Как собственные ИТ-решения поддерживают российский ретейл

«Собственное ИТ-решение позволяет оплачивать покупки картой лояльности»

Обновлено 18 октября 2023, 12:05
пресс-служба
Фото: пресс-служба

О том, как развитие собственных технологий помогает продуктовой рознице адаптироваться к новым условиям, рассказала старший вице-президент по финансам компании «Азбука вкуса» Виктория Лубнина.

— Какие ключевые изменения претерпел рынок ретейла в 2022 году?

— Предприятия отрасли пережили изменение покупательского поведения, скачки курса, уход крупных международных брендов, усложнение логистических цепочек в импорте. Также летом впервые за три года с начала ковидных ограничений в перемещениях произошло сезонное снижение продаж. Нужно было быстро искать новых поставщиков и пересматривать условия сотрудничества с действующими партнерами, формировать антикризисный ассортимент и обеспечивать доступность необходимых товаров, внедрять новый клиентский опыт для повышения конкурентоспособности.

Мы понимаем, в каком направлении необходимо двигаться и как использовать имеющиеся точки роста. Среди ключевых трендов и ориентиров рынка можно выделить, в частности, растущий спрос на доставку готовой еды, развитие кооперации крупных игроков с мелкими локальными производителями и фермерскими хозяйствами.

Покупательская модель прогрессировала в сторону экономики впечатлений за счет получения дополнительного комфорта: многие покупатели сначала отказались от рутинной готовки, потом стали чаще заказывать онлайн, а теперь мы видим, что растет спрос на готовые решения. Потребитель ждет, что в будущем фудсервисы помогут ему подбирать продукты и блюда под его рацион и особенности потребления. Это ставит новые задачи для технологического развития продуктового ретейла.

— Одним из неудобств для потребителя в офлайн-ретейле, пожалуй, стали ограничения возможностей бесконтактной оплаты. Какие технологические решения сделают этот опыт более комфортным?

— Ранее более 70% клиентов использовали бесконтактный способ оплаты на кассах. Мы заботимся о наших покупателях, и для нас было важно вернуть привычный и удобный способ оплаты тем, кому он стал недоступен. В партнерстве с Системой быстрых платежей ЦБ РФ (СБП) мы разработали новое решение, которое позволяет оплачивать с помощью карты лояльности: достаточно привязать счет с СБП к карте лояльности «Вкусомания». Это первое подобное решение на рынке.

С января этого года оплата картой лояльности доступна с привязкой счета к SberPay. Причем специальный платежный шлюз, который обеспечивает осуществление платежа одним сканированием динамического штрих-кода без использования двух приложений одновременно и соблюдение безопасности обмена данными, разработан силами инхаус-команды. Наше ИТ-подразделение дорабатывает и готовит к выводу в продуктив сервис Scan&Go — систему самостоятельного сканирования товаров покупателем. Мы видим перспективу в развитии этого способа оплаты.

— Базовая автоматизация торговли, можно сказать, уже пройденный этап. Какие технологические решения наиболее востребованы на фоне текущих изменений в логистике, в покупательском поведении?

— Ретейл — передовик в области использования цифровых и сквозных технологий. Связано это прежде всего с высокой потребностью наладить эффективный контакт с клиентом, адекватно оценивать и быстро реагировать на изменения поведения потребителей с помощью аналитики данных. Существует и необходимость управлять очень сложными логистическими цепочками, оперативно отчитываться вовне, так как в большинстве своем крупные ретейлеры — публичные компании, стимулирующие автоматизацию бизнеса.

В нынешних условиях роста конкуренции и изменения потребительского поведения возрастает роль систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и технологий дифференцированного ценообразования: надо еще точечнее и адреснее общаться с клиентом, гибко реагировать ценой на спрос.

Наше ИТ-подразделение, которое в 2022 году было выделено в самостоятельную компанию, например, участвует в отборе Минцифры, Минпромторга и фонда «Сколково» на получение гранта на разработку совместно с ведущими специалистами российской системы CRM для ретейла. Мы уже успешно прошли защиту в фонде «Сколково». И, на наш взгляд, имеем высокие шансы на одобрение заявки, поскольку тестирование персонализации на уровне микросегментов в периметре торговой сети уже показало высокую эффективность: мы можем предлагать ассортимент исходя из потребностей таких микросегментов, как «семейные с детьми», «семейные пары без детей», «одинокие любители вина», «сладкоежки» и так далее.

Система прогнозирования спроса, разработанная внутренней командой, продолжает развитие промопрогнозов, внедряется система кластерного управления ассортиментом. Еще один из приоритетов инвестиций в области технологического развития — повышение качества работы мобильного приложения, настройка рекомендаций на основе моделей машинного обучения с высокой степенью персонализации и доработка BI-витрин.

Возможности оптимизации логистических затрат, которые в нынешних условиях стали занимать еще большую долю в структуре себестоимости ретейла, в свою очередь, связаны с внедрением в бизнес-процессы технологий на основе искусственного интеллекта.

Весной на систему складского менеджмента (WMS), поддерживаемую и развиваемую собственной ИТ-командой, будут переведены все логистические площадки «Азбуки вкуса».

Разработка сервисов с высокой степенью кастомизации позволяют учесть особенности процессов в ретейле и потребности разных клиентов: например, наша фермерская платформа и кабинет фермера должны стать удобным инструментом для поставщиков — российских фермеров, доля которых в товарообороте сети уже достигает 5%.

— Уход иностранных вендоров не стал для вас дестабилизирующим фактором в части автоматизации бизнес-процессов?

— Учитывая вышесказанное, нам удалось сохранить автономность и не производить существенных инвестиций в срочный реплатформинг. Дееспособность системы управления предприятием (ERP), в частности, компания с 2002 года поддерживает силами собственной ИТ-разработки. Мы изначально стремились к созданию и наращиванию компетенций собственной команды разработчиков, чтобы минимизировать зависимость от крупных поставщиков ИТ-решений. В управленческой команде компании выстроилась вертикаль менеджеров с серьезным опытом в ИТ отрасли. И эта стратегия в сложившейся ситуации сработала как дополнительное преимущество.

Для нас развитие технологических продуктов — залог сохранения лидирующих позиций на рынке. И мы планируем, что наша ИТ-компания будет заниматься не только разработкой продуктов для группы компаний «Азбука вкуса», но еще и импортозамещением необходимого на рынке программного обеспечения.

— Аналитики характеризуют потребителя 2023 года как очень экономного. Каковы ваши ожидания от этого года?

— Потребление станет более осознанным, но стремление к достойному качеству жизни останется. Мы, как компания, специализирующаяся на уникальных продуктах питания, умеем работать с высоким по стоимости производства ассортиментом. На фоне сохраняющейся неопределенности у покупателей будет больше потребности вести более осознанный и здоровый образ жизни и радовать себя. Уже сейчас идет приток репертуарных клиентов, которые приходят за уникальной продукцией: в конце 2022 года их прирост составил 6%. Потребители приходят к нам за качественной готовой едой, кофе и десертами, которые дарят радость.

Доля импортного ассортимента в сети по-прежнему держится на уровне 40%. Значимая часть продукции зарубежного производства — это немассовые продукты, приготовленные с соблюдением многолетних традиций.

Несмотря на колебания цен, высокая доля импорта остается сильной стороной торговой сети. Широкий выбор аутентичных продуктов со всего мира при отсутствии возможности попробовать их в странах происхождения выделяет нас на фоне массмаркета. И для бренда принципиально важно сохранить эту идентичность.

Благодаря долгосрочным и доверительным отношениям с большинством поставщиков и производителей, в том числе из европейских стран, нам удалось сохранить цепочки поставок из-за рубежа.

— На какие направления вы делаете ставку?

— Кафе при магазинах — долгосрочный тренд. Мы развиваем эту концепцию с 2008 года. Сегодня этот формат является дополнительной точкой притяжения для разных сегментов потребителей, в том числе аудитории HoReCa. Во время карантина в 2020 году, по отзывам наших клиентов, для многих «Азбука вкуса» стала местом досуга вне дома.

Достаточно серьезный потенциал мы видим в расширении b2b-сегмента, в частности, в нише комплексного питания, а также снабжения непродовольственного ретейла (АЗС) нашей кулинарией. Увеличение мощности собственного производства кофе с 15 до 45 т в месяц позволит «Азбуке вкуса» выйти на b2b-рынок кофе. В ассортименте нашей компании, которая занимается обжаркой кофе с 2005 года, более 15 товарных наименований моносортов и блендов.

Собственное высокотехнологичное производство готовой продукции «Азбука вкуса» развивает с 2012 года. Сегодня его мощности включают пять фабрик-кухонь в Москве и Санкт-Петербурге, которые постоянно расширяют ассортимент готовой продукции, используют передовые ресторанные технологии, как, например, sous-vide, долгое томление, строго контролируют качество от сырья до полки и следуют последним трендам в организации определенных типов питания — кето, палео, вегетарианство, возможность контролировать объем калорий.

Также это дальнейший рост доли онлайн-продаж. По итогам 2022 года количество чеков и товарооборот онлайн-бизнеса сети выросли на 34%. На фоне уже достаточно высокой базы, сформировавшейся в 2020 и 2021 годах, доля диджитал-канала к концу 2022 года увеличилась до 12% от товарооборота. В прошлом году была запущена экспресс-доставка горячих напитков из кофеен «Азбуки вкуса», расширена зона доставки широкого ассортимента товаров сети. Развитие онлайн-направления продолжится за счет сервисов предзаказа и самовывоза, в том числе алкогольных напитков.

Мы верим в силу бренда, понимаем, что большая часть нашей аудитории пересекается с активным инвестсообществом. Чтобы получить поддержку и повысить устойчивость бизнеса, в феврале 2023 года мы собираемся разместить облигации на срок два года с ежеквартальными купонными выплатами. Ставка купона будет определена по итогам сбора заявок и составит не менее 10,2%

Реклама. ООО Городской супермаркет, ЕРИР токен 4CQwVszH9pSXMTNt4Yw

Поделиться