- Ваша компания занимается поставкой оборудования для молочных ферм. Каких результатов оно позволяет достичь?
- Когда мы планируем технологическую концепцию фермы, наша цель - максимально улучшить менеджмент и сократить трудозатраты. При этом мы не должны забывать о комфорте для коров, потому что наш самый главный клиент - это коровы. Именно их требования мы должны в первую очередь реализовать при строительстве или реконструкции фермы. Чем больше мы создаем комфорта для коровы, тем больше она даст молока.
- Как происходит разработка такой концепции?
- Все начинается с понимания того, что хочет фермер. Например, к нам недавно обращались представители одного из кубанских КФХ, которые хотят построить ферму на 500 коров. Мы выясняли, что у них есть площадка, и они все собираются строить с нуля. Тут нам и карты в руки, потому что это наиболее эффективный подход по созданию современной технологичной фермы.
Если бы они сказали, что у них, к примеру, есть старые животноводческие помещения, которые они хотят реконструировать, это было бы уже гораздо сложнее. Топовых показателей по объему надоев здесь уже не удастся получить, потому что конечный результат очень сильно зависит от качества условий содержания животных. Основные составляющие успеха в молочном животноводстве - это правило трех «К»: корма, коровы, комфорт.
Качество кормов - это основа всего. Кроме того, важна генетика самих коров - их предрасположенность к высоким надоям. Однако не факт, что ты получишь эти надои, если купишь корову с хорошей генетикой и будешь кормить ее хорошим кормом. Здесь не менее важна третья составляющая - комфорт животного.
Коровы - животные довольно ленивые. Чем ближе факторы жизнедеятельности, тем проще получить корм или воду, тем им комфортнее. При этом в стадах есть своя иерархия: есть коровы, которые выше рангом, им обычно достаются места ближе к кормовому столу и поилкам, и они отгоняют более слабых животных. Еще влияют факторы неудобства: например, неправильно установленное стойловое оборудование, которое травмирует животное, или недостаточно мягкая лежка.
В итоге, те коровы, которых отгоняют, которым неудобно, дают меньше молока, что снижает производительность фермы. Наша задача - сделать так, чтобы всем животным было максимально комфортно, тогда они обеспечат максимальные удои.
- Сколько будет стоить организовать такую ферму с нуля?
- Сложно сказать. Это как с покупкой автомобиля. Вы приходите в автосалон, выбираете машину, цена по прайсу к примеру - 1,5 млн рублей. А дополнительные опции вытянут еще на 1,5 млн или даже больше. То же самое и в животноводстве - здесь нет предела совершенству.
Основные тенденции сводятся именно к обеспечению комфорта для животных. Например, в нашей климатической зоне головная боль фермеров - это сильная жара. Температурный стресс приводит к тому, что животные вообще перестают есть, из-за этого падают удои, нарушается обмен веществ, воспроизводство. Кондиционеры в коровниках поставить невозможно, поэтому приходится прибегать к другим методам.
- Каким именно?
- Их несколько. Можно установить вентиляторы, которые будут обдувать коров. Есть системы орошения, которые поливают корову почти как газон - чтобы промочить шкуру насквозь и обеспечить физическое охлаждение.
Однако самым эффективным способом является обустройство закрытых коровников с полностью искусственным микроклиматом. По отзывам наших зарубежных коллег и партнеров, она позволяет создавать весьма комфортные условия даже в регионах с еще более жарким климатом, чем у нас.
Я разговаривал с коллегой из Пакистана: он рассказывал, что в пик сезона у них температура превышает 50 градусов Цельсия, а влажность достигает 98%. Поливать их водой бесполезно, потому что влажность и так запредельная. Я спросил, как коровы выживают в таких условиях, он рассказал, что способ только один: они создают искусственные потоки воздуха скоростью 5-6 м/c - фактически, это ветер, который убирает с тела коровы избыточную температуру, не увлажняя ее.
- С кем из крупных агрохолдингов в Краснодарском крае вы работаете?
- Практически со всеми. «Агрокомплекс им. Н.И Ткачева», агрохолдинг «Кубань» Олега Дерипаски, агрохолдинг «Каневской», «АгроГард» - холдинг всероссийского масштаба, имеющий производственные базы во многих регионах страны. Насколько я знаю, его кубанский филиал является самым крупным из всех сельхозподразделений. Мы на рынке довольно давно и нас все знают.
- Как развивается отрасль производства оборудования для сельского хозяйства? Насколько технологичным оно стало за последние годы?
- Если взять технологии, которые были 10 лет назад и те, что есть сейчас, то, конечно, можно утверждать, что это направление развивается быстро. Если оценивать общее развитие технологичности в мире, то мы видим формирование различных концепций производства, укрупнение, развитие «Индустрии 4.0». С приходом новых технологий в производство и сельское хозяйство трансформируются и сами эти отрасли: улучшается качество, повышается производительность и эффективность труда.
Новые технологии приходят и в процедуру доения, и содержания животных. Мы, в принципе, уже не можем обходиться без электронных помощников. Они нам подсказывают, что нужно сделать, куда посмотреть, они могут оценить тенденции состояния здоровья коровы - будет ли оно ухудшаться или улучшаться.
Для животноводческой отрасли это очень важно, потому что корова, в отличие от человека, не может сказать, что у нее болит. А развитие новых технологий позволяет на ранней стадии выявлять и контролировать проблемы со здоровьем и передавать их в ветслужбу.
- Вы поставляете фермерам преимущественно импортное оборудование. С чем это связано? Среди российских поставщиков нет достойных образцов?
- Импортное оборудование - как правило, высокотехнологичное. Здесь наш основной поставщик - Германия: они производят оборудование полного цикла для содержания, доения, навозоудаления, создания микроклимата, которое считается самым лучшим в мире.
Однако немалую долю занимает и наше оборудование: стойловое оборудование, систтемы штор, моющие средства, средства гигиены - это все производится в России. Есть импортные комплектующие, однако производство уже налажено именно у нас. Так что постепенная интеграция в российский рынок со стороны заграничных партнеров все-таки происходит. Не так интенсивно, как нам хотелось бы, но все же.
- Из-за санкций не возникало проблем у вас с поставками оборудования?
- Животноводства, к счастью, санкции пока никак не коснулись. По крайней мере, по части оборудования. Никто не говорил нам: «Вот с вами мы работать не будем, потому что у вас санкции».
- Какие тренды для развития сельхозотрасли вы видите в ближайшем будущем? Куда будет двигаться технологический процесс?
- Мы работаем в сфере молочного животноводства и в этой же сфере стараемся улучшать свои знания и технологии. На мой взгляд, в этом направлении дальнейший вектор развития - это борьба с тепловым стрессом и обеспечение максимальных условий комфорта для животного. Рынок требует максимальных удоев. Это не пять тысяч литров на корову в год, и даже не 25 в сутки, хотя в среднем по отрасли именно такие показатели. Но есть хозяйства, которые получают по 35-40 литров молока в день от каждой коровы, и на них стараются равняться все остальные. Это очень долгий процесс – просто так, щелкнув пальцами, эту цифру не получишь. Здесь огромное количество факторов «за» и «против», как это можно сделать.
Мы со своей стороны стараемся посещать все знаменитые мировые выставки, изучать технологии, которые применяются во всем мире и пробовать их у себя, потому что просто копировать их не получится. Ферма – это процесс творческий. Даже в пределах Краснодарского края приходится учитывать множество факторов, планировать все по-разному. Двух одинаковых ферм создать невозможно.
- Что дает вашей компании участие в выставке «ФермаЭкспо»?
- Участие в выставке дает нам знакомство с новыми клиентами и теплое общение со старыми. 90% времени - это именно знакомства, выявление заинтересованности у клиентов в реализации какой-то будущей технологии.
Продать технологию у нас в России не представляется возможным, поэтому мы продаем оборудование. Для этого нужно понять, какое оборудование требуется клиенту, разработать ему технологическую концепцию: как его будущая ферма будет выглядеть, как работать и только после того, как все этапы пройдены, уже разработать концепт. Иногда на это уходит год, даже два или три. Но выставка дает возможность именно выявить потребности наших клиентов.