Новости партнеров , Черноземье ,  
0 

Виталий Иванов: «Наша цель – лечить и просвещать»

Реклама:
Виталий Иванов: «Наша цель – лечить и просвещать»
Главврач Олимпа здоровья – об имидже медицины, мотивации к здоровью и вопросе, который пациенты задают реже всего

Чуть меньше года потребовалось Центру семейной медицины «Олимп здоровья» для того, чтобы из стартап-проекта стать одним из самых влиятельных участников сегмента коммерческой медицины в Воронежской области. Серьезный объем инвестиций, беспрецедентный уровень технической оснащенности, более 45 врачебных специальностей – все это, безусловно, сыграло свою роль. Но Олимп здоровья, пожалуй, первым представил пациентам внятную, четкую идеологию своего подхода к лечению. О том, насколько эффективной оказалась такая коммуникация, РБК-Черноземье поговорил с главным врачом клиники, кандидатом медицинских наук Виталием Ивановым.

«Российские пациенты не чувствуют ответственности за свое здоровье»

– Комплексный подход к лечению, семейная медицина, профилактика – все, на что вы сделали ставку, идет вразрез с привычками среднестатистического пациента, который привык решать проблемы со здоровьем по мере их поступления и с «профильным» специалистом. Насколько востребованной оказалась Ваша философия?

– Да, пока наш подход непривычен, но у него есть огромный плюс – он неоспорим: каждый здравомыслящий человек понимает, что нужно обследоваться, и что предупредить болезнь проще и дешевле, чем ее лечить. И это пусть медленно, но находит практический отклик у пациентов. Мы видим, что растет число желающих прикрепиться к нашей клинике и заключить договор по семейной медицине. Конечно, мы не рассчитываем в одночасье изменить менталитет пациентов, но будем к этому стремиться.

– У Вас есть какие-то целевые показатели по числу профилактических обращений, к которым Вы стремитесь?

– Нет, такого рода цифры очень сложно просчитать в принципе, и никакой статистики, на которую мы могли бы ориентироваться, тоже не существует. Человек, который не испытывает тревоги по поводу своего здоровья, не стремится узнать обратное – это одна из «ловушек» нашего сознания. Не раз общался с пациентами, которые говорили: «Вот сейчас начнешь обследоваться, что-нибудь найдут – и прощай, спокойная жизнь!». Это серьезная проблема для российской медицины: люди не чувствуют ответственности за свое здоровье и живут по принципу – если заболею, медицина поможет.

Мы действительно поможем, но если сам человек не прилагает никаких усилий к тому, чтобы не заболеть или быстрее вылечиться, то наша помощь – в никуда. Так что не буду скрывать – пациентов, которых ничего не беспокоит, и они пришли к нам просто провериться, очень немного. Мы не можем заставить человека обследоваться, но можем рассказать ему о рисках, о тех болевых точках, на которые нужно обратить внимание, чтобы избежать серьезных проблем в будущем. А если мы убедили его пройти какие-то обследования – неважно где, у нас или в поликлинике по месту жительства, – это уже успех.

«Человеческий и технологический аспект в медицине неразделимы»

– За неполный год работы в Вашу клинику обратились более 20 тысяч человек. Вы изучали обратную связь от своих пациентов, меняли что-то в формате работы, исходя из полученных данных?

– Мы очень серьезно анализируем пациентскую статистику, взаимодействуем с государственным здравоохранением, а также с ведущими профильными вузами – ВГУ, ВГМУ, ВГИФК и получаем обратную связь от их профессорско-преподавательского состава. На основе этой информации родилась идея сформировать на базе Олимпа здоровья центры развития по четырем направлениям – сердечно-сосудистые заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, пищеварительной и мочеполовой системы. Это – то, чего не было при открытии клиники.

– Чем формат этих центров отличается от работы обычного отделения?

– Мы задались амбициозной целью собрать в этих центрах «самое-самое» – докторов, оборудование, технологии, методы профилактики, диагностики и лечения. Наши врачи побывали в лучших российских и зарубежных клиниках и ознакомились с их опытом, изучили теоретическую базу. На основе этих данных мы сформировали систему обучения специалистов и принципы приобретения оборудования. Сегодня эти центры оснащены по последнему слову медицинской техники. В кардиологическом центре есть УЗИ-аппарат премиум-класса, велоэргометр для проведения стресс-эхоКГ, то есть УЗИ сердца в состоянии дифференцированной немедикаментозной нагрузки. У нас есть единственный в Воронеже и соседних областях аппарат комплексного уродинамического обследования, который безошибочно дифференцирует природу заболевания в ситуациях, когда предполагаемых причин болезни – несколько. Например, причиной нарушения работы мочевого пузыря у мужчин может быть аденома предстательной железы или неврологическая патология, и в каждом из этих случаев стратегия лечения будет разной. В центре заболеваний пищеварительного тракта – очень сильная эндоскопия и оборудование, позволяющее проводить достаточно сложные исследования и манипуляции, в том числе и удаление полипов. В целом появление таких центров – это очень серьезная качественная трансформация работы клиники.

– Вы довольно много говорите о технической оснащенности, и это понятно: цифровизация медицины – без сомнения, долгоиграющий тренд. Это не отодвигает врача на второй план в иерархии лечения?

– Думаю, врач и технологии, человеческий и технологический аспект в медицине неразделимы, по крайней мере – в обозримом будущем. Для себя я бы поставил врача на первое место в этой иерархии – врач всегда будет важнее технологий. Все спорят о том, что такое медицина – наука, искусство или какая-то прикладная область. Думаю, что медицина – это синтез всего перечисленного, это не точная наука, поэтому без врача, без его интуиции, основанной на опыте, мы никуда не продвинемся. Но эта связь работает и в обратную сторону, потому что симбиоз техники и личного опыта позволяет врачу максимально использовать свои знания и дает на порядок лучший результат.

Современные технологии раскрывают имеющиеся у него компетенции и стимулируют получать новые. Это особенно касается УЗИ-диагностики, лучевой диагностики и других сложных диагностических направлений.

– Ведет ли Олимп здоровья научно-исследовательскую работу?

– Мы позиционируем себя как клиника, которая может помочь человеку с рождения и до активного долголетия, поэтому сотрудничаем с ВГУ по ключевым для нас направлениям – геномные исследования, вопросы геронтологии и онкологии. В рамках работы центра гастроэнтерологических заболеваний ведутся научные исследования микробиома. Все это – вопросы, которые волнуют врачей-исследователей во всем мире, и мы не исключение. Мы провели много интересных, продуктивных встреч с учеными из Америки, Италии, Германии, несколько международных конференций. Среди прикладных аспектов выделю телемедицину – видим в ней перспективу, потому что это удобно и экономит время, готовимся к тому, чтобы внедрять ее элементы в свою практику – как только будут урегулированы все законодательные аспекты.

Виталий Иванов: «Наша цель – лечить и просвещать»

«Еще не все врачи умеют работать в парадигме профилактической медицины»

– Как, и по какому принципу, Вы набирали врачей? Каким критериям должен соответствовать доктор, чтобы претендовать на вакансию в Олимпе здоровья?

– У нас не было и нет каких-то четких, формализованных процедур на этот счет. Врача не выберешь по галочке «подходит-не подходит», здесь все гораздо сложнее, да и воронежский рынок медицинских кадров большому счету не так велик. Мы принимали на работу врачей с разным опытом – в Воронеже и в других городах, в государственных и в частных медицинских учреждениях. К сожалению, нельзя заранее узнать, как врач проявит себя не только в своей квалификации, но и в той идеологии, в которой работает наш центр. У нас были специалисты, которые прекрасно взаимодействовали с пациентами на этапе болезни, но не видели своей задачи в том, чтобы предупредить другие возможные недуги. Не все врачи привыкли работать в такой парадигме, ведь профилактическая медицина стала трендом в хорошем смысле этого слова совсем недавно. К сегодняшнему дню отсев сотрудников, которые не смогли принять нашу философию, уже произошел, и это вполне нормальный процесс. В то же время пошла и другая реакция – заработало «сарафанное радио», и к нам стали обращаться врачи по рекомендации тех, кто у нас уже трудится, так что сегодня мы имеем возможность не просто закрывать вакансии, но и формировать кадровый резерв.

– Готовы ли Вы работать с молодыми докторами? Многие управленцы придерживаются принципа, что хорошие кадры проще выращивать «под себя», чем переучивать уже сложившегося специалиста с опытом.

– Совместно с ВГМУ мы ввели программу поддержки талантливой молодежи для ординаторов медуниверситета. Недавно завершен конкурсный отбор, в результате которого из 45 молодых специалистов разных профилей 11 ребят были признаны победителями и трудоустроены стажерами в Олимп здоровья. За каждым закреплен наставник, совместно с которым базовая программа подготовки в ординатуре будет дополнена практикой с высококлассными врачами на нашей и сторонних базах, выездами на различные конференции и т.д. в зависимости от специальности. Это будет интенсивный индивидуальный курс дополнительного обучения, который позволит докторам в сжатые сроки стать совершеннее во всех смыслах и, при успешном прохождении нашей внутренней аттестации, по окончании – трудоустроиться в Олимп здоровья уже сертифицированным специалистом.

– За неполный год работы Вы заявили о себе в том числе несколькими коллаборациями с выдающимися российскими и зарубежными врачами. Вы планируете развивать эту практику?

– Да, сотрудничество с приглашенными врачами – это продуктивный опыт. И что важно – это обучающее сотрудничество, мы получаем от своих коллег возможность изучить их методы и в дальнейшем использовать их в своей работе самостоятельно.

Мы приглашаем тех, кто приносит в воронежскую медицину что-то новое, и даем возможность получить эти знания не только своим сотрудникам, но и специалистам из государственного сектора медицины. Мы видим в этом свою социальную миссию, если хотите, и будем рады, если с нашей помощью какие-то важные тренды придут в государственное здравоохранение.

«Мы ориентированы на просветительскую функцию»

– Как Вы объясняете тот факт, что с ростом возможностей медицины растет и недоверие пациентов к здравоохранению? Многие врачи называют это очень тревожным трендом. Можно ли с этим согласиться и как бороться?

– Безусловно, такая тенденция в России есть, и она будет лишь нарастать. К сожалению, у нас не прижилась практика общественных дискуссий по каким-то актуальным медицинским темам, информирования населения о важных медицинских открытиях. Инфополе вокруг медицины изобилует лишь негативом и скандалами, и это дает свои плоды. На практике это означает, что человек, не доверяя своему врачу, не мотивирован к тому, чтобы выполнять его назначения, или, что еще хуже, ищет им подтверждения в интернете или у знакомых. Категорически против такого подхода – все вопросы, касающиеся здоровья, нужно обсуждать только с доктором. Ведь ни один врач не заинтересован в том, чтобы пациенту стало хуже.

– Но пациенты опасаются не этого. Они боятся гипердиагностики, лишних назначений и ненужных трат на лечение

– Давайте определимся с тем, что считать гипердиагностикой или гиперназначениями. Например, женщина старше 50 лет на приеме кардиолога получила рекомендацию проходить маммографию ежегодно. Ни у одного врача не возникнет сомнения в обоснованности такой рекомендации. А с точки зрения пациента, возможно, она – лишняя, ведь запроса на нее не было. И здесь очень важно представить все факты для обоснования такого совета, разъяснить, что рак молочной железы, выявленный на ранней стадии, на 100% излечим – через несколько лет пациентка снимается с диспансерного учета. А вот лечение на третьей или четвертой стадии дает совершенно другие результаты и прогнозы на продолжительность жизни и её качество. Мы как раз ориентированы на такую просветительскую функцию, потому что у участкового врача, к сожалению, на такое разъяснение чаще всего нет времени. У нас оно есть – первичный прием в Олимпе здоровья продолжается не менее часа, и мы имеем возможность, не торопясь, собрать анамнез, дать свои рекомендации и объяснить пациенту важность тех или иных процедур. Мы даем врачебную информацию, а человек сам решает, как ею распорядиться, где и в какой клинике пройти превентивное обследование. Кроме того, существуют государственные стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для клиник всех форм собственности, и сейчас решается вопрос о дополнении их клиническими рекомендациями, которые будут обновляться раз в три года. Для мотивированных пациентов это тоже своего рода ориентиры прозрачности и обоснованности медицинских назначений – конечно, с поправкой на индивидуальные особенности организма.

«Бесплатной медицины нет ни в одной стране мира»

– Рост коммерческого сегмента в медицине в последние годы делает все более актуальным вопрос о доступности медицинской помощи и, если брать более широкий контекст, – о корреляции здоровья и уровня благосостояния. На Ваш взгляд, есть ли такая зависимость?

– Здоровье начинается с мотивации на то, чтобы быть здоровым, а эта история точно не про деньги. Согласитесь, задать своему участковому доктору вопрос: «Я хочу удостовериться, что я здоров, и хочу узнать, как оставаться здоровым как можно дольше» и получить его рекомендации – ничего не стоит. Но это тот вопрос, который врачи – и в государственной, и в частной клинике – слышат реже всего. Социально активная часть общества при нынешнем темпе жизни не просто забывает о здоровье, но и передает такие установки новому поколению. Вот в этом – корень проблемы. А в дискуссиях о доступности медицинской помощи на первый план чаще всего выходят разговоры о ее бесплатности-платности, и это довольно серьезное смещение акцентов. Ведь ни в одной стране мира никогда не было бесплатной медицины – вопрос в том, для кого она бесплатна, и кто это оплачивает. Больше того, даже у самых обеспеченных государств не хватает денег на здравоохранение – это данные открытых источников. Чем лучше качество медицинской помощи, тем больше продолжительность жизни и тем больше средств требуется на медицину.

Да, за последнее время действительно появилось много коммерческих клиник, и это по большому счету неплохо. Мы делаем то, что не может делать государственная медицина – например, первичный часовой прием пациента. Но коммерческий сектор никогда не сможет монополизировать медицину и довести ситуацию до того, что пациент должен будет платить за медобслуживание, потому что у него нет выбора. Более того, все больше частных клиник входят в программы ОМС, рассматривая их как формат государственно-частного партнерства. Мы также оказываем в рамках ОМС услуги по неотложной медицинской помощи и хирургии, а в перспективе планируем заявить в систему те направления, которых больше нет ни у кого в Воронежской области и соседних областях, например – комплексное уродинамическое исследование. Это даст возможность пациентам бесплатно получить на базе нашей клиники уникальную медицинскую помощь. Если человек нашел своего врача в своей поликлинике и прошел базовые исследования в рамках диспансеризации – это очень хорошо. Если он пришел за этим к нам – это тоже хорошо, потому что тем самым он немного разгрузил участкового врача и дал ему больше времени для тех, кто не может лечиться в частной клинике. Мы не конкурируем с «бесплатной» медициной – мы дополняем ее.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.