации в области охраны труда для работодателей.

− Мероприятия по профилактике производственного травматизма достаточно затратные. И если для крупных компаний это, наверное, не является большой проблемой, то для средних и малых — серьезная нагрузка. Откуда брать средства?

− Обеспечение безопасность труда — не то, на чем стоит экономить. Во-первых, речь идет о жизни и здоровье людей, во-вторых, велик риск потерять больше на штрафах. С другой стороны, свыше 1 млрд руб. расходуется на профилактику трагических случаев из городского бюджета, также весьма значителен вклад в эту работу Фонда социального страхования (ФСС). Отчисления туда все равно обязательны, но работодатель может отдать деньги и забыть о них, а может извлечь реальную пользу, использовав средства ФСС на профилактику производственного травматизма на своем предприятии.

− Какие еще существуют способы предотвращения трагедий на производстве?

− Наряду с вниманием работодателя или регулирующих органов к вопросам охраны и безопасности труда важна активная, ответственная позиция самих людей. Если работник понимает, что на его предприятии присутствуют нарушения, он может обратиться в Государственную инспекцию труда и инициировать внеплановую проверку. Однако, анонимные жалобы не могут быть рассмотрены. реагировать — работник, предъявляющий претензию, должен как-то себя идентифицировать.

Можно предупредить несчастный случай и не будучи сотрудником организации: с помощью приложения «Я — инспектор». Например, вы стали свидетелем того, что строители работают без касок или страховок — фотографируете и загружаете в приложение. По факту обращения начинается проверка. Попробуйте.
 

Решения Женское дело – 2018: парадоксы и перспективы
Содержание
Закрыть