Франшиза против кризиса
Материалы выпуска
Франшиза против кризиса Решения Онлайн-защита от «черных лебедей»* Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Франшиза против кризиса

Рынок франчайзинга демонстрирует положительную динамику, несмотря на кризис, и привлекает новые категории предпринимателей.
Фото: pexels.com

По данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), подготовленного Высшей школой менеджмента СПбГУ совместно со Сбербанком, в 2019 году индекс людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями в России оказался на рекордном уровне — почти 10% населения. Весной 2020 года пандемия ударила по этому сегменту сильнее всего. «Коронакризис» затронул до 67% индивидуальных предпринимателей, малых, средних и крупных предприятий в России, следует из доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В этой ситуации участники франчайзинговых сетей пострадали в меньшей степени, констатируют отраслевые эксперты.

Худшие ожидания не оправдались

По данным каталога франшиз franshiza.ru, рынок франчайзинга в России растет год от года. За 2019 количество франшиз выросло на 16% до 2,6 тыс. За 2018 год рынок показал рекордный рост на 19%. Лидером предпочтений предпринимателей в начале года являлась сфера услуг (46%). Среди наиболее популярных видов услуг аналитики портала называют детское образование, спорт, красоту и здоровье, IT.

Второе место по популярности среди франшиз до карантина занимало общественное питание (25%, в основном фаст-фуд), далее — франшизы непродовольственной розницы (23%, в основном одежда, товары для дома и косметика) и продовольственная розница (4%). Как отметил исполнительный вице-президент Российской Ассоциации франчайзинга (РАФ), Юрий Михайличенко, до карантина набирали обороты небольшие форматы, такие как «кофе to go» или ресторанный формат fast casual, предлагающий быстрое обслуживание и качественную еду, фирменные продуктовые «магазины у дома».

Юрий Михайличенко (Российская Ассоциация франчайзинга)

Согласно недавнему опросу РАФ, за время карантина количество действующих объектов общепита сократилось, однако во всех остальных отраслях выросло. В среднем рост по всем компаниям составил 8%. «Это сильно отличается в лучшую сторону по сравнению с оценками ряда экспертов в середине апреля, ожидавших сокращения на 15% по рынку в целом и на 30% по отдельным отраслям, таким как непродовольственная розница (большое количество точек не работало из-за закрытых торговых центров)», — подчеркнул Юрий Михайличенко. Он заметил, что, например, популярное среди франшиз дополнительное образование в период пандемии быстро и результативно перестроилось на удаленную работу. Хорошо показали себя также франшизы доставки и медицинских лабораторий.: «С начала года мы наблюдаем стабильный рост запросов от потенциальных франчайзи-партнеров и прогнозируем еще больший рост рынка франчайзинга после кризиса», — отмечает заместитель генерального директора Лабораторной службы Хеликс Дарья Горякина. По ее словам, это связано с тем, что в кризис закрываются мелкие клиники и лаборатории, пациентопоток переходит к крупным игрокам, более стабильным и устойчивым.

Дарья Горякина (Лабораторная служба Хеликс)

Предприниматели, соответственно, тоже предпочитают начинать бизнес «под крылом» старшего партнера. По наблюдениям Дарьи Горякиной, рынок медицинских услуг всегда переживал кризисы с наименьшими потерями: «Пандемия и самоизоляция, конечно, также как и на всех, сказались на медицинском рынке не лучшим образом, однако уже сейчас мы видим восстановление спроса на услуги лабораторной диагностики».

Возврат к базовым потребностям

«Спрос на франшизы отражает потребительский спрос: в стабильные времена люди думают об образовании, покупках, развлечениях. Пандемия вернула спрос к удовлетворению первостепенных вопросов: медицина, продукты питания. Кроме того, на первый план вышли технологичные франшизы, которые меньше всего пострадали от закрытия офф-лайн бизнеса», — отмечает основатель каталога франшиз franshiza.ru Нина Семина. По ее словам, сейчас наблюдается высокий спрос на продуктовые магазины, магазины алкогольной продукции, медицинские франшизы — аптеки, лаборатории и клиники, IT-услуги, услуги доставки, пункты выдачи, ремонт (в т.ч. автосервисы), микрозаймы, банкротство, фаст-фуд с доставкой. В частности, спрос на франшизы магазинов продуктов увеличился на четверть, на аптеки в три раза.

Нина Семина (franshiza.ru)

Данные от крупных франчайзинговых сетей подтверждают слова экспертов. «После традиционного январского затишья и периода неопределенности, вызванного эпидемией и последовавшим карантином, начиная с конца апреля пошел поток заявок. Рост по отношению к прошлому году составил около 50%. Отдельно нужно отметить, что много стало поступать заявок из Москвы», — говорит генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги» Алексей Баулин.

Алексей Баулин ("Улыбка радуги")

Некторые из новых запросов потребителей возникли как реакция на пандемию COVID-19. В частности, коронавирус стимулировал повышение спроса на лабораторные исследования, отмечает Дарья Горякина.

«Уже сейчас мы видим восстановление спроса на услуги лабораторной диагностики. Действует отложенный спрос: клиенты, которые не сдавали анализы во время самоизоляции, сейчас активно проходят исследования. Кроме этого, в условиях пандемии ряд исследований стал обязательным для постоянного мониторинга здоровья: тестирование на COVID-19 и антитела к нему. Хеликс начал выполнять данные исследования первым в стране и это очень хорошо сказалось на узнаваемости бренда по всей России», — рассказывает Дарья Горякина.

«Уже сейчас мы видим восстановление спроса на услуги лабораторной диагностики. Действует отложенный спрос: клиенты, которые не сдавали анализы во время самоизоляции, сейчас активно проходят исследования. Кроме этого, в условиях пандемии ряд исследований стал обязательным для постоянного мониторинга здоровья: тестирование на COVID-19 и антитела к нему. Хеликс начал выполнять данные исследования первым в стране и это очень хорошо сказалось на узнаваемости бренда по всей России».

Новые лица

Как отметил Юрий Михайличенко, к традиционным предпринимателям, которые выступали в качестве франчайзи в 2019 году, в 2020 добавились предприниматели, чей бизнес в условиях пандемии пошатнулся или прекратил свое существование, арендодатели, потерявшие своих арендаторов и «белые воротнички», попавшие под сокращение.

«Обычно к нам обращаются либо действующие предприниматели, либо инвесторы, которые хотят получить в собственность реальный бизнес. Больше стало обращений от владельцев аналогичных розничных сетей дрогери, но меньших по масштабу», — говорит Алексей Баулин. «В этом году значительная часть заявок идет от владельцев помещений и собственников ТЦ, которым стало трудно, а иногда и невозможно, найти арендаторов на свои помещения», — добавил глава сети.

Интерес со стороны инвесторов, которые приходят из других отраслей подтверждает и Дарья Горякина. « Для медицинского бизнеса по франчайзингу не требуется медицинское образование. Франшизу может купить любой человек, имеющий инвестиции в необходимом объеме, опыт организации бизнеса или руководства людьми и, самое главное — желание организовать бизнес на основе лучших клиентских практик, поддерживать высокие стандарты бренда и приносить пользу людям в своем городе», — отмечает она.

Нина Семина обращает внимание также на изменения в возрастной структуре покупателей франшиз. Самый большой отток среди потенциальных инвесторов наблюдался в возрастной категории 25-34 года. Тем не менее, предприниматели этой категории пока наиболее активны — почти 40% всех потенциальных франчайзи. В то же время, серьезный прирост за последние три месяца произошел в категории 55+, доля которой достигла 8%. «Это зрелые люди, которые внимательно изучают информацию, открываются, как правило, на собственные накопленные средства и рассматривают открытие франшизы как альтернативу наемному труду», — подчеркивает Нина Семина.

Проверка кризисом

В периоды экономической нестабильности интерес к франшизам растет. По словам Нины Семиной, это связано с тем, что такая бизнес-модель дает возможность минимизировать риски, объем инвестиций и сроки открытия нового бизнеса. Кроме того, это возможность присоединиться к компании, которая смогла адаптировать свой бизнес к нестабильной экономической ситуации.

Помимо апробированной бизнес модели, франчайзер привлекает партнеров условиями сотрудничества. «Мы предлагаем гибкую ценовую политику паушального взноса, роялти-каникулы четыре месяца, полугодовой льготный период на систему взаиморасчетов при открытии точки, а также ряд мотивационных программ, позволяющих франчайзи улучшить свои условия при открытии последующих точек и наращивании оборота. Например, улучшение системы взаиморасчетов в пользу партнера и рекламный бюджет, выделяемый головной компанией», — перечисляет условия для партнеров Дарья Горякина.

Также головные компании предлагают партнерам консалтинговую поддержку. В Хеликс это Школа франчайзи-партнеров для собственников и управляющих бизнеса на этапе подписания контракта и индивидуальное сопровождение бизнеса партнера в процессе работы точек. «Улыбка радуги» проводит начальное обучение директоров магазинов, а также передает специализированное программное обеспечение для ежедневных операций и анализа результатов работы, оказывает непрерывное сопровождение партнерских магазинов и помощь в организации локальных акций для увеличения известности магазина.

О некоторых принципиальных изменениях в модели взаимодействия с франчайзинговыми партнерами говорит и Алексей Баулин. «Общая тенденция последнего времени — либерализация условий для новых франчази. Так, за последний год мы снизили требования к бюджету открытия магазина — сейчас это 4 млн рублей, за счет размещения магазина на меньших площадях, снижения товарного запаса при открытии и расширения базы поставщиков оборудования. Кроме того, мы нашли возможность для франчайзи использовать часть уже имеющегося у него торгового оборудования. Кроме того, нашим партнерам доступна оценка места, чтобы снизить риск открытия магазина в «неторговом месте», подбор ценового сегмента товаров и ассортимента по ожидаемому локальному спросу и конкуренции», — рассказывает об основных изменениях Алексей Баулин.

«Общая тенденция последнего времени — либерализация условий для новых франчази. Так, за последний год мы снизили требования к бюджету открытия магазина — сейчас это 4 млн рублей, за счет размещения магазина на меньших площадях, снижения товарного запаса при открытии и расширения базы поставщиков оборудования. Кроме того, мы нашли возможность для франчайзи использовать часть уже имеющегося у него торгового оборудования».

В дальнейшем, по прогнозам Российской Ассоциации франчайзинга, количество предприятий, работающих по франшизе, будет динамично расти, несмотря на сложную экономическую ситуацию. В 2021 году ассоциация ожидает рост на 20-25%, а в ближайшие 10 лет — утроения этого сегмента рынка. По оценкам РАФ, он достигнет 200 тыс. объектов и в нем будет занято до 4 млн человек. «На сегодня в России только 1,5% от всех МСП работают по франшизе, для сравнения на развитом рынке США каждый восьмой бизнес (12,5%) работает по франшизе — всего более 900 тыс предприятий и 18 млн. занятых», — заключил Юрий Михайличенко.