Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Главный лозунг сегодня — Digitize or Die»

Президент компании Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе — о перспективах инвестиций в российскую цифровую экономику.

Когда говорят, что для российской экономики снова наступило непонятное время, я обычно соглашаюсь. Работаю в России уже половину жизни, 25 лет. Видел кризисы 1998 и 2008 годов, наблюдал, что происходило в 2014-м. Прошлый год геополитически тоже был очень непростым.

Только подумаешь, что все наладилось, как происходит новый катаклизм. Исконно российская непредсказуемость пугает многие компании. Некоторые навсегда уходят с российского рынка. Но те, кто строит в России долгосрочные планы, неизменно выигрывает.

Убежден, что и нынешнее непростое время мы переживем.

Лично меня радует, что российские власти именно в это время поняли, что для дальнейшего роста экономика должна превращаться в цифровую. Мы много говорим об «Индустрии 4.0», Internet of Things и прочих подобных инструментах. Еще три-четыре года назад эти термины многими воспринимались как маркет-слоганы. Сейчас они — новая реальность. Правило номер один сегодня — это Digitize or Die.

Если компании не будут модернизироваться по мировым стандартам, они потеряют конкурентоспособность. Живя в Москве, пользуясь «умными» парковками, каршеринговыми приложениями, другими цифровыми инструментами, могу констатировать: Россия сейчас один из лидеров мировой цифровизации.

У истоков внедрения новых технологий стоят часто крупные компании. Мы сотрудничаем с «Сибуром», видим, что у руководства есть четкое понимание, куда двигаться и зачем оснащать свое производство революционными инструментами. Убежден, что их «Запсиб-2», который строится именно на цифровых началах, будет лидировать не только в России, но и в мире.

Есть и предприятия, и даже целые отрасли — например, частично предприятия государственной безопасности, которые не верят в цифровизацию или опасаются ее. Отчасти их можно понять. Те, кто стоит на страже государства, опасаются кибератак и больше всего обеспокоены вопросами безопасности. Однако цифровизацию нельзя игнорировать.

Цифровым суверенитетом озабочены и первые лица России. Принятый на днях закон о «суверенном Рунете», желание властей максимально локализовать то же программное обеспечение, выстроить виртуальную стену по границе с внешним миром — все это является своеобразным вызовом для компаний, подобных нашей.

Теперь задача: найти стратегию, которая, с одной стороны, поможет продвигать новейшие технологии, а с другой — делать это в рамках нынешних геополитических ограничений. Россию нельзя назвать здесь оригинальной. Если раньше самым модным трендом была глобализация, то сейчас я наблюдаю обратный тренд — локализацию, причем в мировом масштабе.

В последние годы этот процесс ускорился. Торговая война между США и Китаем, «дело Huawei», санкции в отношении одних стран, контрсанкции как реакция на них — все это делает крупные экономики локальными. Время, когда какая-то корпорация разработала в Кремниевой долине платформу и начала поставлять ее во все уголки планеты, наверное, уже прошло. Геополитический контекст заставляет государства — не только Россию, но и Китай, Бразилию, Индию, другие страны — быть осторожными.

«Главный лозунг сегодня — Digitize or Die»


Чем известна Schneider Electric

Компания Schneider Electric является разработчиком и поставщиком комплексных энергоэффективных решений для энергетики и инфраструктуры, промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, а также центров обработки данных. Компания работает более чем в ста странах мира. Оборот — около €26 млрд (2018). Более 142 тыс. сотрудников. В России на пяти заводах и в нескольких логистических и инженерных центрах компании в настоящий момент работают 8 тыс. сотрудников. Два центра НИОКР — в Сколково в области ПО для управления энергией и в Иннополисе (кибербезопасность и разработка промышленного ПО). Инвестиции компании в России с 2009 года составили более €1 млрд.


Мы всегда будем искать подход к рынку, соблюдать все нормы законодательства. Необходимо уметь приспосабливаться. В России мы довольно давно локализуемся, к примеру, в части аппаратного обеспечения. Собираемся продолжать выпуск тех же «умных” устройств, скажем, выключателей-автоматов, которых ждут наши клиенты. Когда речь идет о софте и новых требованиях к нему, у Schneider Electric есть «дорожные карты», с помощью которых мы намерены отыскать разумные решения именно для России.

В новом цифровом мире завод, фабрика, банк или большой магазин способны работать непрерывно, одновременно экономя миллионы. «Ашан», использующий повсеместно громадные системы обогрева и стационарные рефрижераторы, внедрив наши разработки, стал тратить на 20% меньше средств на отопление. А это огромные деньги в российских масштабах.

Те компании, которые понимают и уже внедряют такие цифровые решения, становятся больше, эффективнее и завоевывают рынок. Время консервативных и чересчур осторожных скоро закончится.

Для того чтобы использование современных решений нашими заказчиками было более эффективным и понятным, мы разработали EcoStruxure — многоуровневую цифровую архитектуру, которая позволяет модернизировать практически любое предприятие, от завода до банка или гипермаркета. Она дает возможность объединять в единое целое все умные устройства на предприятии, которые измеряют различные параметры, от температуры, давления и уровня вибраций до бизнес-процессов. Решение собирает и анализирует при помощи специальных приложений все данные. И если что-то идет не так, персонал немедленно получает информацию — и сразу может принять меры, не дожидаясь крупных неприятностей. В этом чуть ли не главное отличие современного цифрового предприятия от традиционного завода. Там аварии до сих пор приводят к параличу производства, а значит, к крупным финансовым потерям.

Об авторе
Йохан Вандерплаетсе Йохан Вандерплаетсе президент компании Schneider Electric в России и СНГ