В этом году российская экономика оказалась по сути в состоянии «новой реальности». От значительной части бизнеса потребовалось существенно перестроить свою работу — как в части поиска новых связей, так и в плане базовых подходов к организации бизнес-процессов. Не стал исключением и сегмент инвестиций.
Российский фондовый рынок претерпел в этом году очень существенные изменения. Весной с него ушла большая часть нерезидентов, в основном — институциональных инвесторов, что привело к росту значимости российских игроков в формировании основных трендов и уровней цен.
При этом уже несколько лет подряд в России фиксировался рост числа брокерский счетов, открываемых физическими лицами, и именно они стали основными акторами. По данным Московской биржи, доля отечественных частных инвесторов в общем объеме торгов акциями в ноябре 2022-го составила 80,2%, в объеме торгов облигациями — 24,3%, на спот-рынке валюты — 28,9%, на срочном рынке — 68,4%. Такая большая доля объемов торгов физических лиц на Мосбирже фиксируется впервые. Это само по себе требует переосмысления подходов к фондовому рынку — как на уровне организации инфраструктуры, так и со стороны профессиональных участников рынка.
Во многом это связано с поведенческими паттернами: инвесторы-физлица более отзывчивы на новости, институциональные инвесторы, в отличие от граждан, более консервативны — ребалансировку портфеля проводят реже.
Вторая сторона вопроса: несмотря на текущую ситуацию, все больше людей открывают брокерские счета. По данным той же Мосбиржи, общее количество имеющих их физических лиц на сегодня достигло 22,6 млн, ими открыто 37,9 млн счетов, за ноябрь счета открыли почти полмиллиона человек.
Если летом еще можно было говорить, что граждане продолжают открывать счета по инерции, то сейчас очевидно, что люди целенаправленно ищут на фондовом рынке возможности для сохранения и преумножения накопленных средств.
И это несмотря на то, что в результате блокировки моста центрального депозитария России (НРД) с зарубежными депозитариями у значительной части российских инвесторов оказались заморожены иностранные ценные бумаги.
Все эти факторы, безусловно, коснулись и брокерской индустрии. Прежде всего в институциональном понимании. Санкции определили смещение клиентских предпочтений, начался активный переход инвесторов из госструктур к брокерам, не попавшим под санкции. Мы, как один из крупнейших частных розничных брокеров России, ощутили существенный приток граждан, открывающих брокерские счета. На сегодняшний день у нас открыто более 180 тыс. таких счетов. Какая-то часть клиентов перешла к нам от подсанкционных брокеров и банков, ситуация аналогична и с юридическими лицами.
Но это лишь одна сторона медали. Второй, не менее важный аспект — необходимость самим брокерам менять подходы к обслуживанию клиентов. Верхняя часть айсберга здесь очевидна: сейчас для всей фондовой инфраструктуры остро встает вопрос о количестве финансовых инструментов, которые можно предложить гражданам. С осени этого года Банк России ввиду возрастающих рисков ограничил доступ неквалифицированных инвесторов к иностранным ценным бумагам недружественных стран, исключение составили только паи фондов, инвестирующих в иностранные бумаги. СПБ Биржа активно добавляет в список торгуемых акции эмитентов из дружественных стран, но этот процесс требует времени. Сами клиенты, как физические, так и юридические лица, по возможности получают статус квалифицированного инвестора. Параллельно все брокеры ищут возможности предложить своим клиентам интересные и доступные финансовые инструменты по показателю риск/доходность.
Но есть еще и нижняя часть того же айсберга — юридические аспекты. Раньше мы были подразделением международного холдинга, работающего во многих юрисдикциях — как на западных рынках, так и на рынках стран СНГ. При этом российская составляющая группы не была дотационной по отношению к другим бизнесам. Это дало нам возможность безболезненно войти в процедуру продажи компании новому собственнику, с довольно прозрачной идеей — обособить объективно попавший под санкции российский сегмент от бизнеса в других юрисдикциях.
В целях защиты интересов клиентов международный холдинг принял решение уйти с российского рынка для снижения геополитических рисков в своей деятельности. Это, безусловно, оказало влияние на продуктовую линейку российского бизнеса, но в целом не изменило общего вектора развития.
Накопленный опыт и экспертиза позволяют решать задачи без принципиальной переоценки подходов. Прежде всего, это касается цифровизации всех процессов. Мы понимаем, что наши клиенты идут в ногу со временем и ожидают того же от своего финансового партнера, независимо от того, в каком качестве они выступают — частных инвесторов либо юридических лиц. Второе, что важно для них, — абсолютная четкость с юридической точки зрения и минимизация санкционных рисков. Так пришло понимание необходимости выделения российской части бизнеса в отдельную независимую компанию. Сейчас этот процесс близок к завершению: все соответствующие документы находятся на согласовании в Банке России, согласно им единственным владельцем российских брокера и банка станет Максим Повалишин, который стоял у истоков создания компании и постоянно работал на различных позициях в топ-менеджменте бывшей материнской компании.
И наконец, ребрендинг — новое название компании, «Цифра», полностью соответствует главенствующему тренду в финансовой индустрии: мы поставили задачу полностью отвечать современным пожеланиям клиентов и их требованиях к мобильности и доступности сервисов.
При этом нам удалось не только сохранить весь штат ИТ-специалистов, но и продолжить активно нанимать новых на направления, необходимые для создания единой цифровой экосистемы, в которую войдут на первом этапе помимо брокера и банка управляющая и лизинговые компании.
Для клиентов при этом все услуги будут доступны в рамках единого мобильного «суперприложения», созданного нашей собственной командой разработчиков (18+). Есть еще одно новшество, к которому мы пришли на основании накопленного опыта. Основой и ядром экосистемы станет не брокер, а банк. Несмотря на бурный рост количества российских инвесторов, проникновение инвестиций в России пока еще остается на более низком уровне, чем проникновение банковских продуктов. Банковские счета есть у всех, брокерские — лишь у части.
Наша цель — сделать все финансовые инструменты максимально доступными и безопасными для клиентов. За этим кроется большой объем работы не только с точки зрения ИТ, но и в плане продуктовой составляющей.
Главный вывод — в текущей ситуации нужно не пытаться отлавливать и прогнозировать, а отталкиваться от того, что есть «здесь и сейчас».
Число доступных для инвестирования инструментов сократилось, при этом растет число граждан, желающих инвестировать, и именно они сейчас являются основными игроками биржевой торговли. Необходимо дать им возможность максимально диверсифицировать вложения своих средств в простой, удобной и понятной форме.
Чем известна «Цифра брокер»
Команда специалистов с пятнадцатилетним опытом работы на финансовых рынках. Компания предоставляет доступ к торгам на Московской бирже и СПБ Бирже, осуществляет брокерское и депозитарное обслуживание, а также доверительное управление ценными бумагами.