Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Биллинг позволяет бизнесу масштабироваться»

Генеральный директор Forward Telecom Сергей Сапрыкин — о важности внедрения систем тарификации услуг и автоматизации продаж.

Все коммерческие компании продают товары или услуги. Если покупателей у компании немного — например, она отгружает свою продукцию нескольким крупным поставщикам, учет можно вести «вручную» — формировать цену, счет или договор. Но при росте числа пользователей или возникновении сложной тарификации неизменно возникает вопрос о необходимости применения биллинга — автоматизированной системы расчетов.

На b2b-рынке проблемы с учетом начинаются, как правило, уже с 200–300 клиентами, в b2c-секторе — при наборе от 1 тыс. клиентов. Без систем автоматизации учета компании не могут правильно считать и начинают «зашиваться».

Речь о сложной ИТ-системе с множеством моделей, блоков, резервированием, которая автоматизирует процесс, при этом обеспечивая бизнесу требуемую гибкость.

Исторически биллинговые системы сопряжены с операторами связи, но сфера использования биллинга быстро расширяется. Им уже пользуются финтех, облачные сервисы и обычные розничные магазины, развивающие доставку и работу в онлайне. Например, магазин автомобильных шин может предоставлять по программе лояльности помощь на дороге.

При этом современная биллинговая система — это не только «расчет», но и настройка бизнес-процессов, маркетинговые инструменты, продуктовый каталог, хранение информации о клиентах и их предпочтениях, платформа для работы с партнерами и многое другое. Например, система Forward Telecom может включать до 15 различных компонентов, покрывающих до 90% потребностей бизнеса.

Для пользователя биллинговых услуг весьма удобна пакетная модель — когда поставщик решений объединит нужные ему услуги в одну, сделав их дешевле, чем потребление по отдельным сервисам. Поставщику, в свою очередь, эта модель сулит лояльность клиента и возможность «допродать» ему в пакете менее востребованные услуги.

Так, в телекоме речь идет о пакетах из нескольких услуг — например 300 минут разговоров, 50 сообщений и 5 гигабайт трафика, скажем, за 300 руб. в месяц. Оператор в этой схеме хочет завернуть максимум маржинальных услуг в одну оболочку. Современный биллинговый инструментарий позволяет сделать это удобным образом и для операторов, и для их клиентов. Следующим шагом развития такой модели выступает возможность для конечного потребителя самому собрать пакет услуг, выбрав, скажем, нужное количество минут или объем интернет-трафика. Такая возможность реализована у многих наших клиентов, в том числе у одного из крупнейших виртуальных мобильных операторов, где мы обсчитываем подобный пакет «на лету». Но схема вскоре придет и в другой бизнес, например в банковский: потребители будут самостоятельно управлять финансовыми услугами, собирая для себя настраиваемый пакет.

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia

Между тем многим менеджерам компаний до сих пор непонятно, зачем нужен биллинг за пределами того же телекома. Объясним на примере, скажем, издательства, продающего книги онлайн. Такие компании начинают внедрять цифровые витрины или оборудовать paywall, стараясь предоставить клиентам максимально удобный сервис, приходят к внедрению подписок, продавая, скажем, за 1 тыс. руб. базовый ежемесячный пакет доступа к своей электронной библиотеке и какому-то одному расширенному курсу.

Недавнее исследование McKinsey показало, что бизнес, который начал использовать подобные гибридные подписные модели в 2018–2021 годах, рос в три раза быстрее индекса S&P 500.

При этом у таких компаний увеличился не только средний чек, но и спрос на продукты, выросла лояльность клиента. В общем, биллинг позволяет бизнесу масштабироваться.

Многие компании, поняв это, пытаются расшириться на основе собственного биллинга. Но практически везде виден потолок, в который они упираются при масштабировании. Ведь принцип любых «домашних» биллинговых разработок довольно лоскутный: когда появляются новые функции, программисты спешно что-то дописывают. «Дописок» хватает лишь до определенного этапа, пока, скажем, не происходит взрывного роста числа пользователей или компании не сталкиваются с необходимостью объединять предложения в пакеты с партнерами. Например, к книжному издательству приходит сервис обучения английскому языку и предлагает сделать совместную подписку с тремя включенными в общий пакет занятиями.

К подобным коллаборациям «домашние» биллинги, как правило, не готовы: программисты не могут быстро запускать новые модели тарификации. Приходится все время добавлять код, а из-за лоскутной «сшивки» это может вызвать деградацию сайта головной компании и привести к разрушению каких-то работавших ранее сервисов.

При определенном масштабе компании понимают и осознают необходимость разделения тарификации и, скажем, онлайн-витрины. В этом случае их ИТ-система становится более устойчивой, а качество оказываемых услуг повышается.

Решения Forward Telecom позволяют конечному пользователю на лету собрать пакет услуг, оценить его стоимость, а при нажатии кнопки «купить» — списать или зарезервировать деньги с кошелька в личном кабинете и дать команду на предоставление услуги. Наш софт также способен продвигать cross sale, советуя докупить какие-то услуги или поменять пакет на более выгодный. Наконец, мы тарифицируем, списываем, принимаем платежи, делаем покрытие платежей, поставляем счета, формируем закрывающие документы для b2b-рынка, можем коммуницировать с конечным клиентом через средства автоматизации — приложения, личные кабинеты, телеграм-боты — и допродавать сервисы. Это история выходит за рамки тарификации в сторону автоматизации продажи, управления и помощи клиенту в выборе услуг.

Не стоит забывать и о возможном приходе в Россию международных компаний, которые начинают теснить локальных игроков. Например, условных «Google Книг», с которыми приходится конкурировать тем же издательствам. Тут компании быстро понимают, что надо менять модель взаимодействия с потребителем, «привязывать» их к себе, делая более лояльными во избежание потери доли рынка. Советуем заранее начинать трансформировать бизнес. Практика использования подписных моделей показала, что на них абоненты держатся гораздо дольше, чем на разовых нерегулярных платежах, от которых легче отказаться в пользу более оборотистого конкурента.

Конкуренция на российском рынке из-за появления цифровых сервисов вообще резко усилилась практически по всем направлениям. «Классический» бизнес все чаще становится лишь подрядчиком для современных цифровых компаний. Именно поэтому многие представители «классического» бизнеса экстренно запускают свои сервисы и начинают конкурировать в новом пространстве. Становятся необходимы современные ИТ-решения для цифровой трансформации. Они есть, вопрос в том, готовы вы к такой трансформации или нет.

Чем известна Forward Telecom

Компания-разработчик промышленного программного обеспечения. Основана в 2005 году. Специализируется на создании бизнес-систем, в том числе биллинга, BPM, CRM, PRM, Product Catalog, WFM, SCD, selfcare, Online Charging System, DMP, а также их вариаций в виде облачных решений. Среди клиентов компании — МТС, «Билайн», Ivi, «Ростелеком», «Тинькофф», Discovery, «Алма ТВ».

Об авторе
Сергей Сапрыкин Сергей Сапрыкин Генеральный директор Forward Telecom