Мощный рывок в области информационных технологий предопределил и системное изменение запросов крупного бизнеса на финансовые сервисы. Пандемия коронавируса послужила дополнительным стимулом к активному развитию новых банковских решений.
С началом пандемии и введением карантинных мер возникли серьезные физические ограничения с точки зрения возможности очного общения банков с их клиентами.
Разумеется, у всех крупных банков на тот момент уже были довольно развитые системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), однако, согласно сложившейся в России практике, именно в сегменте крупного бизнеса, когда речь шла о больших суммах операций, ведение переговоров и заключение сделок посредством дистанционных каналов связи воспринималось достаточно настороженно. Требовалась срочная трансформация не только технологических систем, но и психологии как менеджеров банка, так и его клиентов, принятие ими новых форматов взаимодействия в режиме онлайн.
Ситуация осложнялась тем, что на тот момент на рынке в целом не было представления о том, как, например, должна корректно работать ИТ-инфраструктура в части удостоверения электронной цифровой подписи (ЭЦП), если вести речь о внедрении такой единой системы в крупном банке для всех корпоративных клиентов.
Нам пришлось разработать и инсталлировать возможность подписания документов с помощью ЭЦП для всех направлений деятельности и классов компаний с учетом того, что у каждой могут быть свои особенности. Это важно, поскольку специфика ЭЦП заключается в том, что у каждой подписи есть матрица полномочий для подписывающих документ сотрудника банка и клиента. Если, например, речь о депозитах, то возможности варьировать срок, ставку, периодичность начисления процентов и иные параметры ограничены именно этой матрицей полномочий. И такой документ необходимо проработать и согласовать на начальном этапе, при подписании договора между банком и клиентом, то есть нужны соответствующие процедуры и протоколы. С кредитами еще сложнее — добавляются процедуры, связанные с залогами и дополнительными ковенантами — скажем, поддержанием остатков и оборотов по счетам. И все это, как правило, обычно не входит в матрицу полномочий лица, подписывающего договор. Мы смогли решить эту проблему — дать техническую возможность изначального выбора возможных параметров сделки исходя из того, какой результат банк и клиент считают допустимым для акцепта сделки. Сейчас у нас заключение таких контрактов занимает порядка 30 минут, тогда как в традиционном оффлайн-режиме — это два-три дня переговоров.
При этом разработка системы происходила при активном участии самих предприятий и холдингов: мы сначала запустили демоверсии, клиенты оценили все возможности, дали обратную связь и высказали пожелания по доработкам. Как раз во время самых сильных карантинных ограничений в первой половине 2020 года мы начали использовать систему для проведения сделок на сумму более миллиарда рублей.
Сейчас мы перевели на полностью дистанционное обслуживание в рамках новой ИТ-системы более 90% крупных корпоративных клиентов.
Усовершенствование ИТ-системы при этом, разумеется, не ограничилось лишь увеличением лимитов на дистанционные транзакции по банковским операциям и повышением их надежности. Речь шла о перестройке функционала в целом, точнее — о появлении в нашей системе PSB Corporate ряда существенных доработок, представленных клиентам в виде опций, как финансовых, так и нефинансовых.
Однако спрос на эти опции возник не в связи с пандемией и карантинными мерами, а параллельно.
Мы видим большой спрос со стороны крупного бизнеса на решения host-to-host. Эти ИТ-решения позволяют банку обмениваться с клиентами большим массивом данных, связанных с движением средств по его счетам, особенно они актуальны для крупных ритейлеров и больших многофилиальных корпораций и холдингов.
Такие компании работают с огромным, измеряемым сотнями тысяч в час количеством транзакций. Крупные холдинги используют до сотни филиальных систем учета, и каждая из них может включать в себя несколько десятков расчетных счетов. Решения host-to-host позволяют в режиме реального времени интегрировать эти данные, визуализировать их и предоставлять в удобном для клиента банка формате.
Банк разработал и внедрил на платформе PSB Corporate сервис заключения трехсторонних сделок. Сейчас третья сторона — контрагент клиента ПСБ — может заключать с ним сделки на нашей платформе в режиме онлайн с использованием ЭЦП. То есть данный сервис вышел за периметр банковской деятельности, он позволяет клиентам осуществлять коммуникацию с партнерами и заключать сделки в удаленном формате.
Большой популярностью пользуются и системы контроля исполнения — они позволяют работникам финансовых подразделений корпораций в режиме реального времени отслеживать исполнение контрагентами заключенных соглашений.
Кроме того, в этом году мы интегрировали в свою систему сервис банковского сопровождения контрактов, который позволяет крупным клиентам контролировать целевое использование средств подрядчиком, своевременное поступление денег субподрядчикам, корректность всех процедур в рамках соглашений.
И наконец, из финансовых сервисов, активное развитие которых во многом связано именно с коронавирусом, я бы выделил счета эскроу. Пандемия и карантинные ограничения вызвали разрывы логистических цепочек. Многие предприятия вынуждены были начать работать с незнакомыми контрагентами либо повысили уровень неопределенности по отношению к своим партнерам. В таких случаях традиционной формой сокращения рисков является использование банковского аккредитива, однако это не всегда удобно, поскольку выпуск аккредитива на крупную сумму требует одобрения кредитным комитетом банка, что иногда связано с непростыми процедурами.
Использование счетов эскроу и обособление на них средств покупателей не требует решений кредитного комитета и позволяет провести сделку на любую сумму в срок до трех дней с момента обращения клиента.
ПСБ следит за мировыми трендами в области дистанционного банковского обслуживания, внедряет самые передовые решения, развивая электронные технологии для корпоративных клиентов на российском рынке. Сейчас банк предлагает экосистему цифровых каналов дистанционного обслуживания корпоративных клиентов ПСБ, которая позволяет гибко реагировать на изменения рынка, требования законодательства и потребности компаний.
Чем известен ПСБ
ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России по данным Центробанка и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ. Законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса.