#14 Образование, 18 декабря 2020
Инструменты , Весь мир ,  
0 

Бизнес становится альтернативой найму выпускников

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Предпринимательские навыки дадут студентам больше возможностей для трудоустройства и карьеры.

Каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений, или 1,2 млн человек, не работают по специальности, по данным Росстата на 2019 год.

В текущих условиях найти работу выпускникам становится все сложнее. Согласно данным Международной организации труда на апрель 2020 года, последствия экономического кризиса уже ощутили 3,3 млрд человек, при этом сокращение рабочих часов составило 6,7%, что эквивалентно потере работы для 230 млн человек.

Во время кризиса появляется большое количество вынужденных предпринимателей, отмечает сооснователь Carprice.ru, венчурный инвестор Эдуард Гуринович: «Это люди, которых где-то сократили, уволили, они потеряли часть доходов, они вынуждены что-то делать, и часть из них становятся предпринимателями».

Предпринимательство не только вынужденная, но и более эффективная альтернатива, в том числе для выпускников, которые не смогли устроиться на работу по найму, уверен член Генсовета «Деловой России» Алексей Порошин: «С учетом пандемии открывается огромное количество новых ниш». Предпринимательство сейчас будет расти, уверен он.

Бизнес-кафедра 

Предпринимательские навыки существенно расширяют возможности профессиональной самореализации выпускников, снижают их зависимость от состояния рынка труда по выбранной специальности, а также позволяют достаточно быстро начать самостоятельную финансово независимую от родителей жизнь, считает ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева. Все выпускники высшей школы должны обладать этими навыками хотя бы на базовом уровне, уверена она.

Поэтому вуз стремится разрабатывать и реализовывать такие образовательные программы, которые позволят обучающимся рассматривать предпринимательскую деятельность как достойную альтернативу трудоустройства.

В РЭУ имени Г.В. Плеханова предпринимательство культивируется на всех уровнях образовательного процесса, рассказал врио ректора Иван Лобанов. Во-первых, предпринимательство как дисциплина должно войти во все образовательные программы, во-вторых, оно вводится как метод обучения — студенты имеют возможность получить навыки предпринимательства через учебные задания, проекты и практики. В-третьих, университет продвигает и поддерживает предпринимательскую культуру, которая характеризуется инновационностью, социальной ответственностью, лидерством, готовностью принять на себя риск новых видов деятельности.

Студенты примерно 20 базовых кафедр университета могут участвовать в решении реальных проблем бизнеса совместно с различными компаниями, бизнес- и госструктурами, учебными и научными организациями.

При этом вести междисциплинарные курсы предпринимательства в вузах должны не преподаватели, а выпускники, которые уже занимаются бизнесом, отмечает ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский: «Так они смогут передать свой опыт».

Воронка для молодых 

Стимулировать привлечение студентов московских вузов к предпринимательству будет образовательный проект Sprint UP, о старте которого объявил руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. «Sprint UP — это продолжение нашей программы по развитию молодежного предпринимательства. Проект направлен на вовлечение молодых в эту сферу и на развитие у них предпринимательских компетенций. Важно, чтобы молодой человек знал, что нужно делать, чтобы заняться бизнесом, какие здесь риски, и какая ответственность. Нужна информированность и подготовленность, чтобы вновь созданный бизнес не попал в число тех, которые быстро закрылись, не рассчитав свои возможности», — рассказал глава департамента.

Это масштабный курс по предпринимательству — участие в нем примут 10 тыс. студентов московских вузов и колледжей. Самые активные участники, которых выделят эксперты, получат возможность презентовать свои проекты и привлечь в качестве партнеров опытных предпринимателей.

Всего предполагается четыре потока, участие в которых уже принимают студенты более чем 90 вузов Москвы. По результатам первых двух наборов наиболее активными стали НИТУ «МИСиС», Московский политех, РУДН, РГСУ, РУТ, МИФИ, РГАУ имени Тимирязева, МЭИ, МТУСИ.

Ведущие московские вузы активно поддержали проект. Это очень своевременная инициатива, полагает ректор РУДН Олег Ястребов: «Развитие предпринимательских навыков со студенческих лет необходимо, именно в эти годы ребята определяют для себя направление и путь, по которому будут идти дальше, в том числе к открытию собственного дела. Уверен, что студенты самых разных специальностей с большим вниманием отнесутся к этой истории».

Войти в топ 

Для самих университетов участие в образовательном проекте Sprint UР открывает возможность роста репутационного капитала: по итогам проекта правительство Москвы на основе участия и результатов студентов составит рейтинг предпринимательской активности вузов. Топ-5 московских вузов будет сформирован сразу после окончания курса и публикован на сайте Mos.ru

Бонусом для лучших участников станет участие в образовательных программах фондов развития предпринимательства, участие без отборочного тура во флагманских проектах АНО «Россия — страна возможностей», гранты от федерального агентства по делам молодежи и возможность стажировки по программам «Москва без турникетов», «Бизнес уикенд», отмечают организаторы проекта.

По словам директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС, генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова, президентская платформа «Россия — страна возможностей» реализует 26 различных проектов в области предпринимательского образования. 16 из них представлены как раз студенческой аудиторией. Самые крупные — студенческая многопрофильная олимпиада «Я — профессионал», молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», творческий фестиваль «Российская студенческая весна», проект «Профстажировка 2.0», российская национальная премия «Студент года», проект «Время карьеры». Также с этого года студенты могут принимать участие в конкурсе для начинающих молодых предпринимателей «Мой первый бизнес».

Участие в проекте Sprint UP и в конкурсах платформы «Россия — страна возможностей», по словам Алексея Комиссарова, поможет молодежи не только выиграть призы и получить необходимые знания, но главное — запустить работающий бизнес-проект, качественный и востребованный.

Стартап вместо диплома 

Проектный подход к обучению позволил выпускникам профильных факультетов ведущих вузов, связанных с предпринимательством и менеджментом, вместо дипломной работы защищать стартап-проекты, которые впоследствии можно воплотить в жизнь в бизнес-инкубаторах, говорит проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов.

По словам Елены Катаевой, с прошлого года на базе МГТУ «Станкин», например, открыт преакселератор «Технологическое предпринимательство», в рамках которого студенты готовят свои технологические проекты с целью дальнейшей коммерциализации. Начиная с этого учебного года, студенты одного из направлений подготовки в рамках дисциплины «Проектная деятельность» разрабатывают технологические предпринимательские проекты.

Вузы, особенно технологические, уже являются «бизнес-песочницами» для прогрессивных инженеров и технологических предпринимателей, которые могут разрабатывать новые технологии или материалы еще в студенческие годы, отмечает Алексей Фурсин: «Следующий шаг — это уже технопарки, где они могут открыть свое производство».

По данным исследования «Оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и акселераторов», проведенного в 2017 году совместно Российской венчурной компанией», НИУ ВШЭ и шведской исследовательской группой Ubi Global, в стране действует по меньшей мере 59 университетских бизнес-инкубатора, в основном сконцентрированных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Самаре, их средний возраст составляет семь лет. При этом средний годовой доход бизнес-инкубатора составляет чуть больше $250 тыс., ежегодно к ним обращается 181 стартап. За последние пять лет каждый из них в среднем сгенерировал 376 рабочих мест, что выше среднемировых показателей (309 рабочих мест).

Решения «Культуру предпринимательства нужно прививать со школьного возраста»
Содержание
Закрыть