Рыбные и транспортные ресурсы: в поисках баланса интересов

Рыбные и транспортные ресурсы: в поисках баланса интересов

Обновлено 18 октября 2023, 11:54
пресс-служба
Фото: пресс-служба

Обеспечение суверенитета России в рыбном хозяйстве зависит не только от поддержки рыболовецких хозяйств, но и от своевременной реконструкции портовой инфраструктуры силами государства и частных инвесторов.

Согласно госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса РФ» 2014 года, скорректированной в прошлом году, поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в стране должно составлять не менее 85% в год, а уровень среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах — достигнуть 25 кг в год в живом весе. По предварительным итогам прошлого года этот показатель составит 22,6 кг при норме Минздрава РФ 22 кг.

По данным таможенной статистики, введенные против России санкции вдвое снизили объем импорта рыбы в 2022 году из европейских и южноамериканских источников, что уже привело, например, к кратному удорожанию стоимости замороженного лосося на полках магазинов. С 2014 года наблюдается поступательное снижение объемов ввоза сырья из-за рубежа и увеличение доли отечественного сырья, комментирует председатель Рыбного союза России Александр Панин. Так, в 2021 году доля импорта в общих ресурсах составила 49%, в 2022 году она уже снизилась примерно до 45%. «При этом по основным российским промысловым видам рыб доля импорта минимальна», — подчеркивает Панин.

В сегменте минтая и трески практически весь объем переработки приходится на российское сырье, в сегменте сельди более 60% — на российский вылов. По форели и семге доля импорта упала в 2022 году примерно до 30%, что в Рыбном союзе связывают с резким сокращением ввоза охлажденного атлантического лосося и постепенным наращиванием российского аквакультурного производства «красной» рыбы, преимущественно форели.

Улов в цифрах

В 2022 году российские рыболовецкие хозяйства совокупно добыли около 4,88 млн т рыбы и морепродуктов, что на 3,5% меньше, чем в 2021 году (5,05 млн тонн), таковы данные Росрыболовства. Около 2,1–2,2 млн т в прошлом году было отправлено на экспорт. С учетом импорта объем российского рынка составил, по подсчетам экспертов, примерно 3,2–3,4 млн т.

По последним данным отраслевой системы мониторинга, за первый квартал текущего года российские рыбаки добыли более 1,48 млн тонн рыбы — на 11% больше уровня аналогичного периода 2022 года. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, где, по данным Рыбного союза, сосредоточено 70% всего национального рыбного промысла, общий вылов составил с начала текущего года 1,18 млн т, что на 12% выше показателя прошлого года.

В Северном рыбохозяйственном бассейне фиксируется сопоставимое увеличение вылова до уровня 130 тыс. тонн, из них: трески 73 тыс. тонн, пикши — 24,6 тыс. т и мойвы — 23,1 тыс. т.

Осенью прошлого года по итогам 52-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству была согласована национальная квота России в объеме до 24,6 тыс. т. Квота была распределена между 21 российским пользователем водных биоресурсов, работающих в Баренцевом море, и на текущий момент почти вся выбрана, подчеркивает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.

Путина мойвы и других рыб на севере заставила близлежащие порты Арктического и Балтийского бассейнов перейти на усиленный режим работы по разгрузке рыбопродукции. Ранее, по словам главы Союза рыбопромышленников Севера, рыбаки могли направиться на разгрузку в норвежские порты и после автотранспортом доставлять продукцию в Россию, но сейчас абсолютное большинство зарубежных портов закрыто для отечественных судов. Альтернативой Мурманску по разгрузке рыбы из Баренцева моря может быть только порт Санкт-Петербурга, что добавляет лишнее логистическое плечо и ведет к удорожанию продукции.

Рыбоперерабатывающий кластер

По подсчетам участников рынка, в грузообороте морских портов общая доля рыбы и рыбных продуктов в среднем не превышает 2–3%, но в специализированных портах этот показатель выше. Одним из таких рыбных кластеров является Мурманский морской рыбный порт (ММРП), обеспечивающий более 40% перевалки рыбопродукции Арктического и Балтийского бассейнов вместе взятых (13% от перевалки рыбы в РФ). По данным аналитиков Морцентра, перевалка рыбопродукции в 2022 году в Арктическом и Балтийском бассейнах составила суммарно 576 тыс. т, из которых ММРП перевалил 237,5 тыс. т.

В 2022 году грузооборот, основной показатель деятельности ММРП, вырос на 23,4% по сравнению с 2021 годом и составил 326,4 тыс. т.

Доля рыбной продукции стабильно росла: с 62% от общей перевалки в 2017 году до текущих 73%. Всего, по данным Морцентра, общий грузооборот в Арктическом бассейне в 2022 году составил почти 98,5 млн т, из которых на долю рыбной продукции приходится около 0,3%. В Балтийском бассейне за 2022 год общий грузооборот составил более 245,5 млн т, доля рыбной продукции — менее 1%.

Российский экспорт мороженой рыбы в ЕС не попал под санкции в 2022 году. Рыболовецкие хозяйства воспользовались этой возможностью. «В прошлом году из 139 тыс. тонн рыбы, выгруженной в нашем порту, 50,7 тыс. тонн было отправлено на экспорт, что составляет 37%», — говорит генеральный директор Мурманского морского рыбного порта Эдуард Малашенков. Аналогичная тенденция фиксировалась, по его словам, и в предыдущие годы.

Рыбная продукция уходила на экспорт и в рефрижераторных контейнерах, для чего в ММРП была построена и функционирует площадка для одновременного размещения 150 контейнеров с подключением к электросети, обновлено и отремонтировано старое перегрузочное оборудование, реконструированы подъездные пути, уточняет Малашенков. По его словам, активно задействован только южный район рыбного порта, где сосредоточено 90% холодильных мощностей порта Мурманск и активно работают около 50 предприятий рыбной отрасли. Из девяти причалов только четыре выделены для постановки рыболовецких судов, остальные зарезервированы Нацрыбресурсом под другие грузы, несмотря на приоритет обслуживания рыбных судов.

«Эффективность работы порта не в последнюю очередь зависит от состояния и пропускной мощности причалов», — подчеркивает Эдуард Малашенков. По его словам, их ремонта не было с 2018 года, когда причалы поступили в ведение Нацрыбресурса: «Модернизация причалов дала бы возможность принимать любые транспортные и рыболовецкие суда, включая лихтеровозы с осадкой в грузе 12 м. Новые суда, построенные по проектам инвестквот, имеют осадку 9 м, и их может принять только один причал ММРП, и то с неполной загрузкой». Обновленные причалы позволили бы увеличить количество судозаходов и грузооборот, добавляет гендиректор ММРП.

Мурманск в настоящее время рассматривается как звено логической цепи по доставке грузов по Северному морскому пути (СМП), уточняют в пресс-службе Росрыболовства. Точкой получения груза, прибывшего из дальневосточных портов, станут причалы первого грузового района рыбного терминала Мурманского морского порта. Для интеграции объектов портовой инфраструктуры в развитие СМП планируется реконструировать более десяти причалов с выходом на естественные глубины 15–16 м. В результате, по планам ведомства, будет образован глубоководный причальный фронт длиной 310 м.

Кроме того, на искусственно созданном земельном участке площадью около 5 га планируется создать портовую инфраструктуру, которая позволит провести накопление и перевалку генеральных грузов до 2300 FEU (FEU — единица измерения, эквивалентная сорокафутовому контейнеру. — РБК+), что обеспечит полную загрузку таких судов класса лихтеровозов «Севморпуть». Росрыболовство также планирует строительство в тыловой зоне причалов северного района Мурманского рыбного порта холодильника единовременного хранения на 10 тыс. т продукции и цеха по переработке водных биологических ресурсов мощностью до 70 т сырья в сутки, что с учетом действующих и возводимых производственных мощностей позволит говорить о создании полноценного рыбоперерабатывающего кластера.

В марте 2022 года постановлением правительства Мурманской области была принята адресная программа «Реновация территорий морского рыбного порта Мурманск». К слову, аналогичная программа была представлена руководством Росрыболовства губернатору Мурманской области еще в марте 2021 года, однако правительство региона в итоге решило подвергнуть реновации не первый, а второй грузовой район рыбного порта.

«Суть предлагаемой нам реновации состоит в сносе имеющихся 290 объектов южного района рыбного порта, включая уже работающие холодильные терминалы, рыбоперерабатывающие и судоремонтные мощности, а вместо них построить всего семь объектов инфраструктуры», — объясняет Эдуард Малашенков. Руководство Мурманского рыбного порта сомневается в успехе подобной реновации: «Как можно планировать инвестиционные проекты, не имея уверенности, что этот проект воплотится в жизнь и будет приносить доход не только государству, но и инвестору?»

Направления и перспективы

Программа модернизации инфраструктуры коснется не только Мурманского рыбного порта. В Росрыболовстве подчеркивают, что в Санкт-Петербургском рыбном порту уже закончился капитальный ремонт с модернизацией основных производственных мощностей на причалах 1 и 2, позволяющих повысить грузооборот на 20% и изменить соотношение в получаемых и обрабатываемых грузах с 70% рыбной продукции и 30% прочих видов до 60 к 40% соответственно.

В удаленном терминале «Пионерский» морского порта Калининград на всех причалах общей протяженностью 860 м проведены работы по капитальному ремонту сооружений и инженерных сетей, что позволило на 240% увеличить количество судозаходов за последние два года.

«Государство в настоящее время выстраивает линию регулирования отрасли с приоритетом на развитие переработки морских уловов на территории страны», — констатирует Александр Панин. Целью является насыщение внутреннего рынка востребованной продукцией и переориентация с экспорта рыбного сырья в сторону поставок продукции глубокой переработки, что выгодно российской экономике, резюмирует эксперт.

Поделиться