«Мы перешли на инновационный формат трудовых отношений»
Экспертиза
0
Диана Гринис

«Мы перешли на инновационный формат трудовых отношений»

Директор по работе с персоналом ГК «ВТБ Лизинг» Диана Гринис — о том, каким будет рабочее пространство будущего.

Большинство компаний заговорили о смене целевых ориентиров, в том числе и в вопросах управления персоналом, с началом коронакризиса. Однако для крупных корпораций инновационный подход к работе с персоналом вышел на стратегический уровень и без внешних раздражителей.

Фраза «цифровая трансформация» все последние годы применялась прежде всего в отношении бизнес-процессов, банковских операций, финансовых продуктов, сопровождения клиентов и т.п.

В этом году явным трендом стала цифровизация взаимоотношений между персоналом и компанией. Особенно сейчас, когда подписан закон, регламентирующий удаленную работу, обострилась потребность в инструментах организации дистанционного труда, причем не «на коленке», а всерьез и надолго.

Штат «ВТБ Лизинг» ежегодно увеличивается примерно на 150 человек. Именно за счет диджитализации многих процессов компания может себе позволить рост численности бизнеса без расширения штата поддерживающих подразделений.

В HR одна из основных целей цифровизации — автоматизировать стандартные операции, где не требуется профессиональная экспертиза. Эксперты перестают тратить эффективное рабочее время на рутинные операции и могут сосредоточиться на том, что требует живого участия, анализа, вариативности, и на том, что еще долго нельзя будет доверить роботу.

Мы уже перевели на взаимодействие в электронном формате больничные листы, в процессе — переход от привычных трудовых книжек на цифровые. Возможность получить справки, расчетные листки, копию трудовой книжки, выбрать и заказать программу медицинского страхования и многое другое — все это доступно в личных кабинетах сотрудников, а также в значительной степени автоматизирован функционал управления персоналом в личном кабинете руководителя. Цифровые технологии позволили оптимизировать на сегодняшний день более 60% рутинных кадровых операций.

Автоматизация процессов активно развивается также в обучении персонала и в инструментах мотивации. Сейчас любой наш сотрудник имеет возможность сформировать запрос на обучение или участие во внешнем мероприятии в личном кабинете. Там же ему будут доступны данные о размере премирования в разрезе периодов. В этом году стартовал проект включения VR-технологий в обучение продающих подразделений, где коллеги совершенствуют свои навыки и оттачивают мастерство.

География поиска новых сотрудников теперь может быть ограничена лишь техническими возможностями самого соискателя. Свои обязанности можно успешно выполнять, физически находясь в другом городе, регионе, стране и даже на другом конце света. Необходим лишь качественный интернет-канал, обеспечивающий удаленный доступ в корпоративную сеть, налаженная аудио— и видеосвязь — для возможности управления задачами в дистанционном формате при помощи автоматизированных решений. Важен результат, а не место, где ты присутствуешь!

События этого года стимулировали активное внедрение новых подходов в управлении персоналом, в частности, проектов, связанных с развитием дистанционного формата работы, именуемого на рынке как «мобильный» или «гибкий» офис. То, что раньше казалось экзотикой, конкурентным преимуществом ряда технологических гигантов, сейчас воспринимается как совершенно гармоничный способ организации рабочего процесса. Иногда — как, например, этой весной — наличие в компании такого инструмента оказывается залогом успешного непрерывного функционирования бизнеса.

В этом году мы запустили пилотный этап стратегического проекта «Мобильный офис», который задумывался как концепция развития еще в 2018 году. Это комплекс решений в области управления персоналом, ИТ-инфраструктуры и кибербезопасности, архитектуры офисного пространства, которые позволяют сотрудникам работать эффективно вне зависимости от формата исполнения трудовых обязанностей.

Концепция мобильного офиса предполагает три формата работы: «офис», «дом-офис» и «дом» в зависимости от должностных обязанностей сотрудника. Те сотрудники, чей функционал связан с представительскими функциями и бумажным документооборотом, продолжат работу в привычном формате. Смешанный формат подойдет тем, кто посещает офис только для встреч, групповых проектов и решения вопросов, требующих личного присутствия. Формат «дом» применим к тем сотрудникам, чей функционал может быть полностью цифровым.

На этапе пилота в проекте примут участие около 300 коллег с различными функциональными обязанностями, так как нам важно понять, насколько эффективны все три типа занятости как для клиентских подразделений, так и для подразделений поддержки и контроля.

По опросам сотрудников ГК «ВТБ Лизинг», переход на мобильный офис позитивно влияет на вовлеченность персонала и отвечает запросам современного поколения, является важным фактором, влияющим на выбор компании при трудоустройстве. Из положительных моментов удаленки 93% сотрудников выделяют экономию времени на дорогу, а 65% — значительное сокращение затрат на транспорт, питание на работе, офисный стиль одежды и т.д.

Наряду с монетарными инструментами мотивации персонала одним из актуальных HR-трендов становится внимание компании к Well-being программам удержания и лояльности сотрудников, которые предполагают создание для персонала комфортного баланса между рабочим и личным, здоровым образом жизни, личностным ростом и психологическим благополучием.

С учетом перехода на дистанционный формат работы, исполнение служебных обязанностей и личная жизнь часто просто неотделимы друг от друга, и немало людей испытывают дискомфорт от таких изменений. Участие работодателя в создании такого баланса и его поддержании не только модная тенденция, но и разумная инициатива с целью сохранения ресурсного состояния персонала. Программы поддержки морального и физического состояния сотрудников являются важной частью корпоративной культуры нашей группы.

Сейчас на рынок труда выходит новое поколение, чьи ценности и мотивация отличаются от принятых текущих подходов работодателей. Уровень компенсации, конечно, по-прежнему важен, однако кандидаты, имея равнозначные предложения, внимательно смотрят на инструменты нематериальной мотивации, предлагаемые работодателем: социальное обеспечение, наличие программ лояльности и повышения вовлеченности персонала, программы корпоративного обучения, возможности профессионального и личного развития, а также проекты, направленные на развитие ЗОЖ и экологичного отношения к окружающей среде. Решение, присоединиться к компании или нет, принимается после оценки совокупности этих факторов.

Пандемия особенно остро подсветила необходимость сделать важный акцент на социальную защищенность персонала и членов семей, которую Группа ВТБ в полной мере реализует, будучи ответственным и социально ориентированным работодателем.

Многие процессы, переведенные в онлайн, как раз и были направлены в том числе на защиту сотрудников и наших клиентов, партнеров в условиях пандемии. Одним из подтверждений этому может служить тот факт, что в первую волну коронавируса заболевших среди наших сотрудников и партнеров было минимальное количество. А с учетом размаха географического присутствия и сложности бизнес-процессов, связанных с имущественной составляющей, задача и качественная проработка таких вопросов имеет стратегическое значение.


Чем известна «ВТБ Лизинг»

Одна из крупнейших лизинговых компаний России, входит в периметр корпоративно-инвестиционного бизнеса Группы ВТБ. Основана в июне 2002 года. Офисы расположены в 60 городах России, есть дочерние компании в странах СНГ и международных локациях. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», стабильно входит в топ-3 лизинговых компаний России. 

Об экспертах
Диана Гринис Директор по работе с персоналом ГК «ВТБ Лизинг»