Решение ,  
0 

Разработчики получили платформу

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Платформа «Сфера» готова заместить импортные продукты, созданные для интеграции усилий ИТ-специалистов.

По данным исследования TAdviser, объем ИТ-рынка в России в 2021 году достиг 2,22 трлн руб. Драйверами роста стала массовая цифровизация компаний и переориентация на гибридный формат работы из-за пандемии. По итогам 2022 года в TAdviser прогнозируют сокращение ИТ-рынка, однако эксперты ожидают бурного роста проектов, направленных на импортозамещение в отрасли. По данным агентства CNews, наибольший рост выручки в первом полугодии 2022 года показала группа Т1, чья прибыль достигла 66,9 млрд руб. при росте 151%.

В Т1 заявляют, что вектор развития индустрии в России меняется и компании все чаще задумываются о разработке или покупке продуктов для обеспечения технологической независимости. «Российский рынок испытывает дефицит качественных и зрелых ИТ-решений, их срочно надо разрабатывать. Настало время, когда один продукт должен закрывать потребности широких клиентских слоев. Но собственные ИТ-решения компаниям разрабатывать проблематично, поскольку подготовка любого проекта длится минимум год-полтора», — говорит коммерческий директор платформы производства ПО «Сфера» Максим Кутузов.

Эта платформа в первую очередь предназначена для разработчиков программного обеспечения, однако способна обеспечить быструю цифровую трансформацию и других компаний. В нее включено около 40 инструментов, в том числе решения для управления жизненным циклом ПО (ALM, application lifecycle management), управления архитектурой, бизнес-сервисами, эксплуатацией, различные инженерные инструменты для работы с исходным кодом, а также инструменты мониторинга.

Общее количество ИКТ-специалистов в России АПКИТ оценивал более чем в 1,5 млн человек, из них непосредственно разработчиков — около 600 тыс. При этом практически все они в своей работе пользуются софтом иностранных вендоров, которые и предполагается заменить наработками отечественного сервиса. По словам Кутузова, наиболее популярными компонентами платформы стали «Сфера.Задачи» и «Сфера.Знания» — аналоги продуктов Atlassian Jira и Atlassian Confluence. Этими пакетами пользуются как разработчики ПО, так и большой сегмент других специалистов, например маркетологи предприятий. «Когда команда разработчиков выстраивает процесс создания продукта, она использует инструменты разных вендоров, которые необходимо интегрировать друг с другом. Один только процесс настройки таких инструментов может занимать до года. У нашей платформы технологический инструментарий друг с другом уже интегрирован, дополнительных ресурсов для бесшовной работы не требуется, при этом мы нацелены на трехмесячный срок их внедрения у заказчиков», — перечисляет Максим Кутузов.

Еще одно качество платформы, по его словам, оценят представители крупных компаний, привыкшие работать с практиками формата Agile и Scaled Agile. «Та же Atlassian Jira хорошо справляется с обычными методологиями производства ПО. Но если заказчику требуется применять метод Scaled Agile, тут куда сложнее. Иначе говоря, если требуется выстроить процесс производства, выполняемый не одной командой, а командой, состоящей из команд, и таких суперкоманд набирается несколько десятков, сотен или тысяч, это становится для софта уровня Jira крайне сложной адаптацией», — поясняет Максим Кутузов. При этом в платформу, добавляют в Т1, уже заложены инструменты, «позволяющие эффективно управлять такими сложными и разветвленными процессами».

Крупным компаниям, считают в Т1, также могут быть интересны функции мониторинга бизнес-процессов. В этом случае разработчик советует обратиться к инструментам «Сфера.Process Intelligence». «С их помощью можно понять, как реальные процессы в компании отличаются от написанных на бумаге. Например, так можно оптимизировать работу логистической компании: наши продукты позволяют отслеживать движение каждой логистической заявки, строить реальную карту ее жизненного цикла, а из этих данных можно, например, понять, сколько сотрудников согласует заявку и почему она слишком долго «висит» на каком-то этапе. Это, в свою очередь, позволяет оптимизировать как сами процессы, так и фонд оплаты труда», — перечисляет Кутузов. Он заверяет, что платформа способна удовлетворить запросы как небольших фирм, так и компаний с десятками и сотнями тысяч сотрудников.

Для удобства восприятия платформа поделена на восемь основных решений, в каждое из которых входит определенный набор инструментов. Данные решения направлены на реализацию потребностей разработчиков и представителей других ИТ-ролей на разных этапах жизненного цикла ПО. Например, при разработке решения «Сфера.Управление» в Т1 анализировали зарубежные пакеты Atlassian, Microsoft Azure и JetBrains. Кутузов заверяет, что в сравнении с каждым из них платформа имеет конкурентоспособное предложение как по функционалу, так и по цене, при этом «чуть-чуть перекрывая возможности западных пакетов решений по функционалу и степени интеграции». В Т1 рассчитывают, что «Сфера» позволит компании в течение четырех-пяти лет занять 20% рынка инструментов для создания ПО, а число разработчиков, использующих хотя бы один из 40 инструментов, за это время достигнет 200 тыс. человек.