Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Анатолий Горбунов: «Инфраструктура «МегаФона» остается лучшей»

 Анатолий Горбунов: «Инфраструктура «МегаФона» остается лучшей»
Директор Кавказского филиала «МегаФона» Анатолий Горбунов рассказал об основных телеком-трендах и об итогах работы сотового оператора в 2018 году

— Сейчас обсуждается вопрос создания единого инфраструктурного оператора для развития сети 5G в России с использованием отечественных решений. На ваш взгляд, как должны строиться сети пятого поколения — централизовано и постепенно или многими компаниями одновременно?

— Совместное развертывание 5G несколькими операторами связи интересно с точки зрения экономии ресурсов и объединения компетенций. Если развивать этот проект самостоятельно, то затраты могут увеличиться в 5-6 раз.

Кроме того, без поддержки государства не обойтись — в России на сегодня все специфицированные под 5G полосы уже заняты существующими средствами и системами. Соответственно, вопрос высвобождения актуален для всех 5G диапазонов. Для решения этой ситуации необходимо активное участие органов власти, так как масштаб проблемы весьма существенный и в финансовом, и в организационном смыслах.

Совместно с «Ростелекомом» мы уже протестировали технологию сотовой связи пятого поколения (5G) на частотах 26 ГГц и считаем этот диапазон наиболее пригодным для коммерческого использования.

С точки зрения покрытия сетями 5G как можно больших территорий логичнее было бы использовать диапазон 3400-3800 МГц, который «МегаФон» успешно протестировал. Однако потребность в крайне высокой скорости передачи данных, которую обеспечивает технология 5G, как правило, локальная. Теоретически можно начинать создавать инфраструктуру и на высоких частотах в самое ближайшее время.

— Технологии 5G обычно считают более ориентированными на бизнес — например, на развитие беспилотного транспорта. Будут ли они интересны для обычных абонентов?

— Для обычных клиентов 5G может быть интересен, прежде всего, с точки зрения улучшения качества коммуникаций и развития сферы развлечений. 5G позволит использовать самые разнообразные устройства потребительского «интернета вещей» в каждом доме без потери качества и скорости соединения и по оптимальной стоимости. Клиенты смогут оставаться всегда на связи — на больших спортивных мероприятиях и концертах, в местах массового скопления людей.

Возможности использования в сфере развлечений почти безграничны — это могут быть и принципиально новые многопользовательские компьютерные игры, и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность) дома и на прогулках, полноценные домашние кинотеатры и стриминг-сессии, по эффекту и включенности соперничающие с обычными кинотеатрами и развлечениями вне дома.

Что касается абонентских устройств, в этом году при содействии Qualcomm и Nokia мы впервые в России продемонстрировали работу готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G. Массовую готовность конечных устройств можно ожидать к 2019-2020 году.

— Многие IT-решения уже много лет обсуждаются как перспективные, но пока не получают по-настоящему широкого распространения — например, интернет вещей, умные дома или умные города, беспилотные автомобили, виртуальная реальность. Что мешает их быстрому развитию — стоимость внедрения, технический уровень или психология?

— Здесь вопрос, скорее, в психологических барьерах. Например, далеко не все представители малого и среднего бизнеса понимают саму идею IoT-проектов.

Однако технические моменты тоже пока присутствуют. На рынке уже стали появляться устройства с поддержкой NB-IoT, разработанные и произведенные в России, но их по-прежнему мало. Мы рассчитываем, что к 2019-2020 годам число производителей оборудования с поддержкой NB-IoT значительно вырастет, а в ближайшие 5 лет мобильным операторам и производителям удастся найти баланс между стоимостью и качеством оборудования.

Свои сдерживающие факторы есть и при использовании Big Data. Многие компании пытаются использовать собственные данные, не имея достаточных для этого компетенций внутри. И этот процесс занимает месяцы, если не годы. Ведь помимо сбора и обработки данных, потом требуются значимые инвестиции в их дальнейший сбор, дополнение, хранение, обработку. Также во время реализации проектов на основе BigData возникает большое количество нерешенных этико-правовых вопросов, в т.ч. связанных с использованием персональных данных.

Как раз для решения всех этих вопросов «МегаФон» совместно Mail.Ru Group, oneFactor, Тинькофф Банком, «Яндексом» и «Сбербанком» учредили Ассоциацию участников рынка больших данных. Члены Ассоциации займутся созданием единых принципов и стандартов обработки, хранения, передачи и использования больших данных. Приоритетные задачи организации — выработка бизнес-ориентированной стратегии развития рынка больших данных, повышение технической и операционной эффективности взаимодействия участников отрасли, а также формирование кодекса этики для защиты интересов пользователей.

Но для того, чтобы цифровая экономика получила возможность полноценного развития, бизнесу и власти необходимо также решить регуляторные вопросы. Это подразумевает устранение административных барьеров, в результате которых гражданин сможет проходить идентификацию без паспорта, дистанционно взаимодействовать с медучреждениями и судебными органами, оплачивать платные дороги без очередей и т.д.

 Анатолий Горбунов: «Инфраструктура «МегаФона» остается лучшей»

— Телеком — одна из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей экономики. Сохранится ли этот тренд в ближайшем будущем или рынок начнет стагнировать?

— Россия держит курс на цифровизацию, оставаться в стороне от этого процесса невозможно. Операторам связи отведена одна из главных ролей в цифровой экономике, поскольку фундамент цифровизации — телеком-инфраструктура.

Стагнация не коснется тех компаний, которые идут в ногу со временем, участвуют в разработке решений для современной урбанистики и управления регионами, органично вписываются в новые ниши, используя для этого современные ИТ-разработки, перестраивают собственные бизнес-процессы и проводят глубокую трансформацию своей инфраструктуры. Продолжит развиваться тот, кто перестанет быть традиционным сотовым оператором и «трубой» для перекачки все возрастающего трафика.

Одним из таких решений в сфере государственного управления является «Ситуационный центр для руководителей регионов». Он создан на базе разработки компании — информационно-аналитической платформы «Центр управления регионом». Решение предполагает создание единого информационного пространства ведомств, помогает отслеживать расписание и выполнение поручений управленца, объединяет в себе документооборот, защищенную конференц-связь и даже аналитику соцсетей.

На уровне решения бытовых вопросов мы предлагаем решение «Цифровая управляющая компания». Платформа для ЖКХ включает целый комплекс возможностей: автоматический сбор и передача данных со счетчиков воды, газа, тепла и электричества; актуальные новости о событиях дома; онлайн-голосования с участием жильцов, оплата коммунальных услуг, заявка на сантехнические, электротехнические работы.

— Все крупные игроки в телекоме ранее объявили о строительстве собственных экосистем. Действительно ли это перспективное направление развития или просто маркетинговая уловка?

— Создание собственной экосистемы — это тренд сегодняшнего дня, вектор развития телекоммуникационной отрасли. Повсеместная цифровизация жизни — не дань моде, для продвинутых, цифровых клиентов это уже необходимость. Отсюда и наша основная цель — создавать возможности для решения сотни самых разных вопросов лишь с помощью смартфона.

Наши B2B-клиенты с помощью простых IT-решений могут полностью оцифровать производство: снизить расходы на содержании офиса, удаленно контролировать маршруты и расход топлива транспорта, наладить коммуникацию в офисе и с клиентами «без проводов», создавать эффективные и недорогостоящие рекламные кампании и подписывать важные документы он-лайн, используя мобильную электронную подпись (МЭП).

В массовом сегменте выручку «МегаФона» драйвят продукты, которые создают «цифровую ценность» для абонентов. Эта цифровая среда строится вокруг основных составляющих жизни — семьи, общения, финансов, безопасности, развлечений и здоровья.

Более того, мы делаем наши сервисы доступными не только абонентам «МегаФона». Получить онлайн-консультацию врачей с помощью видеосвязи, аудиосвязи и в чате через мобильное приложение «МегаФона» теперь могут абоненты всех операторов связи.

Важную роль в цифровой экосистеме играют и финансовые сервисы. Удачным примером мы считаем банковскую карту «МегаФона», привязанную к абонентскому счету. С ее помощью можно расплачиваться в любом магазине мира, получать до 8% годовых на остаток по счету, а также скидки, кэшбэки и прочие бонусы от наших партнеров.

— Какие инновационные технологии могут стать популярны в ближайшем будущем? Как это может поменять рынок?

— В первую очередь, отмечу технологию 5G, потенциал которой сейчас только прорабатывается. Согласно прогнозам экспертов GSMA, к 2025 году две трети мобильных подключений по всему миру будет осуществляться с помощью высокоскоростных сетей, при этом на долю 4G будет приходиться 53%, а на долю 5G — 14% общего количества сим-карт.

С моей точки зрения, 5G и Big Data — это фундамент для всех инноваций и для цифровой экономики России, ведь изменение технологий приводит к необходимости совершенствования оборудования, а также к запуску продуктов, ориентированных на возможности новых стандартов.

Без анализа больших данных невозможно развитие «умных городов» и решение давно назревших проблем мегаполисов. Использование Big Data позволит повысить управляемость городов на административном уровне и оптимизирует затраты, а также даст возможность для более эффективного использования городской инфраструктуры, выведет на новый уровень планирование развития территорий.

«МегаФон» первым среди операторов 4 года назад запустил сервис геопространственного анализа, в основе которого лежит анализ обезличенных данных — динамики нагрузки на базовые станции. Эту аналитику можно использовать в различных областях, например, при планировании городской среды или для развития всех категорий ритейла.

Интернет вещей массово проникнет во все сферы, в результате вырастет экономический эффект от его внедрения. Будет расти спрос на IoT-решения для транспорта, ЖКХ, недвижимости, медицины и сельского хозяйства.

Через 10-15 лет такие вещи, как беспилотные автомобили, роботы-хирурги, умные дома, VR/AR станут привычными. И пусть сейчас многим это представляется чем-то футуристическим, но работа над продуктами уже активно ведется.

 Анатолий Горбунов: «Инфраструктура «МегаФона» остается лучшей»

— Операторы часто создают специальные продукты для малого и среднего бизнеса. Насколько они востребованы у сегмента МСБ? Что из таких продуктов является наиболее популярным?

— «МегаФон» предлагает целую экосистему цифровых решений различных ежедневных бизнес-задач — от выбора места открытия торговой точки и ее регистрации до покупки он-лайн кассы и подбора персонала на массовые позиции.

Такие решения очень быстро становятся популярными. О востребованности специальных продуктов для малого и среднего можно также судить по тому, что именно новые услуги являются одним из двух постоянных драйверов роста «МегаФона».

Топ самых востребованных услуг возглавляет «МегаФон. Таргет» — это работающая альтернатива традиционной рекламе в виде умных SMS-рассылок. Пользователи нашего сервиса — например, компании сферы услуг, гостеприимства и торговли. Мы помогаем им выбирать получателей информации по возрасту, полу, интересам, местонахождению и другим фильтрам. Это эффективный и недорогой инструмент привлечения новых и удержания существующих клиентов.

— В 2018 году одним из важнейших для России событий стал Чемпионат мира по футболу. Компания довольна своим участием в этом проекте?

— Чемпионат мира по футболу 2018 года стал самым «мобильным» событием за всю историю проведения массовых мероприятий. В общей сложности за все дни в городах ЧМ на стадионах и фан-зонах в сети «МегаФона» болельщики проговорили более 34 млн минут — это больше 65 лет беспрерывных разговоров. Общий интернет-трафик достиг более 500 ТБ.

Инфраструктура «МегаФона» выдержала все нагрузки, теперь она будет и дальше работать, и приносить пользу. Было задействовано порядка 25000 км ВОЛС, более 1300 базовых станций, установлено более 5000 антенн и 900 единиц телекоммуникационного оборудования, организовано радиопокрытие более 160 ключевых объектов. На всех спортивных объектах «МегаФон» предоставил магистральные каналы связи с неограниченным лимитом, услуги сети передачи данных, доступ в Интернет, ISDN, защиту от DoS/DDoS-атак, обслуживание ЛВС для организации стабильной работы всех типов связи. Над проектом работали более 2 000 лучших инженеров и технических специалистов «МегаФона» со всей России.

Чемпионат мира по футболу также стал площадкой, на которой «МегаФон» подтвердил свой статус технологического лидера, развернув тестовые зоны 5G. В Москве «МегаФон» впервые в России провел прямую трансляцию футбольного матча в формате VR с использованием технологии 5G. В Санкт-Петербурге впервые в России продемонстрировал работу готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G на своей сети. В Казани «МегаФон» в партнерстве с «КАМАЗом» впервые в России показал применение 5G для сопровождения движения автономного транспорта. Организация тестовых зон позволит изучить технические возможности сети и сформулировать рекомендации использования частотного спектра.

Мы еще раз доказали, что достойны участвовать в самых масштабных государственных и международных проектах. Мне было приятно осознавать, что абоненты довольны связью, они могли благодаря нам молниеносно делиться своими эмоциями с арен.

Если говорить, о влиянии на коммерческие показатели, то один из самых живых и интересных примеров — это МегаФон.ТВ. Во время ЧМ число новых пользователей сервиса по всей России увеличилось на 60% по сравнению с обычным показателем за месяц.
Абоненты по-новому открыли для себя МегаФон.ТВ и по-настоящему оценили возможности этого сервиса. Было несколько реальных случаев, когда буквально за несколько минут до начала матча абоненты забегали в салон с просьбой помочь установить приложение.

— Что помогало «МегаФону» наращивать позиции в этом году? Какие вы видите точки роста в следующем году?

— Инфраструктура «МегаФона» остается лучшей. У нас наибольшее количество базовых станций 4G, работающих в стандартах 2600/1800/800 Мегагерц. По результатам тестов Speedtest компании Ookla в этом году, самый скоростной мобильный интернет 4G тоже у нас, в том числе Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Ставрополе.

Кроме того, у нас по-настоящему удобные базовые тарифы и опции. Разработанные с помощью Big Data тарифы линейки «Включайся» в полной мере отвечают потребностям наших цифровых абонентов — на них включен «Безлимитный интернет», обнулен трафик с видеосервиса «МегаФон.ТВ» и доступен бонусный контент — фильмам и ТВ-каналам в зависимости от наполнения тарифа. По стоимости тоже довольно привлекательное предложение — например, за 450 рублей в месяц абоненты тарифа «Общайся» получают 700 минут разговоров и безлимитный интернет.
На основе больших данных также создана линейка-конструктор «Управляй» для корпоративных клиентов, тарифы которой ориентированы на потребности сотрудников любого уровня.

Чтобы создавать цифровые комплексные решения, мы развиваем экосистему партнерств. Так реализован наш сервис #Специи. Бесплатный сервис #Специи объединяет более 300 магазинов и дает внушительный кэшбэк абонентам «МегаФона». Всего за год популярность сервиса выросла в пять раз. Кэшбэк, который поступает на счет телефона, можно использовать для оплаты услуг связи, покупки других товаров или снять их в банкомате с банковской карты «МегаФона». К «черной пятнице» мы повысили кэшбэк до 30% от стоимости совершенных покупок, воспользоваться этим предложением можно до 31 декабря 2018 года.