Бизнес c интеллектом
Новости партнеров,
0

Бизнес c интеллектом

Компании переходят от фрагментарной к полной цифровизации работы. Как в России внедряются технологические решения, позволяющие построить по-настоящему «умный» бизнес, можно оценить по опыту компании SAP.
Фото: Getty Images Russia

Цифровизация — драйвер глобальной экономики на протяжении последних нескольких лет, и она продолжит стимулировать рынок в 2019 году, отмечают в американском Gartner. Международное аналитическое агентство IDC прогнозирует, что к 2022 году более 60% мирового ВВП будет производиться на основе цифровых технологий.

Рост во всех отраслях обеспечат цифровые продукты и операции, более 90% предприятий к этому времени создадут на базе облачных сервисов новые, «исходно цифровые» среды. Ключевые инициативы цифрового будущего — искусственный интеллект (ИИ), а также интернет вещей (IoT). Симбиоз этих технологий, по мнению руководителя центра экспертизы SAP СНГ по решениям и технологиям Дениса Савкина, позволит радикально менять бизнес-модели и создавать новые продукты.

Последние десять лет технологичные компании демонстративно обгоняли лидеров прошлых десятилетий по динамике и капитализации. К примеру, на долю крупнейшего онлайн-ретейлера США Amazon в 2018 году приходилось около 50% всех розничных интернет-покупок (и 5% всей розничной торговли) страны. Для сравнения: Walmart — крупнейшая розничная сеть мира, занимает лишь 3,7% в американских онлайн-продажах. Капитализация цифровой Amazon превысила в 2018 году $1 трлн, ранее такого результата добивалась только Apple.

Однако сейчас все больше крупных индустриальных компаний стали проникать в область digital, комментирует руководитель направления «Цифровизация процессов» компании «Сибур» Ян Зарынь. По его словам, по степени проникновения цифровизации в отрасли наиболее прогрессивными сферами до сих пор были ретейл, банки, телеком и медиа. В самом начале прогрессивной шкалы интеллектуального развития организации — госсектор, здравоохранение, нефтяная отрасль, затем химическая отрасль, индустрии высоких технологий, автомобилестроение и энергетика.

Цифровые инициативы в России сегодня реализуют почти все крупные компании из разных отраслей — металлурги, банки, ретейл, в первую очередь все те, кто ориентирован на клиента (сегмент b2с), подтверждает представитель SAP СНГ Денис Савкин.


Показатели чемпионов

Лидерами, которые реализуют программы цифровизации, выходящие далеко за рамки простой автоматизации и организации сетей, в 2018 году были признаны лишь 10% предприятий в мире, говорится в отчете PwC Strategy& «Цифровые чемпионы». Среди них не только Apple и Google, а также, например, Ford или производитель оборудования для прецизионного земледелия Deere и другие предприятия.

Больше всего «цифровых чемпионов» в автомобильной (20%) и электронной (14%) промышленности В перерабатывающей промышленности и секторе производства потребительских и промтоваров их пока единицы — только 6% предприятий в каждой из этих отраслей реализуют инновационные решения на своем рынке и производственных объектах.

«Цифровые чемпионы» занимают особое положение за счет успешной работы в четырех критических экосистемах бизнеса: «Решения для клиентов», «Операции», «Технологии» и «Кадры», — отмечают в PwC. Эти экосистемы составляют основу усовершенствованной цифровой цепочки создания стоимости.

Более 90% цифровых чемпионов внедрили либо пилотируют проекты в сфере интернета вещей (IoT), более трети (39%) освоили технологии прогнозного обслуживания, около трети — инструменты искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) для автоматизации рутинных задач. Это ключевые технологии ближайшего цифрового будущего, считают в SAP, симбиоз которых позволит радикально поменять бизнес-модели и создавать новые продукты. За счет новых подходов и технологий компании рассчитывают на существенную экономию затрат и повышение эффективности.



Российский бизнес, по словам Дениса Савкина (SAP СНГ), в том числе достаточно консервативный, вслед за западными конкурентами тоже начал переход в цифровую экономику. Маркетплейсы (электронные торговые площадки) внедряют не только ретейлеры, но и страховщики и промышленные предприятия. К примеру, такой интернет-магазин для сбыта продукции использует российский производитель «Северсталь».

Существующий уровень развития инфраструктуры в стране подстегивает темпы цифровизации — показатели проникновения интернета более 70% на начало 2019 года, по данным исследовательского агентства GfK, а доступность мобильного доступа в интернет, по данным BCG, в 3G составляет 95%, в LTE — 60%.

Инновационный цикл

В этом году компании продолжат активное внедрение IoT и AI, прежде всего в клиентские сервисы, для интеграции персонализированных решений и многоканального взаимодействия с клиентами, а также для автоматизации внутренних операций бизнеса, прогнозируют в международной Forrester Research.

Цифровая трансформация, по мнению экспертов SAP, помогает внедрить инновации в трех областях — в бизнес-процессах, бизнес-моделях и клиентском опыте. Речь не всегда идет о кардинальной замене старых схем работы, скорее об их дополнении новыми возможностями. «Основные преимущества технологичного бизнеса — в снижении влияния человеческого фактора, когда качество продукта или процесса уже не зависит от человека, а также в возможности очень быстрой адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды», — поясняет Денис Савкин (SAP СНГ).

Пока бизнес отдает предпочтение итерационному подходу — небольшим инновационным циклам (до двух лет), которыми проще управлять. Примеры таких коротких инициатив — эксперименты Adidas с обувью, распечатываемой на 3D-принтере, и внедрение Сбербанком элементов искусственного интеллекта в различные процессы, — например, в системе электронной торговли Sberbank Markets запущен чат-бот для консультирования клиентов онлайн. В перспективе он будет заключать сделки в том же формате переговоров в чате.
На таких временных отрезках можно относительно быстро получить результат и оценить отдачу от инвестиций.

Однако ресурсо-сдержанный подход с небольшими пилотами может стать ограничением для инновационного прорыва, считает представитель SAP Денис Савкин: «Маленький проект не сможет дать большой value». Инновации не могут строиться на решениях «из коробки», они подразумевают крупные индивидуальные проекты с большой вовлеченностью заказчика. И как раз таких комплексных программ российские заказчики пока в полном объеме не запускали. Прорыв здесь будет возможен, как прогнозируют специалисты SAP, когда накопится достаточный набор успешных и публично доступных референс-кейсов. Рыночная ситуация этому способствует. По словам Дениса Савкина, кризисы всегда толкают на инновации.

Комплексный интеллект

Суть комплексной инновационной трансформации предприятия — в вытеснении прежнего подхода автоматизации отдельных процессов интеллектуальным принципом организация всего бизнеса. Это подразумевает объединение всех систем и данных на базе единой платформы, минимизацию ручных операций и эффективное управление процессами за счет использования технологий машинного обучения, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделирования, робототехники и прочих технологий. По такому принципу, например, уже выстраивает работу нового завода компания «Черкизово», реализовав принципы «Индустрии 4.0» в части роботизация производства и технологий искусственного интеллекта, в том числе на базе решений SAP. По пути цифровой трансформации идет «Металлоинвест», внедривший вместо ста разрозненных решений единую систему управления предприятием на базе SAP S/4HANA.

Программа «Технологический прорыв» «Норникеля» в сотрудничестве с SAP до 2020 года, в частности, охватывает всю производственную деятельность компании: от добычи и обогащения до плавки и выпуска готовой продукции, говорят в пресс-службе компании. Система имитационного моделирования рудника позволяет выявлять узкие места и оперативно менять траектории перемещения техники, создавать несколько вариантов планов работ и симулировать их выполнение. Службы управления производством в реальном времени получают необходимую информацию по контролю и управлению объемами и качеством добываемой руды, отслеживанию эксплуатации и технического состояния горного оборудования. Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) ведет подсчет потребления электро— и тепловой энергии, природного газа, холодной и горячей воды, технологического кислорода и сжатого воздуха. «Использование новейших технологий уже в ближайшее время позволит создать в «Норникеле» цифровой интеллектуальный рудник», — заявили в компании.

Уровень автоматизации компании «Сибур Холдинг» оценивают в 84% на начало 2018 года — это позволило снизить себестоимость затрат на производство. «Сибур» отличает комплексный интенсивный подход к цифровизации», — говорит Ян Зарынь.

Предиктивную аналитику в компании используют, чтобы выявлять дефекты оборудования на ранней стадии, выстаивать оптимальный график ремонтов и оптимизировать процессы сортировки. В целом «Сибур Холдинг» инвестирует сегодня сразу в ряд направлений, связанных с использованием данных, на которых выстраивается аналитика разной степени сложности — от простых математических моделей до комплексных алгоритмов машинного обучения. «Такая аналитика позволяет делать выводы, недоступные человеческому мозгу», — утверждает Ян Зарынь.

Предвидение результата

«Почти вся наша промышленность уже «заболела» интеллектуализацией, — говорит Денис Савкин. — Мы работаем в пилотном режиме с КамАЗом, НЛМК, ОМК. Осуществляем с ними проекты по прогнозированию сбыта и предиктивным ремонтам».

Технологии искусственного интеллекта можно встраивать непосредственно уже в существующие системы SAP, отмечает компания-разработчик. Так, в версию S/4HANA встроено более 40 сценариев машинного обучения ML. Такие сценарии можно разрабатывать и «под себя» — на платформе SAP HANA Full Use или SAP Cloud Platform.

Не менее 80% всех транзакций (расчетов, платежей, начислений и так далее) в системе компании должно быть автоматизировано с помощью искусственного интеллекта. Это избавит людей от бумажной работы, повысит оперативность и правильность принимаемых решений, создаст условия для более интеллектуального труда без ошибок.

Это лишь часть примеров применения инноваций в интеллектуальных компаниях. Если вы хотите более подробно познакомиться с интеллектуальными сценариями, которые уже сейчас используются ведущими российскими компаниями, приглашаем вас 17 апреля на SAP Forum 2019.

Компания

Демонстрация инновационного сценария

«Сибинтек»

Цифровой двойник месторождения. Виртуальная реальность для обучения работе на буровой

Госкорпорация «Росатом», инжиниринговый дивизион

Управление проектами строительства АЭС

Алкогольная сибирская группа

ERP нового поколения в облаке

АО «ОХК «Уралхим»

Искусственный интеллект для производства удобрений: повышение производительности барабана грануляции

ПАО «Северсталь»

Управление эффективностью производства

ПАО «ГМК «Норильский никель»

Демонстрация результатов работы инновационной лаборатории

Трубная металлургическая компания

Прогнозные ремонты

«М.Видео»

«Умный» магазин

«Связной»

Робот-продавец

ОАО «Газпром нефть»

Прогнозное закрытие на основе машинного обучения

Группа «Черкизово»

Интеллектуальное управление финансовым закрытием

X5 Retail Group

Роботизация бизнес-процессов в ретейле

ПАО «Аэрофлот»

Витрина данных для налогового мониторинга

ПАО Сбербанк

Построение SAP-систем с учетом защиты данных на примере Центра кибербезопасности Сбербанка

 

На правах рекламы