Как правильно выбрать интернет-эквайера

«Качество коммуникации — ключевой критерий выбора интернет-эквайера»

Обновлено 18 октября 2023, 11:55

Директор по развитию интернет-эквайринга и альтернативных методов оплаты QIWI Ришат Аббазов — о популярности сервисов для онлайн-платежей и о том, по каким критериям бизнес выбирает провайдера.

Спрос на интернет-эквайринг начал интенсивно расти более пяти лет назад, когда стали активно появляться интернет-магазины и иные сетевые сервисы, требующие дистанционного приема платежей. Процесс резко ускорился три года назад, во время пандемии, когда огромное число потребителей перешло на удаленную работу, были закрыты многие торговые точки. Обороты интернет-эквайринга в России тогда выросли, по нашим оценкам, в пять-шесть раз; доля интернет-эквайринга на рынке эквайринга в целом увеличилась при этом примерно с 20 до 40%. Со снятием карантинных мер обороты по интернет-платежам упали, но не сильно — люди распробовали удобство дистанционных сервисов и продолжали активно ими пользоваться.

В отраслевом разрезе помимо интернет-магазинов и маркетплейсов рост расчетов через интернет наиболее ярко был виден в сфере образования, HoReCa, транспортных услуг, доставки еды и товаров.

Всплеск интереса к интернет-эквайрингу наблюдается и в последнее время — после введения в отношении России западных санкций. При этом мощных драйверов роста было сразу несколько.

Во-первых, это сложности самого бизнеса, прежде всего малых торговых предприятий — в условиях экономического спада и снижения платежеспособного спроса населения их доходы падают, приходится экономить. Многие отказываются от аренды, полностью уходя в онлайн, что, очевидно, требует подключения систем интернет-платежей, а заодно способствует снижению посещаемости торговых центров, которая и без того существенно упала из-за ухода западных брендов и резкого сокращения репертуарного ассортимента кинотеатров. В итоге и те компании, которые ранее делали ставку на офлайн-продажи, начинают активнее развивать интернет-торговлю.

Второй момент также связан с экономией. Интернет-эквайринг гораздо дешевле традиционного, его не нужно обеспечивать «железом», покупать или брать в аренду POS-терминал, который еще необходимо обслуживать. Все гораздо проще: система находится либо на смартфоне, с которого любой продавец может отправить покупателю на телефон ссылку для оплаты, либо просто QR-код, который ведет на платежную форму интернет-эквайринга.

Третий фактор, который повышает интерес к интернет-эквайрингу, — активизация «частной инициативы». Сейчас мы фиксируем значительный приток самозанятых — налог на профессиональный доход из пилотного эксперимента в нескольких регионах превратился в действительно массовую практику. Если раньше эти люди использовали наличные или переводы с телефона на телефон, то, став самозанятыми, получили возможность использовать эквайринг. Помимо них есть целый пласт продавцов, которые торгуют в соцсетях или на маркетплейсах и которые также раньше пользовались обычными переводами между физлицами, но с ростом оборота стали регистрировать ИП или ООО. Здесь, как и в случае с самозанятыми, процесс, безусловно, стимулируется усилиями Федеральной налоговой службы, которая уже даже блогеров успешно привлекает за неуплату налогов.

Даже если речь идет о переводах между физлицами, здесь тоже наблюдается значительный рост переводов с использованием интернет-эквайринга через площадки типа «Авито» — тот же уход западных брендов стимулирует и торговлю бывшими в употреблении товарами этих марок.

Рост спроса на интернет-эквайринг, в свою очередь, стимулирует развитие этой отрасли, соответствующие продукты постоянно совершенствуются, появляются новые. В немалой степени этому способствуют потребители данных услуг — они начинают все лучше разбираться в предлагаемых решениях, становятся более требовательными.

Мы, в том числе при участии телеграмм-канала РБК, в течение нескольких месяцев изучали приоритеты пользователей интернет-эквайринга в части требований, которые они предъявляют к данному сервису, и готовы на качественном уровне обобщить результаты этих опросов.

Как правило, первое, на что смотрят клиенты при выборе провайдера интернет-эквайринга, — это цена. Комментарии здесь, наверное, излишни, но отмечу два момента. С чисто технической точки зрения в целом себестоимость услуг для всех эквайеров примерно одинаковая, разница в ценах объясняется нормой прибыли, которую закладывает эквайер, и набором сервисов. При этом довольно часты случаи, когда клиенты готовы платить больше — именно из-за набора и качества сервисов.

Второе — это простота интеграции, данное требование в современных условиях обязательно. Особенно для микробизнеса и ИП, в этих сегментах многие компании даже не имеют в штате технических специалистов, но часто им нужно оперативно подключить платежные решения.

Третье, на что обращают внимание клиенты, — удобство продукта для пользователя: зайдя на платежную форму, он не должен думать, как ему осуществить платеж, получить данные.

Далее идет безопасность, причем данный параметр в последнее время становится все важнее, для многих он даже выходит на первое место. Причина понятна: в интернете огромное количество мошенников, вы можете столкнуться и с фальшивыми платежными формами, и с иными способами воровства денег. Отмечу, что здесь очень важно выбирать партнера-эквайера, который отвечает всем требованиям безопасности, например, очень важна защищенность систем от DDOS-атак.

Еще один существенный момент — программы лояльности. У любого эквайера — огромная база пользователей, и он может использовать ее, чтобы помочь условному магазину привлекать клиентов. Это особенно важно на старте бизнеса. Скажем, банк может включить его в свою программу кешбэка. А агрегатор или маркетплейс — они зачастую технически совершеннее банков — предложить на выбор несколько подобных программ от разных банков.

Очень важным для многих клиентов является наличие в продукте нишевых решений, специальных надстроек над ядром системы. Специфика есть в каждой отрасли, и такие продукты, учитывающие особенности того или иного бизнеса, сильно упрощают взаимодействие с системой, помогают пользователям работать качественнее, оперативнее и стабильнее.

Таким образом, набор базовых требований клиентов к провайдерам услуг интернет-эквайринга довольно понятен и в целом не особо велик. И довольно несложно при выборе эквайера составить некий чек-лист, определить лично для себя приоритеты и посмотреть рыночные предложения.

Почему же бизнесмены все-таки меняют провайдеров, причем это распространенная практика?

Ответ тоже прост: наряду с описанными и в общем-то формально проверяемыми критериями существуют и плохо формализуемые — их можно проверить только на практике, в процессе работы. Главный из них — качество коммуникации эквайера с клиентом. Обратная связь очень важна: даже в самой совершенной системе могут возникать проблемы — ошибочно проведенные платежи, неправильное заполнение форм платежей и отчетности, документов для налоговой, не говоря уже о чисто технических вопросах. И для компаний, особенно торгово-сервисных, очень важно, чтобы их сотрудник мог, условно говоря, посреди ночи позвонить эквайеру и сказать: «У меня такая-то проблема». И ему сразу ответят и помогут оперативно ее решить. Это сейчас ключевой фактор, и именно качество коммуникации — главная причина, по которой бизнесмены из поставщиков интернет-эквайринга со сравнимым набором и качеством остальных сервисов выбирают тех, у кого тарифы выше, но при этом обратная связь работает лучше.

Чем известен QIWI Business

Группа компаний QIWI предоставляет платежные и финансовые сервисы в России и странах СНГ, обслуживает более 29 млн пользователей и мерчантов.

В 2021 году группа объединила продукты для бизнеса в отдельное направление — QIWI Business, в периметре которого развиваются кастомизированные сервисы для нишевых рынков, малого и среднего бизнеса, массовых выплат самозанятым, интернет-эквайринг, эмиссия банковских карт и комплексные white label решения.

Поделиться