Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Главный вызов пандемии — необходимость быстро реагировать на ситуацию»

Директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев — о том, какая цифровая трансформация нужна российским школам и вузам.

В 2019 году стартовал национальный проект «Образование», реализация которого рассчитана до 2024 года. В нем десять подразделов, образующих федеральные проекты. Ключевые, на мой взгляд, — «Современная школа», «Учитель будущего» и, конечно, «Цифровая образовательная среда».

Развитие цифровых сервисов и внедрение новых технологических решений в образовательных учреждениях во многом определяет эффективность дистанционного обучения, а также дает возможность комфортного безопасного возвращения учащихся и преподавателей в школы и вузы с началом нового учебного года.

Дистанционное обучение невозможно представить без единой платформы, которая позволяет преподавателю проводить занятия для большого числа учащихся, в том числе из разных городов и даже регионов.

С помощью такой программной платформы можно не только вести занятия в режиме онлайн, но и записывать лекции, структурировать их по темам. Широкое распространение получили интерактивные доски — многие школы и университеты в крупных городах уже активно их используют, постепенно спрос появляется и со стороны небольших учебных заведений. Данное решение позволяет работать всей аудитории с единой доской, на которую участники занятия могут выводить информацию со своих персональных устройств, делать заметки, вносить правки, отправлять скриншоты и многое другое. Процесс обучения становится более наглядным, повышается уровень вовлеченности всех участников, создается эффект присутствия.

Важный момент, с которым мы все столкнулись с началом режима самоизоляции, — необходимость проверки присутствия учащихся в онлайн-«классе», их идентификации, так как преподавателю важно знать, что по ту сторону монитора находится именно его ученик, а не кто-то из родителей или репетитор.

Это ведет нас к вопросу о важности внедрения биометрических решений для распознавания как учащихся, так и преподавателей. В условиях дистанционного обучения это возможно делать с помощью камеры ноутбука или телефона — изображение передается на сервер, где происходит обработка и верификация данных.

Еще одно направление для использования технологий распознавания лиц — контроль и управление физическим доступом в здание и на территорию учебного заведения.

Технология распознавания лиц позволяет заменить магнитные карты или бумажные пропуска, которые легко потерять или передать другому человеку. Биометрическая идентификация исключает такие случаи и обеспечивает более высокий уровень безопасности объекта и защиту от проникновения посторонних лиц.

Наглядный пример из образовательной сферы: в прошлом году филиал нашей компании в Узбекистане вместе с министерством образования этой страны запустили масштабный проект, в рамках которого абитуриенты перед сдачей вступительных экзаменов проходили процедуру биометрической идентификации для исключения возможности подмены, мошенничества. Пилот прошел успешно, мы продолжаем его масштабировать: если в прошлом году система была рассчитана на 1,1 млн абитуриентов, то в 2020 году были закуплены дополнительные серверные мощности, и теперь наше решение работает с базой на 1,4 млн абитуриентов.

Пока такие системы имеют массовый спрос среди университетов — в первую очередь для преподавателей и учета рабочего времени. Это требует соблюдения требований ряда законодательных актов, в частности получения согласия на обработку персональных данных. Что касается школ, то в этом случае процесс немного сложнее, так как для использования технологии распознавания лиц в отношении несовершеннолетних требуется согласие их родителей или законных представителей.

Именно поэтому подобные системы пока не находят повсеместного применения, однако постепенно сфера образования меняется, происходит цифровая трансформация. Бороться с ней — это все равно что сражаться с ветряными мельницами, как Дон Кихот. Многие из нас пользуются функцией разблокировки телефона по отпечатку пальца или с помощью лица, клиенты банков постепенно переходят на биометрические технологии для подтверждения личности. Взять ту же электронную почту — вся наша переписка и личные данные хранятся у провайдера услуги. Главный вопрос — сохранность персональных данных, за которую отвечает владелец системы на объекте или провайдер сервиса, если речь идет об облачных решениях и удаленных серверах.

С учетом пандемии коронавирусной инфекции нельзя не упомянуть технологии для дистанционного измерения температуры. Это едва ли не главный тренд года. Существующие тепловизионные решения позволяют одновременно тестировать до 30 человек менее чем за одну секунду.

Никакой сотрудник с электронным или инфракрасным термометром с подобной задачей не справится, особенно на объектах с большой проходимостью людей — крупные университеты, школы в больших городах. Если в марте, апреле и мае — во время режима самоизоляции и дистанционного обучения — образовательные учреждения занимали выжидающую позицию, то после того как правительство РФ объявило о старте нового учебного года в очном формате, в августе именно университеты и школы стали основным нашим заказчиком тепловизионных решений.

Нам часто задают вопрос: как можно использовать термографические терминалы и камеры после завершения пандемии, чтобы это не стало разовой инвестицией. Ответ достаточно прост: повышенная температура — это не обязательно симптом COVID-19. Взять хотя бы сезонные эпидемии гриппа или ОРВИ, которые тормозят учебный процесс. Использование цифровых решений для своевременного выявления заболевших позволяет защитить здоровье окружающих людей. В начале пандемии тепловизоры начали активно закупать объекты промышленности, где остановка производственной линии стоит значительно дороже, чем оборудование безопасности. В данном случае образовательные учреждения мало чем отличаются от промышленных объектов: чем больше людей, тем выше риски для здоровья.

Поэтому даже после завершения пандемии коронавирусной инфекции тепловизионные системы останутся востребованным решением для обеспечения непрерывного и эффективного процесса образования.

Не стоит забывать и о требовании соблюдения масочного режима в общественных местах. Такие решения тоже существуют, в частности мы предлагаем заказчикам многофункциональное решение, которое одновременно измеряет температуру и проверяет наличие маски. Например, в нашем московском офисе действует система контроля доступа с трехфакторной аутентификацией: проверка прав доступа по лицу, наличия защитной маски на лице и проверка температуры. Подобные решения уже использует ряд крупных вузов в России, где возросла активность абитуриентов.

Главный вызов пандемии — необходимость быстро реагировать на изменения ситуации. Это выявило еще один тренд со стороны заказчиков, в том числе образовательных учреждений — комплексные решения, что подразумевает минимальные требования к интеграции со сторонними системами и позволяет быстрее внедрить решение на объекте.

Если говорить про крупные объекты, то большой спрос появился на построение ситуационных центров, которые централизованно собирают и обрабатывают данные с десятков и сотен устройств, будь то камеры, терминалы доступа или другие системы.

Штаб-квартира компании Hikvision
Штаб-квартира компании Hikvision (Фото: пресс-служба)


Чем известна Hikvision 

Компания-производитель инновационных продуктов и систем безопасности, основанных на технологиях глубокого обучения искусственной нейронной сети и облачного анализа. Продуктовый портфель включает системы интеллектуального видеомониторинга и видеоаналитики, СКУД, охранную сигнализацию, решения для хранения данных, промышленной автоматизации, робототехники. Продукция Hikvision используется более чем в 150 странах мира.


Об авторе
Антон Голубев Антон Голубев Директор департамента управления проектами компании Hikvision Russia