Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«В сторону облачного гейминга сейчас смотрит весь глобальный ИТ-рынок»

Сооснователь и гендиректор игрового сервиса Loudplay Сергей Панферов — о том, почему технология облачных компьютеров и облачный гейминг могут стать инструментами мировой экспансии российского технологичного бизнеса.

Облачный компьютер — новый тренд в потреблении, а не просто еще одна удобная технология. Он позволяет любому пользователю не просто хорошо проводить время в сети, а делать это эффективно: играть с друзьями или работать с ресурсоемким программным обеспечением в любое время и в любом месте, независимо от материальной базы, которая такому пользователю доступна в данный момент.

Это возможно благодаря тому, что все вычисления начинают производиться в облаке с фактически неограниченной мощностью процессора, оперативной памяти, видеокарты и жесткого диска.

Сервисы Dropbox, iCloud и Google Drive уже приучили нас к тому, что можно хранить любой объем данных в облаке и получать к нему доступ по мере необходимости. Облачный компьютер значительно расширяет спектр возможностей.

Одна из сфер применения облачного компьютера — гейминг. Главная боль значительной части игроков — маломощный компьютер, который не позволяет играть в игры с высокой частотой кадров на настройках графики, рекомендованных разработчиками. Облачный гейминг решает такие проблемы, выдавая пользователю ресурс, с помощью которого играть можно даже в самый сложный с технической точки зрения action, стратегию или стрелялку.

По сути, мы даем доступ к игровому серверу, которым любой человек имеет возможность управлять со своего компьютера, а игровое изображение транслируется через интернет. При этом пользователю совершенно не обязательно тратить около 100 тыс. руб. на игровой компьютер.

Мощность того средства коммуникации, что уже есть у человека, будь то настольный компьютер, ноутбук или смартфон, используется только для обработки, декодирования и отображения входящего видеопотока.

Весь игровой процесс происходит в облаке. Можно физически присутствовать где угодно, скопировать ссылку, скинуть ее товарищу на телефон, который откроет ее одним кликом — и сразу погрузиться в игру.

Каждый геймер время от времени хочет приобрести новую игру. Сейчас для этого надо зайти в магазин специального контента, посмотреть видеоролики, картинки, почитать отзывы других пользователей.

Представьте ситуацию, когда вы заходите в такой магазин и тотчас же появляется окно, в котором интересующая игра уже запущена. В нее некоторое время можно поиграть и принять решение, покупать или нет.

Причем такая демонстрационная версия будет полноценной, с качественной графикой и всем игровым функционалом. Такое возможно только благодаря cloud gaming.

Технология облачного гейминга стала возможной в последние годы благодаря целому ряду прорывов. Во-первых, появилось доступное серверное оборудование адекватной стоимости, позволяющее запускать ресурсоемкие игры в облаке, чтобы при этом визуальное качество игры и ее производительность были такими же высокими, как на мощном настольном компьютере. Во-вторых, качество сетей передачи данных, которые транслируют видеопоток в режиме реального времени от сервера до конечного пользователя, за минувшие десять лет выросло в разы.

Судя по нашей корпоративной статистике, абсолютное большинство тех, кто уже пользуется облачным геймингом, находится в городах-миллионниках — Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону либо рядом с ними. Это объяснимо: сейчас проходимости такой сети в среднем хватает на 2–2,5 тыс. км вокруг одного сервера. При большем расстоянии начинают играть роль задержки передачи данных, оказывающие существенное влияние на качество услуги.

Сервис Loudplay начал разрабатываться пять лет назад. В 2017 году мы запустили коммерческий продукт на рынке СНГ. В настоящий момент им регулярно или эпизодически пользуются, по нашим оценкам, около 200 тыс. человек в России, странах СНГ и Восточной Европы. Потенциал для роста огромен: из 50 млн геймеров только на пространстве бывшего СССР до 80% пользователей не могут играть в новые игры на максимальных графических настройках только потому, что им не хватает мощности личного компьютера. В нынешний период самоизоляции объем постоянно активной аудитории у нас увеличился более чем в два раза.

Чем известна компания Loudplay

Основана в 2015 году в России как стартап в сфере облачного гейминга. После ряда проектов с международными телеком-операторами и компаниями для более эффективной работы с зарубежными партнерами бизнес был переструктурирован, а штаб-квартира переведена в Ирландию. При этом команда разработчиков, R&D, инженеры, маркетинг и техподдержка остались в России. У компании сейчас два офиса — в Москве и в Иннополисе (Татарстан), в которых работает около 30 сотрудников.

Loudplay — компания в первую очередь технологическая. В последние пять лет много работаем над улучшением собственной технологии, есть позитивная обратная связь с конечными пользователями российского сегмента этого рынка. Но успех облачного гейминга зависит не только от собственных программных решений, а и от качества телекоммуникационной инфраструктуры.

Поэтому мы в своей стратегии развития стараемся тесно взаимодействовать с крупными операторами связи. Из российских телеком-гигантов, кто однозначно хотел бы быть провайдером сервиса, а не просто «трубой» для трафика, выделю «МегаФон». О коммерческом и технологическом партнерстве с этим оператором мы договорились в феврале.

Есть совместный проект с МТС на медиаплатформе Wasd.TV. Ведутся переговоры и с остальными операторами «большой четверки». Интересно наблюдать, как отношение корпораций к облачному геймингу трансформируется со временем.

В настоящий момент за рубежом для Loudplay есть три глобальных региона притяжения: Европа, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Во всех случаях драйверами роста бизнеса является активное внедрение сетей 5G, и именно в этих частях мира телеком-операторы активнее всего продвигают такие технологии. В новых интересных продуктах нуждаются и сами операторы. Многие хотят не на словах показать, как при помощи высокоскоростных мобильных сетей можно стабильно передавать качественный видеопоток и привлекать за счет этого новых клиентов. Именно в лице телеком-компаний в настоящий момент мы видим своих основных партнеров, с которыми уместно запускать пилотные проекты на других рынках.

Не могу сказать, что мировой рынок облачного гейминга уже поделен и вход на него новых участников, в том числе из России, как-то затруднен или даже закрыт полностью из-за сильной конкурентной борьбы или экономических санкций. Наоборот, транснациональные ИТ-корпорации пока не сумели воспользоваться всеми потенциальными возможностями.

В ноябре прошлого года в США и Западной Европе Google запустил проект Stadia — облачный игровой потоковый сервис, ранее известный как Project Stream. Не возьмусь утверждать, что этот запуск стал успешным, поскольку компания не учла разные возможности сетей передачи данных в этих странах и разнообразие пользовательских устройств, которые в общей массе далеко не всегда способны быстро обрабатывать очень интенсивный видеопоток. В этих недочетах мы видим конкурентное преимущество, поскольку собственную платформу всегда адаптируем к пользовательским нуждам в режиме реального времени, ориентируясь на конкретные отзывы.

Если говорить о кооперации с зарубежными компаниями, выделю два примера. Это совместный проект с Huawei: два года назад Loudplay стал первым в России коммерческим клиентом Huawei Cloud, а уже в 2019 году мы превратились в стратегического партнера компании на пространстве СНГ, в Европе и на Ближнем Востоке. Ну а ключевым партнером сегодня мы считаем Nvidia, ведущего мирового производителя графических карт серверного типа. По факту мы сотрудничаем почти пять лет, и в самом начале именно они дали нашему проекту право тестировать новые продукты.

В апреле 2020 года нашим соинвестором и партнером по бизнесу стал Николай Никифоров, бывший министр связи и массовых коммуникаций РФ. Сделка была закрыта с его компанией Diginavis. Мы поняли, что одинаково сильно верим в перспективы рынка, а также в потенциал нашей команды на международной арене.

Имея уже сейчас растущий и полностью российский продукт в облачном гейминге, реально конкурирующий с решениями международных ИТ-гигантов, мы готовы к его масштабированию.

В планах также запуск новых продуктов с концепцией «Облачный компьютер» на базе технологической платформы Loudplay, но уже для решения бизнес-задач.

Об авторе
Сергей Панферов Сергей Панферов Сооснователь и генеральный директор игрового сервиса Loudplay