Решения , Весь мир ,  
0 

Власти субъектов РФ развивают цифровое управление

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
Центры управления регионами должны обеспечить решение актуальных проблем российских территорий и снизить напряженность на местах.

Пандемия увеличила число писем граждан в различные органы власти. Так, по данным управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, число обращений к главе государства в июне 2020 года увеличилось на 40,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, а летом 2021 года — на 26,5%. Причем 45% запросов относятся к проблемам регионального и муниципального уровней.

Платформы для управления

В декабре прошлого года во всех регионах были запущены центры управления регионом (ЦУРы), призванные в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг, планирование и исполнение управленческих решений. В нацпрограмме «Цифровая экономика РФ» на создание ЦУРов выделено 23,1 млрд руб.

ЦУРы мониторят социально-экономическое развитие каждого региона и осуществляют контроль за достижением целевых показателей деятельности территориальных органов власти. Например, в Московской области (МО), где в 2019 году был создан первый такой центр, в ЦУРе работают 12 профильных блоков по таким направлениям, как медицина, образование, социальная защита, ЖКХ, экология, бизнес и другие. Каждый блок отрабатывает проблемы и предложения по своей тематике — это более 80 тыс. обращений в месяц. Всего за 2020 год подмосковный ЦУР обработал 1,1 млн обращений.

Сообщения поступают в ЦУР в том числе через официальный портал «Добродел», рассказал министр государственного управления, информационных технологий и связи МО Максим Рымар. Еженедельно к порталу присоединяются по 6 тыс. жителей, а общее число пользователей уже достигло почти 2 млн. Глава региона еженедельно на оперативном совещании рассматривает топ проблемных вопросов по данным подмосковного ЦУРа, отмечают в правительстве МО.

В ЖКХ, например, для усиления контроля за уборкой и вывозом отходов было оцифровано 62 тыс. контейнерных площадок и внедрена система, которая отслеживает вывоз мусора по графику, что позволило снизить количество соответствующих обращений в два раза. В целом сроки рассмотрения жалоб жителей региона сократились с 30 дней до восьми рабочих дней, по срочным вопросам — до одного рабочего дня, рассказал Максим Рымар.

ЦУР должен стать «цифровым двойником» региона, который позволит прогнозировать развитие событий, делать подсказки, как не допускать проблем, и предлагать пути их решения, говорят в правительстве Московской области.

Развитие интеллектуальных информационно-аналитических систем на базе ситуационных центров глав регионов создаст механизм поддержки принятия управленческих решений и повысит их эффективность на федеральном уровне, считает директор практики «Безопасный город» компании AT Consulting (входит в «Лигу цифровой экономики») Антон Долгоновский: «Объекты накопленного вреда, большие несанкционированные свалки, например, требуют инструментов государственного целевого планирования».

Комплексный подход к цифровизации государственного, регионального и муниципального управления повысит качество жизни в стране, уверен он.

Механизм обратной связи

Основная функция ЦУРов — работа с населением, говорит директор по комплексным продажам ИТ-компании «Крок» Дмитрий Антонюк. Своевременная реакция на запросы общества и возможность контролировать процессы непосредственно влияют на эмоциональный фон населения, отмечает эксперт.

ЦУРы, например, оснащены современными средствами оперативной коммуникации, в том числе с удаленными территориями, например с оперативными штабами, управляющими кризисными ситуациями на объектах, поясняет первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «Это снижает административные барьеры и позволяет принимать взвешенные решения, подкрепляя их ресурсным обеспечением».

Интеграция с другими информационными системами и ведомствами сделает инструмент управления территориями еще более эффективным, полагает Дмитрий Антонюк. По его словам, дело за административным решением, в то время как с технической точки зрения особых проблем возникнуть не должно.

Однако, по мнению Олега Головко, посыл федерального центра о создании ЦУРов каждый субъект трактовал по-своему, и в результате от региона к региону под аббревиатурой ЦУР оказались абсолютно разные решения — от аналитической платформы до хорошо технически оснащенного помещение для коллегиального принятия решений. Поэтому пока с учетом неравномерности реализации ЦУРов по стране и различий в его понимании говорить об эффективности внедрения этого инструмента преждевременно, считает Олег Головко.

Для достижения эффектов ЦУРов необходимо устранять региональный разрыв, в том числе в уровне цифровизации госфункций, согласен Антон Долгоновский.

Скачать Содержание
Закрыть