«Интерес к российскому рынку с каждым годом только увеличивается»
Материалы выпуска
Полимерная стратегия Рынок «Интерес к российскому рынку с каждым годом только увеличивается» Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Интерес к российскому рынку с каждым годом только увеличивается»

​​​​​​​Об инновациях в химической отрасли и крупнотоннажном производстве РБК+ рассказал глава представительства Dow в России и странах СНГ Артур Ерицпохов.
Фото: Пресс-служба

— Какова роль глобальных химических компаний в решении экологических и прочих масштабных проблем, стоящих перед человечеством?

— Химия в современном мире играет ключевую роль. Ни один современный человек не может представить свою жизнь без простых потребностей, таких как свежие продукты питания, чистая питьевая вода, качественные медикаменты, комфортабельные автомобили, смартфоны, современные здания и экоориентированная инфраструктура в целом. Более того, на сегодняшний день остро стоит вопрос об экологических проблемах, связанных с жизнедеятельностью человека. Чтобы минимизировать этот след и увеличить срок эксплуатации продукции, многие компании реализуют программы, направленные на сохранение экологии. Так, например, в начале этого года Dow анонсировала свое участие в качестве соучредителя Альянса по борьбе с пластиковыми отходами (Alliance to End Plastic Waste). Ключевыми аспектами деятельности альянса станут инновационные технологии, развитие инфраструктуры для сбора и утилизации отходов, информирование общества и очистка мест наибольшего скопления пластикового мусора. Организация будет развивать и предлагать решения по вторичному использованию пластика в концепции экономики замкнутого цикла. Первоначальный объем инвестиций составил более $1 млрд, а в ближайшие пять лет планируется инвестировать $1,5 млрд в разработку и внедрение решений в области переработки и вторичного использования пластиковых отходов.

— Компания DowDuPont разделяется на три отдельные структуры. В чем смысл этих действий?

— Смысл в том, чтобы эти три новые независимые компании, которые создаются для более сфокусированных бизнес-направлений, занимали лидирующие позиции на рынке — каждая по своим отраслям. Так, деятельность компании Corteva Agriscience будет направлена на создание продукции для сельского хозяйства. Компания DuPont сосредоточится на производстве специальных продуктов. А наша компания, сохраняющая бренд Dow, будет специализироваться на наукоемких материалах — в частности, производить высокотехнологичные продукты для упаковочной индустрии, потребительских товаров, промышленности и инфраструктуры в целом.

— «Наукоемкие» — само по себе очень емкое слово. Давайте его расшифруем.

— Речь идет о том, что Dow объединила такие бизнес-подразделения, как «Пластики», «Химические материалы», «Решения для инфраструктуры», «Решения для потребительской отрасли» и др. К ним также добавился сегмент «Специальные материалы» из структуры компании DuPont. Таким образом, мы собрали обширный ассортимент полимерных материалов и других химических продуктов, а также оптимальных решений для наших партнеров и заказчиков, представляющих такие перспективные и быстрорастущие области применения, как инфраструктура, транспорт, упаковочная индустрия и потребительские товары.

Сегодня деятельность Dow направлена на углубленное развитие инновационных материалов в вышеперечисленных применениях. Как известно, мы являемся лидером по производству полиэтилена. Но несмотря на то, что полиэтилен является биржевым крупнотоннажным продуктом, наш бизнес в значительной степени заточен на его технологичное применение. Так, например, полиэтилен для производства пленки для пищевой упаковки, которая сохраняет свежесть продуктов питания и увеличивает сроки годности, а значит, дает возможность их транспортировки на дальние расстояния.

Другие наукоемкие направления компании — это решения для строительства и инфраструктуры. Речь идет о продуктах для разнообразных применений в таких сегментах как лакокрасочная индустрия, остекление фасадов зданий, кабельная промышленность, нефтегазовая отрасль и многие другие. Например, силиконовые клеи и герметики DOWSIL для структурного остекления фасадов зданий обеспечивают надежность конструкций более чем на полвека. Или есть такие особые материалы, как полиолефиновые фотоэлектрические эластомеры ENGAGE, — они используются в герметизирующих пленках для производства фотоэлектрических модулей. Очень перспективная сфера, учитывая рост востребованности солнечных батарей.

Одно из наших крупнотоннажных направлений — полиуретаны, которые имеют широчайший спектр применения, начиная с таких глубоко индустриальных, как термоизоляция газовых и нефтяных труб, и заканчивая применением для обувной и мебельной промышленности. Качественный поролон в сиденьях вашего автомобиля с большой степенью вероятности разработан и произведен благодаря технологиям Dow и, в частности, нашего совместно предприятия «Дау Изолан».

Начиная с основания компании в 1897 году Dow вывела на рынок немало прорывных разработок и изобретений. Dow позиционирует свою деятельность как фундаментальную платформу для дальнейшего развития химии и применения химических продуктов. Но во главе угла у нас всегда стоит человек — его удобство, комфорт и безопасность.

— Насколько Россия интересна мировым химическим концернам как рынок сбыта продукции? В частности, тех же пластиков?

— Мы присутствуем на российском рынке с 1974 года, и по сей день наш интерес только увеличивается. Россия — это огромный потребительский рынок, стремящийся войти в пятерку крупнейших экономик мира. В то же время насыщенность российского рынка, например по использованию пластиков, еще далека от среднеевропейской: потребление полиэтилена на душу населения примерно составляет менее 10 кг в год, что вдвое меньше, чем в среднем по Европе. И даже с учетом запускающихся мощностей российских производителей потребность в высокотехнологичных продуктах, отвечающих новым требованиям экологических норм, будет расти. Так что российский рынок — развивающийся, со всеми соответствующими возможностями и перспективами. За последние 20 лет мы успешно прошли несколько кризисных периодов, но никогда даже не допускали мысли о том, чтобы поменять нашу стратегию в России. Во время кризисов мы учились быть ближе к рынку, к нашим заказчикам и партнерам, принимать определенные меры по сохранению бизнеса и увеличению продаж. Таким образом, даже в периоды нестабильной экономики нам удавалось идти вперед.

Кроме того, стратегия развития различных регионов страны открывает новые перспективы роста. Например, российское правительство последнее время инвестирует в развитие инфраструктуры Дальнего Востока. А если вспомнить период подготовки к Олимпийским играм в Сочи-2014, то тогда произошло масштабное развитие всего Краснодарского края. В результате вся инфраструктура, которая была построена, — дороги, развязки, железные дороги, курортные объекты в горах — на сегодняшний день востребована и работает для человека.

— В Сочи широко использовались инновационные материалы, в том числе из пластика.

— Мы являемся Всемирным партнером Международного олимпийского комитета до 2020 года — договор с МОК был подписан на десять лет. Сочи-2014 была одной из пяти Олимпиад за этот период. Во время строительства объектов и развития инфраструктуры Сочи технологии и продукты Dow были очень востребованы. Тогда были успешно реализованы многие интересные проекты. Например, программа «Уверенное будущее», организованная компанией Dow, по сокращению более 520 тыс. т парниковых газов (в эквиваленте СО2), что превысило так называемый углеродный след, связанный с подготовкой и проведением Игр. Применение в строительстве наших материалов и решений позволило свести к минимуму воздействие выбросов CO2 в атмосферу. Данная оценка была проведена и подтверждена соответствующими профильными независимыми международными компаниями.

— Какие планы по развитию производства на территории России реализует компания?

— В России есть два локальных производства. Это совместное предприятие «Дау Изолан» в г. Владимире по производству полиуретановых систем для различных отраслей промышленности: от строительства (изоляция труб, сэндвич-панели, декоративная отделка, строительные пены) до автомобилестроения, мебели, подошв для обуви и бытовых приборов. И второе производство — завод в г. Раменском по выпуску полимерных дисперсий, также использующихся для различных применений, — от упаковочного скотча до архитектурных и промышленных покрытий.

Если говорить о совместном предприятии «Дау Изолан», то, например, в прошлом году компания и администрация Владимирской области вместе с администрацией города подписали Протокол об условиях осуществления инвестиций в увеличение производственно-складских мощностей ООО «Дау Изолан» в г. Владимире в размере 500 млн руб. (около $8 млн). Согласно указанному протоколу «Дау Изолан» проведет техническое переоснащение существующего производства для выпуска новых инновационных продуктов, а также построит новый производственно-складской корпус и логистическую инфраструктуру.

Мы также постоянно работаем над улучшением нашего производства в г. Раменском. Мы планируем осуществить проект по оптимизации производства, увеличению складских помещений и расширению линейки производимых товаров.

Как я уже говорил, год за годом компания Dow старается расширять свое присутствие и в странах СНГ. Так, например, в этом году мы открыли представительство в Минске (Республика Беларусь), что позволит нам быть ближе к нашим партнерам и заказчикам и быстрее реагировать на изменения и различные тенденции белорусского рынка.

Хочу подчеркнуть: компания Dow планирует работать и развиваться на рынке РФ вместе с нашими российскими партнерами. Мы здесь всерьез и надолго.