Экспертиза ,  
0 

«Онлайн-кредиты — самый востребованный у бизнеса цифровой продукт»

Директор департамента массового бизнеса ПСБ Светлана Поздеева — о развитии дистанционных каналов обслуживания малого и среднего предпринимательства.

Ситуация с пандемией значительно повысила запрос предпринимателей на функциональность дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Дистанционные сервисы были востребованы и до пандемии, но в 2020 году пользовательские привычки изменились кардинально.

По данным Банка России, доля взрослого населения, включая представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) и индивидуальных предпринимателей (ИП), регулярно использующего доступ к банковским счетам для перевода денежных средств в удаленном режиме, выросла до 75,4% в прошлом году против 55,2% в 2018-м.

Развитие цифровых сервисов на российском банковском рынке началось в нулевые, и сначала банки делали акцент на массовый сегмент, то есть на розничных клиентов. Однако затем быстро пришло понимание, что предприниматели в не меньшей степени нуждаются в развитой инфраструктуре дистанционного обслуживания. По сути, бизнесмен как потребитель цифровых приложений в своем смартфоне или ноутбуке ничем не отличается от розничного клиента — ему тоже нужны скорость, прозрачность и безопасность проведения операций, удобный и понятный интерфейс.

Развитию направления способствует несколько факторов. Крупные банковские игроки сегодня активно инвестируют в развитие цифровых продуктов для бизнеса. И ПСБ не исключение — объем наших инвестиций в развитие электронных сервисов и решений для малого и среднего бизнеса вырос за последние годы в три раза.

Финансовая и цифровая грамотность представителей бизнес-сообщества значительно выше среднего уровня населения, что делает их более активными пользователями дистанционных банковских сервисов.

И регулятор, и государство активно поддерживают цифровизацию финансового сектора. Банк России является инициатором создания Системы быстрых платежей, которая в разы повысила доступность и привлекательность цифровых каналов для совершения различных операций, в том числе для МСБ.

Платежи и переводы сегодня — это наиболее распространенные операции, которые совершают ИП, представители микро-, малого и среднего бизнеса в дистанционных каналах. Это именно тот функционал, для которого изначально создавались мобильные банки. В ПСБ порядка 97% всех платежных транзакций проводятся сегодня именно в мобильном и интернет-банке.

Для сравнения: еще в конце прошлого года около 10% клиентов предпочитали совершать операции в офлайне. Также в последнее время мы стали отдельно вести статистику по так называемым mobile-only клиентам, пользующимся исключительно мобильным банком. Сейчас их доля среди нашей предпринимательской аудитории — 22,5%, по сравнению с прошлым годом она выросла в полтора раза и продолжает увеличиваться.

ПСБ является одним из лидеров рынка в части цифровых продаж ключевых банковских продуктов, входит в топ-3 мобильных банков для бизнеса в России, по версии SME Banking. У нас оцифрована вся линейка продуктов: доля тех предпринимателей, кто оформляется через систему ДБО, достигает 84%. Эта цифра, в частности, характеризует выдачу кредитов онлайн, когда клиент может получить финансирование полностью в цифровом канале, по безбумажной технологии, — он дистанционно подает заявку, в течение трех минут получает решение, и если оно положительное, то перевод денег на его счет занимает всего несколько минут.

Напомню, что ПСБ входил в пул тех кредитных организаций, которые в 2019 году в диалоге с Банком России лоббировали изменение регуляторной базы для того, чтобы выдача кредитов предпринимателям по удаленке стала возможна в принципе. И мы одними из первых начали это делать. Причем у нас есть ключевое отличие. Как правило, банки кредитуют только своих клиентов, потому что по оборотам на счетах могут оценить их финансовое состояние. Мы же работаем с компаниями независимо от того, открыт ли у них расчетный счет в ПСБ. Наша модель оценки рисков позволяет оценить заемщика и по внешним источникам информации.

Мы видим, что онлайн-кредитование — это самый востребованный бизнесом продукт. Поэтому необходимо обеспечивать большую доступность этого кредитования, развивать соответствующие цифровые сервисы.

ПСБ последовательно работает в этом направлении. Так, в прошлом году в период локдауна мы были в числе первых, кто запустил на своей платформе выдачу онлайн-кредитов с господдержкой. Согласно данным Банка России, по количеству таких кредитов мы заняли второе место в России: порядка 30 тыс. предпринимателей получили льготное финансирование в формате онлайн.

Также большим спросом сейчас пользуется цифровая корпоративная карта. Ее можно оформить в пару кликов на компьютере или смартфоне и сразу начать ей расплачиваться, загрузив в Apple Pay, Google Pay или другое платежное приложение.

Банк постоянно совершенствует интерфейс бизнес-приложений для мобильных и интернет-банков. С учетом пожеланий клиентов, многие из которых уже привыкли работать в мессенджерах, ПСБ запустил в Telegram экспериментальный канал обслуживания клиентов — чат-бот «Катюша», который может выставлять и оплачивать счета. Бот распознает счет, заполняет платежное поручение, а клиенту надо только подтвердить операцию. Сейчас мы пилотируем этот проект, чтобы оценить, действительно ли мессенджер может в какой-то части заменить мобильный банк, и по итогам пилота примем решение, будем ли это направление масштабировать.

Мы планируем создавать персонализированные цифровые сервисы для клиентов, делать больше интересных инновационных проектов. И, конечно, продолжать развивать онлайн-кредитование МСБ — здесь действительно большие перспективы.

Чем известен ПСБ 

ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)  — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России по данным Центробанка и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ. Законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса.

Об авторе
Светлана Поздеева Светлана Поздеева Директор департамента массового бизнеса ПСБ