Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Технологии повышают доступность и качество медпомощи»

Директор Центра индустрии здоровья Сбербанка Сергей Жданов — о том, как меняется клиентский опыт в сфере здравоохранения.

Во всем мире растут инвестиции в цифровую медицину. Это долгосрочный тренд, ведь продолжительность жизни населения, а значит, и число хронических болезней и ментальных нарушений увеличивается.

Значимые сегменты цифровой медицины — телемедицина, онлайн-аптеки, системы поддержки принятия решений, дистанционный мониторинг здоровья.

По данным CB Insights, в 2020 году инвестиции в перечисленные выше сегменты выросли на 45% в мире и на 90% в США. В абсолютном выражении инвестиции в HealthTech составили $26,5 млрд. Это 33% всех глобальных вложений в здравоохранение. В России показатели ниже мировых уровней, но динамика впечатляет: в 2019 году в цифровое здравоохранение было проинвестировано $16 млн, в 2020-м — $47 млн, а в 2021-м — более $50 млн.

«Сбер» — одна из крупнейших технологических компаний страны, и у нас есть опыт внедрения новых технологий в финансовой индустрии. В какой-то момент мы поняли, что наши ноу-хау будут полезны и в других отраслях.

Сегодня индустрия здоровья «Сбера» представляет целую систему, которая помогает человеку заботиться о своем организме удобным способом, поддерживать здоровый образ жизни, вовремя проходить диагностику и получать медицинскую помощь при первой необходимости. Мы видим, как технологии повышают доступность и качество медпомощи, становятся надежными помощниками медиков.

Так, один из самых востребованных сервисов сегодня — это телемедицина от «СберЗдоровья». В 2022 году с его помощью пациенты получили телемедицинские консультации и записались к врачу более 1 млн раз.

На сегодняшний день практически в половине случаев проблему пациента можно решить онлайн. Удаленно к врачам обращаются за расшифровкой данных анализов и снимков, «вторым мнением», консультациями по тактике лечения. На платформе от «СберЗдоровья» людям помогают врачи 25 специальностей. В топ-10 врачей и специалистов телемедицины по востребованности входят эндокринологи, психологи, педиатры, неврологи, дерматологи, гастроэнтерологи.

Телемедицина востребована и в больших, и в малых городах. Она позволяет экономить время, обеспечивает доступ к врачам всех специальностей в момент, когда это необходимо, из любой точки, где есть интернет.

Телемедицина уже сегодня является основой для еще одного сервиса цифровой медицины, который активно развивается на протяжении последних трех лет. Это дистанционный мониторинг здоровья пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, прежде всего сахарным диабетом и гипертонией. Он проводится как с помощью голосовых роботов, которые обзванивают пациентов, так и с помощью различных «умных» медицинских устройств (тонометры, глюкометры с bluetooth и т.д.). Гаджеты передают данные в электронный дневник здоровья. У врача есть доступ к этому дневнику, и если он видит отклонение от нормы, то связывается с пациентом и дает свои рекомендации.

Такой практический опыт полезен как для сетей частных медицинских клиник, так и для государственных учреждений. Уверен, востребованность подобных решений будет только расти.

Онлайн-аптеки — еще одно перспективное направление, которое активно развивается в нашей стране.

Сегодня «Сбер Еаптека» — одна из крупнейших интернет-аптек в России, которая помогает миллионам россиян получить доступ к широкому ассортименту лекарств и товаров для здоровья без необходимости поиска нужного лекарства в офлайне. Клиенты сервиса могут заказывать лекарства онлайн и получать удобным способом — с курьерской доставкой или в ближайшем пункте самовывоза (для рецептурных и спиртосодержащих препаратов), которых в 2022 году стало более 10 тыс. В масштабах страны дальнейшее развитие сервисов интернет-аптек могло бы вывести на качественно новый уровень не только реализацию необходимых населению препаратов, но и в целом отрасль оказания качественных медицинских услуг.

Возможности искусственного интеллекта (ИИ) уже используются и в оперативной медицинской помощи. У нас в «Сбере» и у компаний-партнеров есть технологии и сервисы и для этой сферы здравоохранения.

Десятки решений «СберМедИИ» и партнеров представлены на платформе Медицинского цифрового диагностического центра (MDDC). Среди них, например, «умный» помощник врача ТОП-3. Он может на основании жалоб пациентов предложить терапевту три наиболее вероятных диагноза. Практика показала, что они подтверждаются примерно в 70% случаев. Время назначения диагностических исследований сократилось в среднем в десять раз.

Также востребованы решения партнера «Сбера» — группы компаний ЦРТ. Voice2Med помогает врачам в режиме реального времени заполнять медицинские документы, преобразуя голос в текст.

Голосовой ввод доступен врачам уже восьми специальностей, позволяет в том числе заполнять СЭМД — структурированные электронные медицинские документы, позволил в два раза ускорить заполнение формы 088-У — направление на медико-социальную экспертизу. Решение применяется в медицинских учреждениях в 67 регионах России. Еще одна разработка — виртуальный ассистент, который автоматизирует обслуживание обращений жителей на Единую региональную информационно-справочную службу 122: помогает вызвать врача, получить результаты лабораторных исследований, собрать обратную связь о качестве оказанных услуг и др. Виртуальный ассистент повышает доступность медпомощи и скорость обработки обращений, оптимизирует бюджет на содержание контактного центра.

Голосовой робот может шире применяться в частных медучреждениях — чтобы записать на прием, напомнить о нем или перенести на другую дату, проконсультировать по подготовке к процедуре.

В одном из кейсов только за первые три недели виртуальный ассистент помог четверти пациентам отменить прием или скорректировать дату и время визита, а на свободное место записать новых пациентов. Робот может обрабатывать более 20 тыс. звонков в месяц, на 15% сократил количество неявок на прием за полгода, обеспечил своевременное приглашение ожидающих пациентов на освободившиеся слоты записи. Такой опыт может быть полезен российским медицинским учреждениям любой формы собственности.

Безусловно, развитие цифровых сервисов для здравоохранения должно происходить в тесном сотрудничестве с практикующими врачами и клиниками-партнерами. Если говорить о цифровых сервисах «Сбера», то разработка алгоритмов проходит на базе различных медучреждений с использованием обезличенных данных пациентов, компании проводят пилотные проекты в регионах страны, а самих врачей (для телемедицины) обучают в Первом Московском медуниверситете им. И.М. Сеченова.

Чем известен Центр индустрии здоровья Сбербанка

Образован в 2020 году. Разрабатывает высокотехнологичные цифровые сервисы и гаджеты для поддержания здоровья, развивает решения и продукты, в том числе с использованием искусственного интеллекта, ориентируясь на принципы индивидуального подхода к человеку и персонализации медицины. Многие цифровые технологии уже применяются в медицинских учреждениях и используются жителями страны.

Об авторе
Сергей Жданов Сергей Жданов директор Центра индустрии здоровья Сбербанка