Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Цифровизация принципиально меняет ландшафт банковского сектора»

Председатель правления Связь-банка Александр Чернощекин — о новой фазе трансформации российской банковской системы в связи с цифровизацией бизнеса.

Российская банковская система находится на пороге очередной трансформации. Никогда бы не стал утверждать этого столь категорично, если бы не опыт последних месяцев, когда после получения Промсвязьбанком (ПСБ) госпакета акций Связь-банка вплотную занялся процессом его интеграции в структуру ПСБ. Кроме того, в условиях всеобщей самоизоляции и переводе большинства сотрудников на дистанционную работу как никогда стали актуальны цифровые сервисы. Процесс стремительно и одномоментно коснулся и организации самого функционирования банков, и продуктов с услугами, предлагаемых клиентам.

Это действительно интересный опыт, в том числе психологический. В период 2014–2018 годов нерыночные игроки ушли с рынка или переформатировались. Но значит ли, что на этом трансформация отечественного банковского сектора закончилась? Вовсе нет.

Начался этап развития, «мягкая трансформация» под влиянием внутренних, экономических причин, которая пойдет на пользу как российскому банковскому рынку в целом, так и клиентам.

Банковский бизнес в последние годы, как в России, так и в мире, претерпел ряд значительных изменений — в первую очередь в связи с внедрением цифровых технологий, развитием небанковских сервисов и экосистем. Можно, условно, назвать это «тотальной уберизацией» — термин, на мой взгляд, достаточно точный. Он означает, что с помощью цифровых технологий банки могут настраивать сервисы под индивидуальные потребности каждого конкретного клиента, более того — служить провайдерами широкого спектра услуг, в том числе нефинансовых, в режиме «одного окна». Крупные банки вкладывают в соответствующие проекты большие деньги, об этом много говорится, но мало кто задается вопросом, как данные процессы влияют на средние по величине финансовые организации. А влияют они, на самом деле, существенно.

Традиционно считалось, что некрупные банки более эффективно работают с предприятиями среднего бизнеса — гибко реагируют на запросы клиентов, уделяют им больше внимания, тогда как крупные игроки порой чисто физически не могут вникнуть во все проблемы среднего бизнеса, не говоря уже о малом.

Во многом это было справедливо.

Однако цифровизация принципиально меняет ландшафт банковского сектора, этот процесс стал еще более очевиден и стремителен в условиях карантина из-за пандемии.

Если раньше у крупных банков было, условно, пять-шесть тарифов для корпоративных клиентов, то теперь счет зачастую идет на десятки. И это только начало процесса. С моей точки зрения, в среднесрочной перспективе само понятие банковских тарифов попросту исчезнет. Системы big data, внедрение искусственного интеллекта позволят иметь миллионы тарифов — индивидуально под каждого клиента. Клиент сможет выбрать для себя набор опций, который и сложится в его индивидуальный тариф. Оказывать такую услугу смогут только крупные банки.

Универсальному банку среднего размера неизбежно придется играть на одном поле с крупными конкурентами. Большим кредитным организациям с продвинутыми ИТ-сервисами с технологиями big data проще сформировать под каждого клиента уникальные персонифицированные предложения.

Простой пример: несколько лет назад ПСБ ввел систему автоматического дистанционного одобрения кредитов для предприятий МСП. Как результат — кратный рост числа клиентов сектора буквально в течение года.

День сегодняшний полон новых вызовов. В ответ на них банк оперативно доработал условия по кредиту под ноль процентов для выплаты зарплаты сотрудникам компаний МСБ. Он также будет доступен и для клиентов Связь-банка.

Предпринимателям нравятся подобные подходы и возможности. Помимо широкой тарифной линейки у ПСБ существуют технологичные стандартные банковские сервисы, хорошо востребованные у клиентов: эквайринг, кэш-менеджмент для МСБ и корпоративных клиентов, а физлица получили продвинутые мобильный и интернет-банк, кэшбэки и бонусы по картам, интеграцию с различными платежными системами, широкую банкоматную сеть, поддерживаемую банками-партнерами. У клиентов также появился доступ к эксклюзивным для российского рынка сервисам ПСБ: онлайн-кредитование для МСБ, а также сопровождение и обслуживание гособоронзаказа.


Чем известен Связь-банк

ПАО АКБ «Связь-банк» основано в 1991 году. Участник системы обязательного страхования вкладов. Региональная сеть Связь-банка насчитывает 78 точек продаж в 53 регионах РФ. Ключевыми направлениями деятельности Связь-банка являются обслуживание юридических и физических лиц, организация долгового финансирования, международный бизнес: работа на международных финансовых рынках, торговое и структурное финансирование, внешние заимствования. В конце 2019 года Связь-банк вошел в состав банковской группы ПСБ в результате передачи более 99% акций Связь-банка от Российской Федерации. (допэмиссия акций ПСБ частично была оплачена акциями Связь-банка, принадлежащими РФ). В 2020 году рейтинговое агентство АКРА повысило кредитный рейтинг ПАО АКБ «Связь-банк» до уровня АА- (RU), прогноз — «позитивный».


Эффект от автоматизированных процессов поразительный. После решения о присоединении Связь-банка к ПСБ более 80% клиентов Связь-банка перешли на обслуживание в ПСБ, найдя для себя комфортный тариф.

И обратный пример. В Связь-банке были успешно реализованы некоторые технологические решения, которые вполне вероятно найдут свое применение в ПСБ, чем помогут банку снизить затраты на внедрение новых технологий, достаточно упомянуть комплекс автоматизированных банковских систем компании Центр финансовых технологий (ЦФТ). Он обеспечивает централизацию всех бэкофисных функций; интегрированный доступ к работе различных бэкофисов; доступ к единым, интегрированным, дистанционным каналам продаж в филиалах, отделениях; доступ к единой базе данных о клиентах с возможностью проведения всестороннего анализа этих данных. При слиянии банков этот высокотехнологичный сервис попробуем встроить в ИТ-систему ПСБ, а за счет экономии затрат выиграет как сам банк, так и его клиенты.

Перевести клиентов практически в полном объеме от Связь-банка в ПСБ поможет и уникальная «бесшовная» модель интеграции — юридическое и технологическое слияние произойдут единовременно. Для российского рынка это редкий случай.

Консолидация банковского сектора будет продолжаться в ближайшие несколько лет в силу того, что отдача на капитал в крупных банках выше, и банки без сильной бизнес-модели, без сильного бренда должны решать, как и в каком направлении развиваться.

Добавим к этому, что рентабельность российского банковского сектора до конца марта находилась на достаточно высоком уровне: средняя отдача на капитал была порядка 15% годовых, что само по себе свидетельствовало о привлекательности сегмента для инвестиций.

При этом наибольшую эффективность показывали именно крупные банки. На текущую рентабельность оказывает влияние, с одной стороны, продолжительность и глубина рецессии, а с другой — умение бизнеса приспособиться к предлагаемым обстоятельствам и скорость внедрения технологий.

Это делает практически неизбежным концентрацию в банковском секторе. И это естественный, положительный процесс. От него выигрывают все — и сами кредитные организации, и их акционеры, и клиенты, а в итоге повышается эффективность банковской отрасли. Которая, как известно, является «кровеносной системой» экономики страны и во многом определяет перспективы ее развития в целом.

Об авторе
 Александр Чернощекин Александр Чернощекин Председатель правления Связь-банка