«В ключевых отраслях заказчики готовы платить за качество»
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«В ключевых отраслях заказчики готовы платить за качество»

Генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела — о реиндустриализации и новом уровне производств в России.

Сейчас Россия, конечно, не во всех отраслях находится на уровне ведущих европейских стран, но реиндустриализация и модернизация предприятий в стране идут очень высокими темпами. По крайней мере, в тех областях, где работает наша компания, а это строительство, инфраструктура, лесная промышленность, горнодобывающие производства, нефтегазовая отрасль и порты. Требования к технике предъявляются порой запредельные, но и уровень специалистов со стороны заказчиков в РФ сильно вырос за последние десять лет и уже не уступает квалификации их коллег из других стран.

На этом фоне с большим сожалением можно смотреть на эскалацию напряженности между западными державами и Россией. Бизнес, и наша компания в том числе, отстраняется от политики, придерживается законов тех стран, где находится представительство или завод.

Да, санкции ударили по экономике России, особенно по финансовому сектору. При этом мы не видим никакой эффективности подобных ограничений. От санкций выиграли только восточноазиатские страны, которые воспользовались ситуацией и заполнили образовавшуюся нишу.


Что производит Liebherr

Компания Liebherr — один из ведущих в мире поставщиков строительной, горной, портовой и другой крупной техники. Концерн насчитывает более 140 предприятий. Группа Liebherr также производит холодильники, металлообрабатывающие станки, агрегаты для авиационной промышленности, компоненты гидравлики и электроники. В 2018 году Liebherr Group показала оборот €10,5 млрд (на 7,5% выше показателей 2017-го). На российских предприятиях компании работают свыше 2 тыс. человек, при этом в РФ ежегодно поставляется более 450 единиц крупной техники: так, в 2018 году сюда поставлено 76 перевалочных машин, в том числе «старшие» модели колесных портальных перегружателей для Новороссийского морского порта.


Но крупные производители техники уже нашли оптимальный способ развития бизнеса с учетом санкций — локализация. Для Liebherr в России это очень успешный путь, хотя мы и приступили к процессу локализации задолго до момента, когда стали говорить о санкциях. В Нижнем Новгороде у нас производятся детали для авиационной промышленности, которые поставляются в Европу. Там же изготавливают секции для башенных кранов, которые продаются в Россию и соседние страны, работает комплекс по восстановлению комплектующих, производят металлоконструкции, поставляемые на наши заводы в Австрию, Францию и Германию. Наконец, месяц назад в Кузбассе была открыта сборка больших горных самосвалов с последующим углублением производства деталей на месте — на территории, где применяется такая техника.

Все наши коллеги из Германии отмечают высокий уровень знаний и навыков российских производственников. Нередко бывает, что предложения партнеров и наших собственных сервисных служб в России приводят к конструктивным изменениям на головных предприятиях Liebherr в Европе.

Насколько могу судить, наши конкуренты тоже успешно идут по пути локализации.

Конечно, экономическая ситуация накладывает определенные ограничения. Есть сегменты и отрасли, где заказчики пока предпочитают покупать дешевую технику, — например, в строительстве нередко выбирают башенные краны производителей из дальневосточных стран. Однако российская экономика уже адаптировалась к постоянной турбулентности, после кризиса 2014 года ситуация постепенно выправляется. Например, ощущается высокий спрос на технику для строительства дорог, который на данный момент покрыт лишь частично.

В ключевых отраслях российской экономики — лесной промышленности, портах, нефтегазовой отрасли и горнодобывающей промышленности — заказчики сейчас готовы больше заплатить за качество.

За счет производительной, качественной и надежной техники они больше добывают и больше грузят, в итоге просто больше зарабатывают. В горнодобывающей промышленности в последние десять лет произошла революционная динамика, и многие предприятия находятся сегодня на уровне, который не хуже Европы, Австралии или США.

И еще один момент, который многие покупатели машин и крупной техники, мне кажется, уже научились учитывать и ценить, — сервис. Не секрет, что в России масса сложностей обусловлена расстояниями и климатом. При этом все равно нужно, чтобы сервис был на местах, реагировал молниеносно, чтобы машины не стояли. Ведь если большой кран в порту или большой экскаватор на горном предприятии не работает несколько дней или недель из-за отсутствия какой-то детали, это очень большие потери для заказчика. Поэтому мы в Liebherr гордимся разветвленной сервисной структурой: у нас очень много складов по всей территории страны с высоким запасом комплектующих на сумму более €70 млн. Но подобные вложения оправданны в ситуации, когда крупнейшие компании активно вкладываются в реиндустриализацию российской экономики.

Николай фон Зеела, генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд»