Люди как новый акцент корпоративной социальной ответственности
Материалы выпуска
Люди как новый акцент корпоративной социальной ответственности Решения «Опыт показывает, что рынок красоты быстро восстанавливается» Компетенция
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Люди как новый акцент корпоративной социальной ответственности

В 2020 году ресурсы государств, общества и корпораций были брошены на борьбу с пандемией. Это сместило акценты корпоративной социальной ответственности (КСО): сегодня в приоритете — социальные и экологические проекты.
Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

В последний год внимание мирового сообщества было приковано к борьбе с пандемией. Это отразилось на тенденциях в сфере КСО.

«Компании тратили беспрецедентное количество средств, времени и энергии, а также мобилизовали сотрудников-волонтеров, чтобы адекватно ответить на вызов коронавируса», — говорит директор благотворительного фонда развития филантропии КАФ Мария Черток.

Пандемические настроения

Официальных оценок объема средств, потраченных бизнесом на борьбу с пандемией, пока нет. Но только в России речь идет о миллиардах рублей. Так, промышленник Олег Дерипаска построил несколько инфекционных госпиталей в Иркутской, Свердловской областях и Республике Хакасия. Российский завод L'Oréal всего за две недели переоборудовал одну из производственных линий под выпуск геля-санитайзера, весь объем которого безвозмездно передавался органам здравоохранения Калужской области, где расположен завод. Многие крупные компании заявляли миллиардные суммы поддержки в связи с пандемией — среди них «Альфа-Групп» и предприятия Владимира Потанина. «Бизнес занялся героической и совершенно не свойственной ему функцией финансирования борьбы с пандемией, во многом дополняя и иногда подменяя государство и муниципалитеты», — считает Мария Черток.

Средства в России, как и во всем мире, направлялись на испытания вакцин, обеспечение сотрудников и населения средствами индивидуальной защиты и поддержку медиков.

Нестандартная ситуация породила новые подходы к КСО по всему миру. Компании и некоммерческие организации (НКО) объединялись, создавали совместные фонды быстрого реагирования, которые оперативно и профессионально реагировали на вызовы пандемии. «Помимо борьбы с распространением коронавируса и поддержки уязвимых категорий граждан в рамках КСО усилилось направление помощи малому и среднему бизнесу», — отмечает директор практики услуг по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России Елена Дубовицкая.

По мнению партнера и руководителя группы по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte Ивана Кухнина, в первую очередь речь идет о перераспределении средств, а не об изменении объемов финансирования программ КСО: «В период пандемии многим компаниям пришлось скорректировать стратегию устойчивого развития». По словам Марии Черток, объем частных и корпоративных пожертвований в НКО, резко сократившийся в начале пандемии, затем восстановился и по некоторым направлениям даже увеличился: «Коллапса НКО, несмотря на все опасения, не произошло».

Волонтерская активность

По словам экспертов, волонтерская активность в прошлом году тоже не сократилась. В ситуации, когда нет лишних средств на КСО, волонтеры стали тем самым ресурсом, который можно мобилизовать для помощи обществу. В пандемию число добровольцев и волонтерских проектов возросло, подтверждают в «Сбере». Волонтерское движение в компании ежегодно прирастает не менее чем на 20%, и на сегодня, по данным пресс-службы «Сбера», составляет более 10 тыс. активных волонтеров. На специальной платформе корпоративные добровольцы могут размещать проекты, находить единомышленников и обмениваться опытом.

Весь кризисный 2020 год волонтерская активность развивалась и приобретала новые формы: некоторые добровольцы собирали нуждающимся продуктовые наборы, другие — развозили врачей. Многие компании в прошлом году проводили акции по сбору пожертвований сотрудников на антипандемические цели, некоторые при этом удваивали пожертвования.

Компании стимулировали добровольческую инициативу не только среди сотрудников, но и среди клиентов. «Яндекс Go» внедрила возможность округления счета за услуги такси до суммы, кратной 10 руб. (например, с 251 руб. до 260). Разница между оплатой и стоимостью поездки направляется на благотворительность — оплату такси для маломобильных детей и взрослых. До конца 2020 года компания удваивала поступившие пожертвования. За счет объемов бизнеса эти средства выглядят значительными.

Отдельное внимание в 2020 году компании уделяли физическому, психологическому и финансовому благополучию сотрудников и обеспечению безопасных условий труда. «Под влиянием пандемии увеличился рабочий день, появились дополнительные сложности выстраивания границ работы и личной жизни», — отмечает Иван Кухнин. По словам Елены Дубовицкой, компании предпринимали усилия для поддержки сотрудников в условиях изоляции и нового формата работы: помимо обеспечения медицинской помощи открывали линии психологической поддержки, проводили тренинги против выгорания, предоставляли дополнительные дни отдыха. Большинство (80%) из примерно 9 тыс. участников глобального исследования Deloitte в 2020 году определили благополучие сотрудников как очень важный фактор успеха компании.

Тренд на заботу о сотрудниках в 2021 году сохраняется и усиливается, считает Иван Кухнин: «Мы ожидаем, что принцип «люди в первую очередь» будет все больше превалировать в бизнес-ментальности».

Экологический вызов

Еще одним из важнейших направлений КСО в прошлом году стала тема изменения климата. По словам Ивана Кухнина, у многих компаний появились цели по углеродной нейтральности: «Это связано с нарастающими проблемами в данной сфере, а также с повышением требований к компаниям со стороны инвесторов и регуляторов». Как отмечает Мария Черток, параллельно с пандемией происходили экологические катастрофы, которые не позволили компаниям расслабиться в отношении экологических инициатив.

Например, компания L'Oréal заявила, что к 2030 году будет получать 95% ингредиентов косметических средств из возобновляемых растительных источников, распространенных минералов или в результате рециркуляции, при этом 100% формул будут безопасны для водной среды. «Сегодня защита природы является абсолютной необходимостью, а в связи с пандемией COVID-19 спрос на полезные для здоровья и экологичные косметические средства возрос», — комментируют решение в компании. Уже к 2020 году 80% сырья, используемого косметической группой, стало легко биоразлагаемым, 59% — возобновляемым, 34% — натуральным или природного происхождения. 29% ингредиентов в составе продуктов разработаны в соответствии с принципами «зеленой» химии.

Кроме того, во время пандемии заметно усилилось внимание людей к собственному здоровью. Многие стали тщательнее следить за состоянием организма, двигательной активностью, потребляемыми продуктами и средствами ухода. В связи с этим L'Oréal усилила анонсированную еще в 2019 году политику прозрачности, создав специализированный сайт о составе своей продукции. На нем собраны простые и понятные описания более тысячи ингредиентов, в том числе тех, которые вызывают наибольшее количество споров, — парабенов, сульфатов, силиконов, феноксиэтанола, талька, солнцезащитных средств. О каждом ингредиенте добавлен подробный рассказ с описанием, данными о происхождении, полезных свойствах, возникающих вопросах, фактах и обязательствах.

Большое внимание притягивают экологические инициативы по сокращению вредных выбросов и карбонового следа. «Это завязано на экономику бизнесов, на возможность внешнеэкономической деятельности, — говорит Мария Черток. — Россия, будучи включенной в глобальную экономику, просто не может не участвовать в происходящих глобальных процессах, поскольку это становится слишком дорого и невыгодно. Фактически происходит изменение бизнес-модели многих компаний».

Сейчас происходит именно то, о чем раньше только говорили, — корпоративная социальная ответственность глубоко интегрируется в бизнес.