Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Медицина идет на поправку

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Как проходит возвращение пациентов после запрета на оказание плановой медпомощи и что изменилось в работе частных клиник.

Рынок медицинских услуг Петербурга восстанавливается после практически трехмесячного запрета на оказание плановой помощи пациентам. Резкое снижение пациентопотока в апреле-июне компенсировалось таким же резким его ростом в августе-сентябре, и отложенный спрос на медицинские услуги не удовлетворен до сих пор, отмечают участники рынка. Наиболее востребованы врачи узких специальностей.

Три месяца без врачей

Получение плановой медицинской помощи в Петербурге было ограниченно почти три месяца. Постановлением городского Управления Роспотребнадзора от 23 марта 2020 года были временно отменены посещения врачей для плановых консультаций, а также все визиты к докторам, связанные с диспансеризацией, вакцинацией и реабилитацией. Врачи имели право оказывать плановые услуги только в тех случаях, когда отсрочка могла привести к резкому ухудшению здоровья пациента и для выдачи рецептов на покупку жизненно важных препаратов.

Столь длительный перерыв, безусловно, сказался на здоровье петербуржцев, и в первую очередь под ударом оказались пациенты с хроническими заболеваниями. «Это миф, что человек с хроническим заболеванием может подождать, не получать какое-то время медицинской помощи. Наоборот, хронические пациенты нуждаются в постоянной медицинской помощи, ведь малейшее ухудшение, оставшееся без внимания, может привести к тяжелым последствиям для такого человека», — говорит генеральный директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.

По данным Росстата, в январе — июле в стране умерли свыше 1,1 млн человек, это на 58 тыс. человек больше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом число смертей, ассоциированных с Covid-19 напрямую или произошедших на фоне этой инфекции, составило 36 тыс. человек, или 67% от числа дополнительно умерших, отмечает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Объясняя причины дополнительной, не связанной с новой коронавирусной инфекцией, смертности, Гузель Улумбекова напоминает, что в число главных факторов, влияющих на здоровье людей, входят уровень их доходов, образ жизни и доступность медицинской помощи. «Соответственно, причинами дополнительных смертей могли стать снижение доступности помощи по плановым показаниям, почти четырехмесячная социальная изоляция граждан, а также падение уровня доходов населения», — отмечает Гузель Улумбекова.

Очередь к доктору

После отмены запрета на оказание плановой помощи клиники сначала стали фиксировать медленное, но постоянное увеличение потока пациентов, всплеск которого пришелся на первые декады августа — начало сентября. Реализация отложенного спроса идет по всем направлениям, некоторые клиники даже сталкиваются с трудностями в обработке повышенного количества звонков и онлайн-обращений пациентов, отмечает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.

Наиболее востребованы сегодня врачи узких специальностей: кардиологи, неврологи, эндокринологи, гинекологи, офтальмологи, говорят участники рынка. «Сегодня в нашей клинике вся запись к неврологам, кардиологам, эндокринологам полностью закрыта на три дня вперед», — говорит генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24» Евгений Федоров. В числе востребованных у пациентов медицинских услуг он также отмечает услуги функциональной диагностики — ультразвуковые исследования, исследования состояния желудочно-кишечного тракта.

«После снятия ограничений я могу отметить так называемый «отложенный спрос» на услуги офтальмологов. Во-первых, увеличился поток пожилых пациентов — их было значительно меньше в период пандемии. Во-вторых, мы снова стали делать операции — во время эпидемии плановые вмешательства были запрещены. И наконец, люди, которые откладывали свои проблемы, после снятия ограничений обратились за лечением», — поясняет врач-офтальмолог холдинга «СМ-Клиника» Владимир Агеев.

Пока резкого увеличения запросов на консультации ЛОР-специалистов нет, но это временная ситуация, уверены эксперты. Скоро наступит традиционный осенне-зимний период сезонных заболеваний, в который очень востребованы отоларингологи, терапевты и повышается интерес к различным профильным диагностическим процедурам, прогнозирует Евгений Федоров.

В разные периоды преобладают те или иные ЛОР-заболевания, соответственно и востребованность конкретных процедур определяется сезоном. «В летнее время медики чаще всего занимаются лечением наружных отитов, ангин, серных пробок, а с наступлением холодов лечат острые респираторные заболевания, их осложнения, а также обострения хронических синуситов, тонзиллитов. Это и различные промывания, пункции, хирургические операции, физиотерапевтическое лечение. Например, пик хирургических операций приходится на осень, зиму. В этот период люди решаются на септопластику — коррекцию искривления носовой перегородки, удаление аденоидов, миндалин», — отмечает отоларинголог холдинга СМ-Клиника Мария Мишкорез.

Осторожность — норма жизни

На востребованность медицинских услуг также влияет ситуация общей неопределенности. «Люди не совсем понимают, чего ждать от будущего, СМИ постоянно говорят о второй волне эпидемии и готовящихся новых ограничениях. В такой обстановке люди пытаются обследоваться впрок, что также влияет на рост пациентопотока в клиниках», — делится наблюдениями Евгений Федоров.

О высоком спросе говорят и компании, занимающиеся лабораторной диагностикой. «Безусловно, пандемия внесла корректировки в жизнь людей, но структурно наши продажи тестов не изменились. Люди продолжают болеть, готовиться к плановым операциям. Единственное, в пандемию появился новый тест на антитела к коронавирусу, и теперь он так же пользуется спросом у пациентов», — говорит генеральный директор ООО «Инвитро — Северо-Запад» Елена Чернер.

Те, кто уже переболел новой коронавирусной инфекцией, обращаются за консультациями к пульмонологам, чтобы быть уверенными, что восстановление после болезни проходит хорошо, добавляют эксперты.

Пандемия изменила поведение пациентов, люди стали более настороженно относиться к соблюдению эпидемиологических рекомендаций — соблюдению социальной дистанции, использованию средств индивидуальной защиты, санитарной обработке, единодушны врачи и эксперты. Клиники также перестроились под эти требования и осваиваются в новой реальности. «Соблюдается социальная дистанция, пациент приходит в клинику только после предварительной записи по телефону. Термометрия на входе, маски-перчатки для пациентов, врачей и сотрудников, санитарная обработка поверхностей и дезары в каждом помещении — это новый стандарт нашей работы», — перечисляет Евгений Федоров.

Такие меры предосторожности оправданы и необходимы, уверен Сергей Ануфриев. «Сейчас, когда нужно было бы избегать лишней концентрации людей в лечебных учреждениях, наоборот, происходит их наплыв. Это неблагоприятно с точки зрения распространения ОРВИ и COVID-19», — указывает он.

Другое следствие пандемии — еще более тщательный выбор клиники по соотношению цена — качество, связанный со снижением платежеспособности населения. И, хотя подавляющее большинство клиник не повышали цены на свои услуги в течение последних месяцев, пациенты стремятся сэкономить. «С одной стороны, люди стали более внимательно относиться к своему здоровью, а с другой — стали еще тщательнее мониторить и сравнивать цены. Особенно это видно в сегменте детской медицины. Родители по-прежнему стараются выбрать для своего ребенка платные клиники с хорошей репутацией, но в свете общего сокращения доходов подыскивают более приемлемый по цене вариант», — отмечает Александр Солонин.

Выйти в ноль

Трехмесячный запрет на оказание плановой медицинской помощи поставил многие клиники в трудное положение, и понятно, что не все организации с ним справятся. По оценкам Сергея Ануфриева, уже разорились и ушли с рынка до 20% от общего количества петербургских частных клиник. В первую очередь это небольшие несетевые медицинские организации, занимавшие площади 200-300 м2 и обслуживавшие отдельные микрорайоны Петербурга. Также в сложном положении оказались клиники, специализирующиеся на педиатрии, пластической хирургии, небольшие стоматологические кабинеты, перечисляет Сергей Ануфриев.

Крупные игроки рынка рассчитывают «отыграть» весенние потери до конца года. «По итогам апреля у нас было отставание от показателей прошлого года на 65-67%, но уже по итогам августа оно составляет 11% у одного филиала и 17% у другого. За три месяца полноценной работы за счет реализации отложенного спроса и при условии неповышения цен отставание удалось сократить в пять раз», — говорит Евгений Федоров. По его прогнозам, 2020 год сеть «Медпомощь 24» закончит «в ноль или в слабом плюсе, в 5-6%».

Сейчас петербургские клиники в среднем отстают от прошлогодних показателей на 10-15%, согласен Александр Солонин. Он уверен, что рынок частных медицинских услуг к концу года восстановится как минимум до прошлогодних показателей, а драйвером этого процесса станет накопленный за три весенних месяца ограничений отложенный спрос и прогнозируемый сезонный рост количества обращений в частные клиники.

Люди начинают более внимательно относиться к своему здоровью, более ответственно подходят к вопросу заботы о нем, подчеркивает Елена Чернер. «Это означает, что спрос на услуги качественной медицины и лабораторной диагностики будет только расти», –полагает она. В ситуации же, когда большая доля имеющихся у государства финансовых средств будет направлена осенью этого года на оказание помощи пациентам с COVID-19, на другие виды помощи их останется значительно меньше, указывает Гузель Улумбекова. И, вероятно, при невозможности получения «бесплатной» медицинской помощи у пациентов не останется другого выбора, кроме как обращаться за необходимыми услугами в частные клиники.

Евгений Федоров, генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24»:

Медицина идет на поправку

«Пандемия напомнила нам, какой должна быть система организации процесса оказания медицинских услуг внутри клиники. Никакие ограничения не сняты, мы живем в новой реальности, внутренний эпидемиологический режим организации не изменился. Соблюдается социальная дистанция, пациент приходит в клинику только после предварительной записи по телефону. Термометрия на входе, маски-перчатки для пациентов, врачей и сотрудников, санитарная обработка поверхностей и дезары в каждом помещении — это новый стандарт нашей работы».

Мария Мишкорез, оториноларинголог холдинга «СМ-Клиника»:

Медицина идет на поправку

«Осень, а особенно в Санкт-Петербурге — наиболее загруженный период для врачей-отоларингологов, что связано с традиционным сезонным всплеском острых респираторных заболеваний. Большинство изначально здоровых людей перенесут их легко. Повышенные риски усугубления состояния есть у людей с хроническими ЛОР-заболеваниями и/или снижением иммунной системы. К счастью, все больше пациентов понимают, что профилактика заболеваний значительно проще, дешевле и безопаснее, чем лечение уже возникшей проблемы».

Денис Дрянов, травматолог-ортопед группы клиник MedClub:

Медицина идет на поправку

«Во время «домашнего» пережидания эпидемии многие накопили новые заболевания в связи с отсутствием должной физической активности. Это, в том числе, привело к отложенному спросу. Сейчас мы видим увеличение количества пациентов. Большинство приходит с жалобами на боли в крупных суставах. При этом болезни суставов «молодеют». Если раньше артроз развивался после 45 лет, то сегодня от него страдают уже в возрасте 25-30 лет. Ранняя диагностика заболеваний позволяет нам помочь пациенту консервативными методиками и избежать эндопротезирования сустава».

Экспертиза «Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы»
Скачать Содержание
Закрыть