Зависимость российского среднего и крупного бизнеса от импортного программного обеспечения (ПО) достаточно велика. Базовые системы, такие как система планирования ресурсов предприятия (ERP, Enterprise Resource Planning), автоматизации документооборота (СЭД), управления бизнес-процессами (BPM, Business Process Management) и отношениями с клиентами (CRM, Customer Relationship Management), в крупных компаниях, например, внедрялись в конце нулевых. Тогда на отечественном рынке практически не было собственных систем автоматизации бизнес-процессов за исключением, пожалуй, «1С». Поэтому выбор в пользу иностранного ПО был вполне оправдан.
К 2022 году в стране появились собственные продукты подобного класса. Под влиянием западных санкций, введенных в 2014 году, российские решения в области автоматизации бизнеса получили дополнительный стимул для развития. Однако серьезного толчка для массового перехода крупных игроков на эти решения до настоящего момента не было.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. В условиях нового беспрецедентного для страны пакета санкций и приостановки работы в России ряда зарубежных ИТ-игроков пользователи иностранного ПО столкнулись с риском отключения не только, например, решений на основе облачной подписки — SaaS, но и ПО с «коробочным» лицензированием, когда система развернута на серверах заказчика.
Для зарубежного ПО не редкость модель лицензирования, которая предполагает не просто лишение поддержки, а полное отключение системы в случае неоплаты.
Кроме того, угрозу представляет и человеческий фактор, особенно если разработчики и технический персонал находятся за пределами страны. Даже если позиция компании будет нейтральной, не стоит забывать, что пишут код и оказывают сервис конкретные люди со своими настроениями и мнениями. В чатах технических специалистов уже встречаются объявления, где техническим специалистам в России открыто предлагают вознаграждение за доступ к ИТ-инфраструктуре.
При этом бизнес все быстрее меняется, жизненный цикл ИТ-решений в компании стремительно сокращается. Горизонты планирования заметно сжимались на протяжении последних пяти лет. Это началось еще до пандемии COVID-19. Сейчас они составляют буквально несколько месяцев. Для бизнеса жизненно необходимо внедрять технологии, которые способны существенно сократить время запуска решений автоматизации бизнес-процессов. ИТ-система должна либо приспосабливаться к изменениям, либо заменяться.
Так, за последнее время традиционные BPM, CRM, EСМ и СЭД-системы все чаще стали вытесняться так называемыми Low-Code-решениями, предоставляющими различные инструменты для решения бизнес-задач — от конструкторов сайтов до комплексных систем автоматизации бизнеса. В условиях высокого риска невозможности дальнейшего обслуживания существующих систем, связанного с приостановкой работы в стране крупных иностранных вендоров, Low-Code-подход приобретает еще большее значение.
Во-первых, при замене BPM, CRM и СЭД Low-Code-конструктор позволяет перенастроить, адаптировать решение как под конкретные задачи бизнеса, так и под новые условия работы. Ведь как правило, за время эксплуатации систем автоматизации бизнес-процессов копятся изменения и настройки, которые осуществляются под особенности бизнес-процессов компании, и на это уходит существенная часть бюджета. Основная задача при переходе на новое ПО — перенос наработок и адаптация процессов к современным условиям. И Low-Сode позволяет достроить разницу между «как сейчас» и «как надо». При этом бизнес получает легко модифицируемое решение: настройка форм, бизнес-процессов, объектной модели приложений осуществляется без кода.
Во-вторых, Low-Code-система позволяет использовать потенциал уже реализованной ERP-системы и при этом перестать зависеть от вендора, который объявил о приостановке деятельности в России. Внедрение ERP в компании — это существенные вложения, списание их и переход на другого вендора — вопрос не одного года. При этом и развивать системы иностранного поставщика дальше вряд ли получится.
Low-Code-система достаточно легко интегрируется на уровне сервисов с действующей ERP-системой. А дальше новый функционал уже развивается в Low-Code BPM, при этом хранение данных продолжается в ERP-системе, не нарушая работу текущих функций: легко, например, выносятся все процедуры согласования, кадровые процессы, процессы движения документов, работа с клиентами и т.д. Такой подход позволяет снижать количество используемых лицензий ERP-системы, платежи по которым, как правило, достаточно существенные. Дополнительно компания уменьшает зависимость от зарубежного вендора и риски, связанные с полным прекращением его деятельности на территории РФ.
Low-Code-подход дает бизнесу еще ряд преимуществ. Так, например, для разработки функционального решения достаточно аналитиков и даже зачастую только бизнес-заказчиков. Непосредственно разработчики задействованы для производства не более 20–30% от общего объема типовых решений, причем в основном в непростых процессах, таких как интеграция или создание сложных интерфейсов. При высоком спросе на разработчиков собирать Low-Code-команду гораздо проще.
Такой подход также позволяет реально переходить к гибким методикам создания функциональных решений: не надо писать полное техническое задание, можно работать по принципу «здесь и сейчас», закрывая первоочередные потребности и переходя от задачи к задаче исходя из текущего приоритета.
По сути, Low-Code-системы позволяют перейти от длинных циклов по написанию техзадания и разработки к процессу, когда решение собирается чуть ли ни в рамках планерки. Скорость такой разработки позволяет собрать много функциональных решений в рамках одной системы и отказаться от сложной интеграции различных систем.
Спрос на такой подход уже растет: приходят запросы на технический анализ возможностей миграции с систем автоматизации бизнеса, которые оказались в зоне риска приостановки деятельности вендора в России. Растет интерес к платформе ELMA365, которая построена на современной облачной микросервисной архитектуре и при этом может работать в серверной заказчика. Внутри платформы нет проприетарных внешних технологий. Мы, например, полностью ушли от связи с технологиями Microsoft. Для работы необходим Linux, причем мы поддерживаем в том числе и AstraLinux. В ближайшее время планируем выпустить новые инструменты разработки для крупных проектов внедрения и новый инструмент Low-Code DevOps.
В начале марта 2022 года мы перезапустили нашу Академию, чтобы научить как можно больше людей принципам Low-Code BPM. На отдельные курсы за неделю поступило более 150 заявок.
Чем известна компания ELMA
Российская ИT-компания ELMA— разработчик систем управления бизнес-процессами, программных продуктов BPMS (Business Process Management System), в том числе на базе технологии искусственного интеллекта. Основана в 2008 году.